Судя по обилию постов и количеству просмотров данной ветки за последние дни, вопрос взаимоотношения религии и общества есть весьма актуален. Несмотря на то, что большинство Россиян все-таки атеисты либо "соуствующие" внимание к данному вопросу не случайно: Во первых как отметил Flanker, религия за долгое время доминирования, повлияла на менталитет и традиции народов, во вторых при отсутствии государственной идеологии и засилии потребительских и эгоистических идиом люди просто интуитивно тянутся к неким островкам где присутствуют духовные ценности. Под термином "религия" предлагаю подразумевать лишь богоданные религи, присутствующии в РФ: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Всевозможные секты и ортодоксальные течения, не признанные иерархами в данном контексте не рассматривать. Т. е. обозначить цель дискуссии так: Что позитивного может привнести религия в современное общество и какие практические шаги необходимы уже сейчас?
Я внимательно прочел "По грехам нашим.." Н. Сомина (TNX тов. СКИФ) получатся, что РПЦ с 1917 по 90-е прошла некий круг. До 1917 - "симфония" с властью (Сомин) и отдаление от чаяний простых людей, подавляющее большинство которых христиане. За что Господь и наложил свою епитимью. Богоборцы-большевики лишают церковь большей части имущества и уничтожают активно сопротивлявшихся служителей, но созданное ими социалистическое государство и его идеология наилучшим образом воплощают в жизнь христианские заповеди. В РПЦ остаются наиболее стойкие в своей вере пастыри и прихожане. Пожалуй период 50х-80х годов, наиболее безмятежное время РПЦ - активное богоборчество окончено, церковь де-юре отделена от государства и сл-но необязана выполнять "госзаказы", социальные вопросы граждан в т. ч. прихожан решаются опять же государством, единственная трудность лишь в том, что церковь не может самостоятельно расширять свою деятельность и вести активную пропаганду, но в этом есть свой плюс - постоянными прихожанами и служителями становились лишь искренне верующие люди. В конце 80х начале 90х государство и церковь "поворачиваются лицом друг к другу" - церкви возвращают храмы, разрешают открывать новые приходы, вести пропаганду и т. п. Однако церковь становится некой (одной из многих) дубинкой в деле уничтожения СССР - появляется масса публикаций об убийствах служителей, разграблениях, осквернениях, ущемлениях свобод и прочий негатив в адрес Советской власти. Чаяния паствы и обострившиеся социальные проблемы опять остаются без должного внимания. В это-же время начинается засилие страны всяческими сектами, ясновидцами, целителями и никакой жесткой реакции ни от христианских ни от иных иерархов не следует. К настоящему моменту опять "симфония" и услужения властьимущим и состоятельным, причем порой в формах, явно отрицаемых большинством населения. Я имею в виду недавний призыв Чаплина к "осуждению Сталина", распрстранивщиеся традиции освещать отнюдь не богоугодные заведения и предметы роскоши: банки, казино, ночные клубы, дорогущие автомобили, торговые центры. На мой взгляд это издевательство над верой: Иисус изгнал торговцев из Храма, теперь священнослужители благословят торговые точки. При этом нынешняя ситуация в РФ, да и других странах, похожа на вплощение в жизнь "Сионских протоколов": рядовые граждане это гои, элита это избранные. Остается обратить элиту в иудаизм и талмудисты могут воскликнуть "Свершилось!" Разумеется такое положение вещей по мнению Сомина приведет к очередной Божьей епитимьи, как и в 17м это может выражаться в каких либо потрясениях для всего общества, обстановка в РФ да и во многих других странах на Евразийском континенте далека от стабильной. Сегодня (04. 09. 11) по ТВ1 показ репортаж о поездке Митрополита всея Руси по Сибири и ДВ. Напоминает поездку президента: встречи, экскурсии, возложение цветов к памятнику Колчаку, дежурные фразы о злодеяниях большевиков... У многих наверное возник резонный вопрос: а разве нынешние власти, разрушающие всё и вся не злодеи? "Страшно далеки они от народа " (С). Призыв к осуждению Сталина раздавался из руководства РПЦ, а вот критика дурацкой идеи ДАМ - от настоятеля храма. Судя по дискуссиям (см ссылки от СКИФ), в церкви как и в обществе расслоение, причем здравые мысли и трезвые оценки раздаются как раз из "низов", на уровне приходских служителей. Именно они общаются с прихожанами кои в большей части своим пололжением не довольны. Следовательно "союзниками от религии" могут стать не высокии церковные чины, а рядовые служители. Вообще получилась некая сепарация: руководители церкви отдельно, настоятели и верующие отдельно, атеисты и "сочуствующие" отдельно.
Кое что из личных наблюдений. В прошлом году довелось многократно общаться с "гастарбайтерами" из Узбекистана. Попытался выяснить как они относятся к "русским вообще". Знал что у них изучение Корана, слушание проповедей и соблюдение обрядов обязалово. Картина получилась не приглядная: русские ленивые и гордые, пристрастные к порокам, могут обмануть. Поэтому правоверным не грех зарабатывать "на русских" и обманывать. Чего он там еще думает не узнал, такие-то вопросы задавать нужно с большой осторожностью. Вот и подумал: откуда у чувака который 3 недели как из аула и раньше в россии не бывал такое мнение? От проповедничков, б, а главное подтверждение сему парень вроде как видит постоянно: алкашей которые с утра "на рогах" предостаточно, людей ничем не занятых то же, девчонок в мини-юбках летом навалом.. "У нас так девушки нэ ходят!" Ну то у ВАС, а здесь, на жаре при влажности 100% в штанах сваришся. Похоже чело даже мысли не допускал сформулировать (хотя бы для себе) вопросик к правителям Узбекистана: почему он должен оставить дом родной и поехать за тысячи км. чтоб заработать нелёгким трудом небольшие деньги (ок 15тыр/мес), почему на родине-то работы не осталось, никакой. Другой пример: задаю студентам вопрос: "В какой религии, в иудаизме или исламе существует традиция кровной мести?" Ответ почти всегда однозначен - в исламе. (Редко кто чуствует подвох и отвечает "не знаю"). Эт пример того, что делает с моском нынешнее школьное образование, ориентированное на тесты и вырабатывающее привычку не думать, а "искать ответ в вопросе". Традиция сия существовала еще за долго до появления ислама и лишь у нескольких племен, населявших современный северный кавказ. Ну мне простительны такие эксперементы - я просто прикалываюсь, а вот ежли кто поработает "с умыслом" то пушечное мясо для межнационального конфликта считай готово.
Теперь к исходному: нужно ли в школах говорить о религиозных учениях? Полагаю нужно, позиция непреклонного атеизма, которую выражает товарищ Wold, была бы приемлима при наличии ясной и поддержаной обществом государственной идеологии (при СССР), в настоящее время при нравственной деградации, провоцируемой государством, религия может стать хранителем и провайдером духовных ценностей. Заинтересованы ли священнослужители в такого рода деятельности? Думаю да. Ведь многие их прихожане это родители и для них вопрос как должен вести себя ребенок, воспитаный в определеных религиозных традициях с учителями и сверстниками иноверцами или атеистами весьма актуален. Замечу, что иерархи различных религиозных направлений общаются друг с другом и руководителями государства, следовательно нет никаких непреодолимых преград организовать подобное взаимодействие на "низовом уровне". Для школ вопрос сей актуален еще и потому, что в одном классе оказываются дети, воспитываемые в семьях с различными религиозными убеждениями. Разумеется по детству частенько возникают всякие конфликты но обычно не "по злобе", а от отсутствия опыта и в силу естественного для возраста игрового поведения. Разрешать токого рода ситуации приходится педагогам. Вот тут и возникает масса вопросов, как себя правильно повести, как разъяснить "что такое хорошо, что такое плохо", уместны ли в школе различные культовые атрибуты (четки, крестики...), да и учитель тоже ведь может придерживаться какой либо религии. Представляется вполне возможным вариант, когда на местном уровне (город, поселок), священнослужители различных религий совиестно формулируют некий документ, где будет следующее: 1 Краткое и доступное исложение сути учения, с упором на непротиворечивость другим религиям. 2 Правила поведения верующего в светских заведениях (особо касаемо одежды и наличия атрибутов принадлежности). 3 Четкое изложение того, что в светском заведении главенствуют светские законы и традиции. 4 Предостережения от различных соблазнов (алкоголь, наркотики) с упором на их богопротивную сущность. 5 Разумные оценки всяких ложных кумиров (светских тусовщиков, развязных и развратных представителей шоу-биза, преступных авторитетов ит. п.) Возможно даже приглашать священнослужителей в школы (на 2 - 3 занятия), не для проповедей а для просвящения так сказать авторитетными устами. Полагаю и школа может сделать встречные шаги, особенно в части запрета всяких вульгарных одеяний, татуировок и макияжа. Такие вещи раздражают не только верующих, но и атеистов с нормальным эстетическим вкусом. Во многих школах уже и так ввели дресс-код и никто особо не возмущался. Если все изложенное воплотить, то при разрешении спорных ситуаций, педогог сможет руководствоваться документом, составленным служителями, тогда вопросы типа "А судьи кто?" вообще врядли возникнут. Ну а то, что это будет труд представителей различных религий еще раз убедит и верующих и атеистов, что различные течения не противоречивы. Добиваться печатания и распространение сего текста в школах совсем не обязательно, достаточно выложить на сайтах которые у многих епархий и диаспор уже есть. Возможна ли и правомерна подготовка сего именно "с низу"? ДА, поскольку общение с представителями других конфессий и атеистами вполне обычная деятельность для служителя. "Верхи" подобными вопросами заниматься не спешат по уже названным причинам, к тому же священник известный всем местным жителям, обладает большим авторитетом чем вышестоящий, далекий масковский пастырь. В подтверждении реализуемости сего проекта и достижения позитивных результатов можно привести пример мегаполисов Индии, а ведь это светское государство. К слову ни длительная колонизация ни современный прогресс не смогли убить дух индуизма. Там нарочито уважительное отношение ко всему живому, включая весьма неприятных гадов и насекомых. Среди местных жителей атеистов практически нет, зато всяческих конфессий и течений в изобилии. Однако люди вынужденные постоянно соприкасаться друг с другом выработали приемлимые правила поведения. Во многих светских заведениях допускается только "цивильная" одежда. Для верующего индийца человек, исповедующий другую религию, не "заблудшая душа", а тот кто выбрал другой путь к постижению истины. Разумеется бывают и конфликты, которые незамедлительно пресекаются властями и осуждаются обществом. Без слаженного взаимодеиствия священнослужителей друг с другом и властями, Индия уже давно распалась бы на десятки мелких государств, по религиозным и национальным признакам. Полагаю подобное мирное сосуществование возможно и в РФ хотябы потому что физиологически все люди мало чем отличаются, а вот формирование менталитета это уж дело рук и мозгов человеческих. В нынешней ситуации для церкви здесь широчайшее поле деятельности. Надеюсь кто нибудь да сделает первый шаг.