Начиная с полного несоответствия истории
Извините уважаемый Бобас,но вы явно погорячились говоря о полном несоответствии истории. Можно конечно найти ляпы в форме,в отдельных событиях,но вы же наверно понимаете что это не хроника,не реконструкция,а художественный фильм,который снимается " по мотивам".
Нашел в инете занимательную реценцию :
"Каким должно быть новое кино о Великой Отечественной войне? В первые постсоветские годы мы жаждали увидеть что-нибудь на запретные прежде темы, о зверствах своих над своими (удачно получился только один фильм о штрафниках – «Гу-га»). Потом Спилберг выпустил «Спасти рядового Райана» и многих обуяла жажда фонтанов киношной крови. Отныне фильм о войне должен был обязательно щекотать нервы зрителя железной щеткой. В новой России режиссеры, пытаясь совместить все эти требования, пробовали что-то снимать, но мало у кого получилось. Кино- и телеработы последних десяти лет можно разделить на просто провальные («На безымянной высоте», «В тылу врага»), с натяжкой приемлемые («Диверсант», «В июне 41-го», «Сильнее огня») и неожиданно хорошие («Свои», «Кукушка»). «Штрафбат» Николая Досталя – отдельная статья: совершенно провальный сценарий Э. Володарского вытянула лишь блестящая игра актеров.
И вот новая премьера – фильм «Брестская крепость», снятый совместно кинокомпаниями «Централ Партнершип» и «Беларусьфiльм», который вышел в широкий прокат 4 ноября и сразу же вызвал обвал восторженных откликов. Прошло две недели, желающие посмотрели картину по второму, третьему четвертому разу. Пришло время ставить оценки.
И здесь главный вопрос: с какой точки зрения рассматривать эту картину? Чисто с человеческой? Тогда всё в порядке: в искренности показанных чувств не сомневаешься. Особенно врезается в память несколько эпизодов из жизни семьи капитана Почерникова (это реально существовавшие люди). Помните в начале фильма сцену в магазине, где муж (Евгений Цыганов) покупает пиво себе: «Завтра выходной, вот я и буду отдыхать», и две бутылки минералки для детей? Помните реплику жены (Татьяна Камина): «О детях он вспомнил»? На экране это длится всего секунд десять, но благодаря блестящей игре актеров зритель уже видит самую обычную русскую семью, где муж и выпить любит, и на сторону при случае сходить не прочь (по лицу видно); да и жена - не ангел, со стандартной долей кухонной стервозности.
Но вот начинается война и мы видим женщину, которую интересует только один вопрос: "Патроны есть?" Она возвращается в свой разбитый дом, где в одной комнате лежат тела убитых детей, а в другой сидит на полу, привалившись к стене, раненый в руку офицер. И только тут понимаешь, что это именно они – Иван и Шура Почерниковы, только постаревшие за несколько часов лет на десять. Немцы подходят всё ближе, и жена офицера стреляет по ним из парабеллума. Стреляет так, как это могут только жены офицеров – уверенно, как уже не раз делала это в тире или на полигоне (а не как блондинистые супергероини в сериалах – оттопырив ручку и зажмурившись). А потом мы слышим диалог, от которого перехватывает горло:
- Я в плен не сдамся.
- Я с тобой... Без тебя и детей жить не буду.
- Шур, прости меня.
- Ты прости.
Потом он просит ее посмотреть, что там на улице и в глазах отражается невысказываемое: он не хочет стрелять в жену, видя ее лицо, и она прекрасно это понимает. Она встает, он стреляет в нее, а потом в себя.
Мы снова увидим их в финале фильма. Такими, какими они были в последний мирный день: молодыми, улыбающимися, ведущими за руки детей. Обычная русская семья, со всеми плюсами и минусами. Вот это и есть гениальность работы актеров и режиссера: в полувсгляде-полуслове передать максимум информации о героях.
Накануне премьеры фильма «Брестская крепость», генеральный продюсер картины Игорь Угольников дал интервью, в котором, в частности, были такие слова: «Отличие этого фильма – документальность. Главное было – не покривить душой, не трансформировать подлинные факты, по-человечески подключиться к истории. Устраивать провокации, высказывать свои версии в фильмах о той войне – нельзя, нельзя вести себя так по отношению к своим детям и своим предкам». Правда, позже он добавил: «Есть мой взгляд на ту войну».
Что ж, посмотрим, насколько слова о документальности (на которой, по словам Угольникова, базируется сценарий фильма) соответствуют тому, что получилось.
Внимательно посмотрев «Брестскую крепость» три раза и сверив увиденное с содержанием с одноименной книгой Сергея Смирнова (а именно она является единственным сборником свидетельств об обороне Брестской крепости), мы вынуждены констатировать: говоря о документальности показанных событий, генеральный продюсер союзной кинокомпании несколько преувеличил. Если воспринимать "документальность" как неуклонное скрупулезное следование свидетельствам очевидцев, то полностью документальной в фильме является лишь сцена, в которой майор Гаврилов останавливает бегущих в панике солдат:
« - Командиры есть?
Через толпу пробрались двое: один – в грязной нижней рубахе, другой – в солдатской гимнастерке без пояса.
- Мы лейтенанты, - пояснил один.
- Лейтенанты? Не вижу. Даю двадцать минут. Привести себя в порядок и доложить как положено. Иначе расстреляю как паникеров. Бегом марш!»
Но опять же, в книге Смирнова это говорил не Гаврилов, а старший лейтенант Василий Бытко, начальник школы младших командиров 44-го стрелкового полка, награжденный орденом Красной звезды за «финскую» (позже он погиб во время побега из плена».
Практически всё остальное в фильме можно определить кинематографическим термином «по мотивам». В отдельных случаях это, понятно, было вызвано сюжетной необходимостью. Например, это относится к главному герою фильма - воспитаннику музвзвода Саше Акимову (Алёша Копашов). Персонаж этот – частично вымышленный. По данным Смирнова в крепости воевало по меньшей мере пятеро подростков - воспитанников разных полков. Самый известный из них - 14-летний Петя Клыпа, который тоже служил вместе со старшим братом (который, в отличие от героя фильма, был не артиллеристом, а командиром музыкантского взвода, и на самом деле не погиб). Но эта реальная личность не вписывалась в хронологию фильма, где всё выстроено на рассказе ветерана, в наши дни приведшего в крепость своего внука-суворовца, поскольку Петр Сергеевич Клыпа умер еще в 1983 году.
При этом осуждать создателей «Брестской крепости» перо не поднимается. Им нужен был персонаж, который объединил бы в единое повествование три основных сюжетных линии фильма. Это и было сделано с помощью вымышленного героя.
Также надо признать, что «по мотивам», в данном случае, означает «максимально приближенно к оригиналу». Даже в эпизодах. Достоверна, например, история о младшем лейтенанте, легшем на немецкую гранату, чтобы спасти жизнь маленького сына. Это был Александр Бобков, командир роты 37-го батальона связи. Во время артобстрела у него убило жену и грудную дочь, а сам он был смертельно ранен. Пробегавшие немцы бросили в их сторону гранату, и тогда смертельно раненый лейтенант Бобков закрыл своим телом от взрыва 5-летнего сына Алика. Несоответствие реальным событиям заключается лишь в том, что у настоящего лейтенанта Бобкова были оторваны обе ноги, а в фильме - левая рука. Но создателей фильма понять можно: эта сцена требовала крупного плана и оторванные ноги в него не вписывались. Кстати, в рецензии на фильм "Брестская крепость", появившейся в журнале "КоммерсантЪ-Власть", именно эта сцена названа излишне натуралистичной (читай – выдуманной), хотя она была записана Смирновым со слов того самого мальчика – сына лейтенанта Бобкова, которому удалось выжить.
И всё же о документальности, в полной мере (если таковая вообще возможна в игровом кино), говорить не приходится. Есть в фильме эпизоды просто выдуманные. Это относится, например, к сцене, когда полковой комиссар Фомин выходит из крепости, чтобы спасти людей, которыми гитлеровцы прикрываются, как живым щитом. Да, такое действительно было, но никто из защитников не выходил на мост, чтобы крикнуть «Ложись!». Крикнуть можно было и из-за ворот, а со второго этажа казарм наши бойцы и так перестреляли немцев, стоявших за ранеными и медработниками.
Вообще, личность полкового комиссара Фомина рассматривается в фильме с точки зрения замполитов советского времени. Кто же еще мог руководить обороной, как не коммунист? Но если просто проанализировать имеющиеся факты, то картина вырисовывается несколько иная. Ефим Фомин пришел в армию в 1932 году, с должности пропагандиста Псковского горкома партии, не имея никакого военного образования, но сразу же получил звание батальонного комиссара. Так что вдохновлять красноармейцев он, конечно, мог, но по-настоящему обороной командовал капитан Зубачев, ветеран Гражданской и «финской» войн. Что же касается ордена Ленина, которым Фомин был награжден посмертно в 1957 году, то награждены тогда были все руководители обороны, и выжившие, и погибшие. Лейтенант Виноградов, старший лейтенант Семененко и капитан Зубачев – орденами Красного знамени, а Фомин, как старший по званию – орденом Ленина.
Совершенно непонятен в фильме поступок Фомина, который, попав в плен, сам признается, что он «командир, еврей, комиссар». При этом на петлицах его гимнастерки ясно видны следы от четырех снятых «шпал», так что немцы и так разобрались бы в его звании. На самом деле полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин был расстрелян при совсем других обстоятельствах (перечитайте Смирнова, там всё недвусмысленно описано). Поневоле возникает вопрос: к чему эта псевдоисторическая вольность? Интересно, это как-то перекликается со словами Павла Деревянко, сыгравшего эту роль: «Косность в изложении исторических событий – это неправильно. Я за провокацию, даже в этом»? Зачем вообще на роль героя войны был приглашен актер комического амплуа, которого молодое поколения россиян знает лишь по стёбной комедии «Гитлер капут»?
И таких вопросов много. Зачем авторам понадобилось убивать начальника погранзаставы Кижеватова (Андрей Мерзликин), который на самом деле пропал без вести при подрыве понтонного моста? Зачем говорить, что майор Гаврилов после возвращения из плена был репрессирован, если этого не было? Почему командиры гитлеровских диверсантов, высаживаясь из поезда за несколько часов до начала войны, отдают команды по-немецки? Они что, специально хотят, чтобы их заметили? Продолжать можно долго.
Мы не призываем выискивать в фильме несоответствия. К части создателей «Брестской крепости» явных ляпов в картине нет. Хронология событий почти не нарушена, актеры внешне очень похожи на героев, которых играют; многие сцены снимались в настоящих интерьерах Брестской крепости. Идеологически фильм выдержан прямо-таки по советским стандартам о патриотическом воспитании молодежи (и это, в общем, неплохо).
Но, как это ни печально, надо признать: фильм получился хорошим, но не более (в сравнении с автопортретными михалковскими опусами – так и вовсе шедевр). Во многом – потому, что рассказывает лишь о пяти первых днях обороны Брестской крепости, да и то, в основном, в «пораженческом» духе. Хотели этого авторы или нет, но при просмотре чувствуется, что побеждают (несмотря на героизм наших) всё же немцы. А ведь на самом деле всё было далеко не так просто. Конечно, на стороне врага был численный перевес и массированная поддержка артиллерией и авиацией, но и крепостные укрепления, которые в начальных титрах фильма (и даже в книге Смирнова, как ни странно) названы устаревшими, кое-чего стоили. Да, в 41-м году Брестская крепость уже не была такой неприступной, как в середине XIX века, но опыт советско-финской войны 1939-40 гг. показал, что даже самые современные фортификационные укрепления, вроде «линии Маннергейма», взять можно.
Так вот, после того, как защитники Брестской крепости оправились от первого шока и заняли оборону за полутораметровыми стенами с узкими бойницами, немцам пришлось далеко не сладко. В боевых донесениях гитлеровских войск отмечается, например, массированный «снайперский» огонь русских. Но винтовок с оптическими прицелами в Красной армии в то время практически не было, а вот значки ГТО и «Ворошиловский стрелок» (а это твердый «взрослый» спортивный разряд по стрельбе) в СССР тогда имел каждый второй парень призывного возраста, не говоря уже о солдатах. Проще говоря, на открытом месте за стенами крепости немцы просто боялись показываться. Очередная попытка штурма предпринималась лишь после массированной бомбежки и артподготовки, но снаряды полевых орудий стены крепости не брали, а 90% бомб в цель не попадали (это норма в авиации того времени). И всё начиналось сначала. Если бы не недостаток воды, продуктов и медикаментов, крепость держалась бы гораздо дольше. Разрушения крепости, которые видел каждый побывавший там, - результат не бомбежек, а банального растаскивания бесхозного стройматериала в первые послевоенные годы.
А взять оборону Восточного форта, которой руководил майор Гаврилов (блестяще сыгранный Александром Коршуновым), и которая в фильме показана как-то совсем уж поверхностно. Утром 22 июня четыре сотни бойцов под командой кадрового военного, прошедшего две войны и только что закончившего академию имени Фрунзе, заняли не затронутое бомбардировками фортификационное укрепление неподалеку от Северных ворот крепости, в котором были большие склады оружия, боеприпасов и продуктов. Восточный форт, в котором перед войной базировался зенитный артдивизион, в плане представляет собой (он сохранился до сих пор) двойную подкову, внутрь которой можно войти только через узкую горловину. Так вот, во время очередного немецкого штурма бойцы форта укрывались в казематах и ждали, пока гитлеровцы заполнят собой внутреннюю «подкову». После этого открывалось окно казармы, за которым был установлен счетверенный пулемет «максим» и двор буквально выметался свинцовой метлой. Уцелевших немцев, обезумевших от ужаса, красноармейцы добивали штыками во время контратаки.
Если авторам фильма так уж хотелось пощекотать нервы зрителей кровавой сценой, то можно было бы показать заваленный трупами гитлеровцев двор Восточного форта, а не выдумывать «мясорубку» в Северных воротах (которой не было) и немецкий танк, едущий через горы тел женщин и детей. Нет, танки через те ворота действительно прошли – целых три. Но два из них наши сразу же подбили из зенитного орудия, а один, прорвавшийся в центр «подковы», был подорван связкой гранат.
Взять Восточный форт немцам удалось, лишь сбросив на него бомбу в 1,8 тонны. Взрывная волна – не снаряды и осколки, она проходит и через землю, и через кирпичную кладку. Только после этого немцам удалось войти в форт, и они начали уничтожать и брать в плен оглушенных красноармейцев, выжигая сопротивляющихся огнеметами. Но отдельные бойцы, в том числе и майор Гаврилов, продолжали воевать еще несколько недель, а по фильму получается, что оборона крепости продолжалась всего пять дней.
Не показан и даже не упомянут в фильме случай с безымянным защитником Брестской крепости, который вышел из развалин лишь в апреле 1942 года. Да, эта история уже была описана Борисом Васильевым в повести «В списках не значился» и показана в фильме «Я – русский солдат». Авторы «Брестской крепости» словно бы испугались обвинения в плагиате. Но это ведь не художественный вымысел, а подлинная история, отраженная в немецких документах (перевод читал лично). Попробуйте найти хоть один случай подобного героизма в истории любой другой страны. Нам, на самом деле, есть чем гордиться.
Если уж кинематографисты никак не могут обойтись без вымысла ради эффектной концовки, то можно было придумать что-нибудь вроде следующего. На запорошенных снегом развалинах Брестской крепости стоят два немецких офицера, на глазах которых только что унесли последнего, едва живого, защитника крепости (см. предыдущий абзац). Немцы закуривают, после чего один говорит другому: «Ну теперь, кажется, всё». В эту секунду звучит выстрел и пуля пробивает ему Железный крест на груди. Секунду длится стоп-кадр, после чего начинается обратная перемотка, как в фильме «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова. Пролетая над горами битого кирпича и изувеченной землей, пуля возвращается в ствол винтовки, которую держит до предела изможденный человек, одетый в лохмотья красноармейской формы. Нажав на спуск, он обессилено опускается на пол у стены каземата, на которой нацарапано «Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!» (кстати, на самом деле надпись эта была сделан 20 июля, а не 27 июня, как в фильме). Всё, конец картины…
Оборона Брестской крепости, это беспримерный случай героизма, который НЕВОЗМОЖНО оспорить. Это, уж простите за формулировку, культовый эпизод нашей истории. И экранизировать его нужно так, чтобы «раз и навсегда». Или просто не браться за это. Над святым не экспериментируют.
Но фильм посмотреть всё же стоит."
В общем, показ "Брестской крепости" в Государственной Думе это все равно что богослужение в борделе.
а почему бы и нет? может мозг хоть на время включат?