IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Блок Коммунистов и Беспартийных


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 70

#41 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 13 November 2010 - 16:29

Фракция - это всего лишь группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.. Я понимаю под фракцией это.

потом вдруг перестали, потому что сигнал сверху пришел: можно и по-другому голосовать.


Почему перестали? Посмотрите на Съезды Народных Депутатов СССР и РФ. Там опять-таки большинство у КПСС. Другое дело, что депутаты от КПСС сами начали образовывать не коммунистически фракции и группы.

Так же и советская избирательная система была идеальной социальной моделью выборов, где изначально предполагалось, что частицы-избиратели, не вступая во взаимодействие с другими политическими силами, и не будучи дифференцированы по своим воззрениям почти 100 %-но приходят голосовать за единственного кандидата от блока коммунистов и беспартийных и единодушно отдают ему свои голоса.


Советская избирательная система зародилась при многопартийной ситуации.

т.к надо было обеспечить представительство в Советах депутатов женщин, орденоносцев, ветеранов, титульных наций и т.п. при ограниченном числе мест.


Читайте опять газету "Известия", ссылку по которой я дал.
Цитата: газета "Известия"
Уровень критики и самокритики порой бывает настолько высок, доводы против кандидата настолько основательны, что участники собрания признают необходимым отвести кандидатуру и заменить ее более достойной.
В Арзамасском районе на предвыборных собраниях были отведены и заменены 26 кандидатур. На одном из собраний в Протопоповском колхозе обсуждалась кандидатура колхозницы Пырковой. Выступавшие отмечали, что Пыркова не проявила себя на общественной работе и что есть более достойные кандидаты. Например, неоднократно премированный садовод П.М.Мошкова.
На собраниях колхозников Ивановского района было отведено 23 кандидатуры. Так, кандидатура секретаря Троицкого сельсовета т. Зеленцовой не была поддержана на собрании колхозников колхоза им. Ворошилова потому, что она совершенно не участвует ни в колхозной работе, ни в жизни колхоза. Вместо нее была выдвинута кандидатом в депутаты сельсовета звеньевая т. Сухарева.


#42 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 13 November 2010 - 22:16

Почему перестали? Посмотрите на Съезды Народных Депутатов СССР и РФ. Там опять-таки большинство у КПСС.


Я имел в виду появившуюся возможность голосовать не только за единого и единственного кандидата блока коммунистов и беспартийных. Насчет большинства у КПСС я не спорю.

Советская избирательная система зародилась при многопартийной ситуации.


Правильно. Но эта ситуация длилась недолго.

Читайте опять газету "Известия", ссылку по которой я дал.


Ну, я и не отрицаю присутствие прямой демократии на низовом уровне в СССР: колхозах, заводах, организациях и т.д. Людям надо дать выпустить пар при обсуждении кандидатов в сельсоветы и райсоветы. Зато последующие выборы были по большому счету формальными.

#43 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 17:33

Но эта ситуация длилась недолго.


Я думаю, что 11 лет всё-таки не так уж мало.

Ну, я и не отрицаю присутствие прямой демократии на низовом уровне в СССР: колхозах, заводах, организациях


Там шла речь не о выборах в колхозах, а о выдвижении кандидатов в депутаты Совета. То есть спектр выдвижения кандидатов в депутаты был широк (сравните с современностью). В связи с чем отпадала желание и надобоность во многих кандидатах.
Хотя, есть кое-что интересное. Вот образец бюллетени 30-ых годов:


#44 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 18:44

а давай те уважаемый Александр-17 вы будете доказательство не из газет брать а из книг?можете так?или вы больше газетам верите

извините насколько я знаю в СССР никакого парламента не было уважаемый Александр-17
Назад в СССР

#45 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 19:01

а давай те уважаемый Александр-17 вы будете доказательство не из газет брать а из книг?можете так?или вы больше газетам верите


Хотите лишить меня источников доказательств? Зачем?

извините насколько я знаю в СССР никакого парламента не было


И слава Богу. В СССР были Советы. Парламент, правда, появился в 1989г.

#46 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 19:48

Хотите лишить меня источников доказательств? Зачем?



да нет ,вы не так .просто вы только из газеты приводите.а вы опирайтесь на книги

Парламент, правда, появился в 1989г.




а что в вашем бюллетене написано советский парламент?
Назад в СССР

#47 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 21:21

а что в вашем бюллетене написано советский парламент?


Это не сам бюллетень, а его фотография из книги какого-то публициста. Вроде, Юрий Жуков.

#48 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 22:02

Там шла речь не о выборах в колхозах, а о выдвижении кандидатов в депутаты Совета.


Я это понял. См выше: "Людям надо дать выпустить пар при обсуждении кандидатов в сельсоветы и райсоветы".

Хотя, есть кое-что интересное. Вот образец бюллетени 30-ых годов:


К сожалению, ваша картинка у меня на компе не смотрится.

вы будете доказательство не из газет брать а из книг?можете так?или вы больше газетам верите


Вспомнился старый анекдот.
Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт на параде на Красной площади. - Слушай, Юлий,- говорит Александр Македонский,- будь у меня были такие танки, я был бы самым непобедимым полководцем. - А если бы у меня были такие самолеты,- говорит Юлий Цезарь,- никогда бы не пала Римская Империя! - Да, друзья,- говорит Наполеон,- была бы у меня советская пресса, никто бы не узнал про Ватерлоо.

#49 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 22:06

Вячеслав, вот первоисточник

#50 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 14 November 2010 - 22:47

Вячеслав, вот первоисточник



Александр-17, спасибо, прошел по ссылке, все прочитал!

Как я понял из текста, речь там идёт о нереализованном проекте проведения выборов из числа альтернативных кандидатов.

Многие правители планировали политическую модернизацию, но по тем или иным причинам её не осуществили. Вспомним, к примеру, проект Конституции Александра II.

#51 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 15 November 2010 - 08:27

ну а что уважаемый Вячеслав можно ведь и на другие источники опираться.а за анекдот спасибо smile
Назад в СССР

#52 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 17 November 2010 - 20:26

ну а что уважаемый Вячеслав можно ведь и на другие источники опираться.а за анекдот спасибо



Верно, уважаемый стас)))! Рад, что Вам понравился анекдот.

#53 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 17 November 2010 - 20:30

Верно



Я тоже рад ,что вы со мной согласны.
Назад в СССР

#54 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 24 November 2010 - 21:31

важный аспект избирательной темы - формирование комиссий в 30-е годы

Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г.
Формирование окружных и участковых избирательных комиссий
Дорожкина Я. Б.

Печатный аналог: Дорожкина Я. Б. Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г.: Формирование окружных и участковых избирательных комиссий // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 132–141.
Публикуется с согласия редакции сборника

Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г. интересны как первая избирательная кампания, проводившаяся на основе Конституции СССР 1936 г. Как известно, данная конституция ввела всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании во все органы власти, что означало новый этап в развитии советского избирательного права. «Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г.» формально содержало предпосылки демократического избирательного процесса, касающиеся выдвижения кандидатов, формирования и деятельности избирательных комиссий.

Выборы 1937 г. отработали механизм сочетания внешне демократической кампании с жестким контролем со стороны партийного аппарата.

Предметом данной статьи являются вопросы формирования окружных и участковых комиссий, происходившего на местном уровне.

Советские исследователи 40-х — 50-х гг. подчеркивали широкое представительство в комиссиях от различных общественных организаций, обществ трудящихся и трудовых коллективов, участие беспартийных, женщин, молодежи, передовых рабочих и колхозников[1]. В последующие годы советские исследователи не посвящали выборам 1937 г. крупных работ. Зарубежные авторы отмечали псевдодемократизм советской избирательной системы, отсутствие выбора в бюллетене, контроль партии за выдвижением кандидатов[2]. Современные российские историки разделяют эти оценки. Вместе с тем, анализируя сталинскую эпоху, они также не рассматривали выборы 1937 г. как целостную систему. Не стал предметом специального изучения и действительный механизм формирования избирательных комиссий.

В соответствии с «Положением о выборах…», окружные избирательные комиссии регистрировали выдвинутых кандидатов в депутаты и подводили итоги выборов по округу, передавая документацию в Центризбирком. Участковые комиссии организовывали процесс голосования и проводили подсчет голосов. Таким образом, работа избирательных комиссий должна была обеспечивать законность итогов выборов. Порядок работы избирательных комиссий был разработан с учетом участия в баллотировке нескольких кандидатов.

Согласно «Положению о выборах…», в комиссии включались представители общественных организаций и обществ трудящихся. Состав окружных избирательных комиссий утверждался исполнительными комитетами областных и краевых Советов и подлежал опубликованию за 55 дней до выборов. Окружные комиссии по выборам в Совет Национальностей Верховного Совета СССР образовывались ЦИКами союзных, автономных республик, исполнительными комитетами автономных областей и национальных округов. Участковые комиссии утверждались РИКами и горсоветами, в городах с районным делением — райсоветами, и подлежали опубликованию за 40 дней до выборов[3].

В 1937 г. день выборов был назначен на 12 декабря. В соответствии с «Положением о выборах…», избирательная кампания начиналась 12 октября, 17 октября подлежали утверждению окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Союза, 22 октября — окружные по выборам в Совет Национальностей, 2 ноября — участковые комиссии.

Формирование избирательных комиссий определялось целями организаторов кампании и реальными возможностями для осуществления этих целей.

Во-первых, необходимо было обеспечить законность и максимальный внешний демократизм процесса формирования и состава комиссий. Эта цель достигалась посредством:

тщательного соблюдения сроков и порядка образования комиссий, указанных в законе;
оформления выдвижения через собрания трудовых коллективов и общественных организаций;
предъявления особых требований к половозрастному, профессиональному и партийному составу комиссий.
Во-вторых, необходимо было обеспечить гарантированное избрание утвержденных партией кандидатов, а также грамотное и четкое проведение процедуры голосования. Способами достижения этой цели были подбор состава комиссий, его проверка и предварительное утверждение партийными органами.

Поскольку была развернута повсеместная проверка состава комиссий на политическую благонадежность, вероятно, можно выделить и третью цель: использовать избирательную кампанию в процессе чисток и репрессий.

Процесс формирования избирательных комиссий начинался с подбора и утверждения состава окружных избирательных комиссий. Первоначально кандидатуры в состав окружных избирательных комиссий подбирались райкомами и горкомами ВКП(б). При этом, как сообщалось, например, в письме и. о. председателя Барнаульского городского совета в крайком о процедуре выдвижения О. С. Зелениной в Новосибирско-Алтайскую окружную комиссию по выборам в Совет Национальностей, с кандидатами окружных комиссий беседовали секретари райкомов и горкомов партии, руководители райисполкомов и горсоветов. В беседе особое внимание обращалось на общественную работу, профессиональную деятельность, на наличие родственников, лишавшихся когда-либо права голоса, имевших судимость, служивших в «белой» армии, арестовывавшихся органами НКВД, на наличие связей с заграницей[4].

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 7 октября обкомы и крайкомы ВКП(б) обязаны были к 10 октября утвердить состав окризбиркомов[5].

Бюро Запсибкрайкома ВКП(б) сначала утвердило председателей окружных комиссий по выборам в Совет Союза (22 и 26 сентября, с изменениями 10 октября и 28 ноября) и в Совет Национальностей (26 сентября, 10 и 17 октября). Состав членов комиссий был утвержден 10 и 17 октября (заменили 7 секретарей). Омский обком ВКП(б) утвердил полный состав окружных комиссий 10 октября[6]. После разделения Западно-Сибирского края оргбюро ЦК ВКП(б) по Алтайскому краю дополнительно утвердило состав окружной избирательной комиссии по выборам в Совет Национальностей от Ойротской автономной области[7].

Затем происходило «оформление» утвержденных кандидатур через делегирование от различных общественных организаций и обществ трудящихся. В Омской обл., например, по решению бюро обкома от 21 октября от коммунистических организаций были выдвинуты 4 члена окружных комиссий (3 партийных и 1 советский работник)[8]. Последним шагом было утверждение кандидатур крайоблисполкомами и опубликование состава комиссий.

Члены ВКП(б) составляли абсолютное большинство членов окружных избирательных комиссий (60,3 % по РСФСР[9] и 57 % по Новосибирской обл.[10]). Председатели являлись в большинстве своем номенклатурными работниками[11].

Изменения в составе окружных комиссий происходили и после партийного утверждения списков. В Анжеро-Судженском избирательном округе член окризбиркома выбыл в связи с выдвижением его кандидатом в депутаты[12]. Кроме того, постановлением президиума Омского облисполкома 10 ноября из 4 окружных комиссий — Кагановичской, Называевской, Тюменской и Тобольской — было отведено по одному человеку «по политическим соображениям», а 10 декабря из Называевской комиссии — еще один член «как не заслуживающий политического доверия»[13].

Если окружных избирательных комиссий на территории Западно-Сибирского региона было образовано 39, то участковых комиссий предстояло создать 7 996[14]. По решению пленума ЦК ВКП(б) 12 октября, райкомы, горкомы и окружкомы ВКП(б) осуществляли подбор членов и утверждение участковых комиссий до их утверждения советами. В соответствии с решением Политбюро, обкомам и крайкомам, ЦК компартий союзных республик до 17 октября следовало утвердить списки председателей и секретарей окружных и участковых комиссий и представить их в ЦК ВКП(б)[15].

Бюро Запсибкрайкома ВКП(б) утвердило списки председателей и секретарей 17 октября[16]. До этого списки изучались аппаратом Запсибкрайкома на основании характеристик, подписанных секретарями горкомов и райкомов ВКП(б), председателями райисполкомов и начальниками РО НКВД. 112 райкомов и горкомов представили материалы по 4 562 участкам на 9 124 чел. В результате проверки 262 председателя и 299 секретарей были отведены. В качестве причин указывались: «чуждый и враждебный элемент — 2, связь с врагами народа — 10, служба в «белой» армии — 77, не внушающие политического доверия — 27, в связи с судимостью — 37, слабость политической и деловой подготовки — 26, председатели и секретари сельсоветов (по должностным мотивам) и некоторая часть учителей — 383». Наибольшее число отводов касалось кандидатур из Черепановского района Новосибирской обл. (19) и Залесовского (22), Змеиногорского (19) районов Алтайского края. «Залесовский и Чулымский райкомы подобрали весь состав председателей и секретарей по преимуществу из учителей, без привлечения районного и сельского актива». В некоторых районах считали, что председателем участковой комиссии должен быть руководитель агитпункта.

Не представили списки к назначенному сроку Новичихинский и Сорокинский райкомы и Ойротский окружком ВКП(б). В эти районы для проверки и инструктажа Новосибирский обком направил 371 чел. В Сорокинский и Исетский районы в помощь по подбору членов участковых комиссий 26 октября были командированы также работники окризбиркомов[17].

В Омской обл. утверждение председателей и секретарей участковых комиссий происходило непосредственно на бюро обкома с 23 по 29 октября, то есть позже сроков, установленных Политбюро. На рассмотрение поступили списки из 45 районов и 2 административных округов (из входящих в них районов). По 19 районам и 1 округу списки были утверждены. По 6 районам списки были полностью отклонены. В Исетском районе кандидатуры были подобраны только из партийного актива, а требовалось включить «непартийных большевиков». Другими причинами были «несерьезный подход», «недостаточная проверка кандидатур», отсутствие обсуждения на собраниях (Исилькульский район). По остальным районам списки были утверждены, за исключением отдельных кандидатур. В 3 районах отклонили от 6 до 12 чел.

Нижне-Тавдинский, Крутинский, Ялуторовский райкомы представили в качестве председателей участковых комиссий 20 работающих председателей сельсоветов, в Армизонском районе — зав. райФО, в Кагановическом районе г. Омска — члена окружной избирательной комиссии. При утверждении списков на бюро Омского обкома ВКП(б) их было предложено заменить, так как по должности они не могли входить в комиссии.

Всего не утверждены были 74 чел., из них с указанием причин — 29, в том числе по должностным мотивам — 22, по политическим — 7 (недостаточно проверенные — 3 чел., как исключенные из партии — 3, имеющий арестованных родственников — 1).

Из-за неготовности райкомов и окружкомов ВКП(б) представить кандидатуры по 29 участкам Тобольского округа и Усть-Ишимского района Тарского округа их проверка и утверждение были поручены соответствующим окружкомам ВКП(б)[18].

В некоторых районах Алтайского края исполкомы организовали выдвижение кандидатур в состав участковых комиссий без участия райкомов. Эти факты обнаружились при проверке правильности образования комиссий районными прокурорами и заместителем краевого прокурора. В докладной записке последнего от 21 октября отмечалось, что «по Косихинскому району без утверждения райкома ВКП(б) кандидатуры в состав председателей и секретарей участковых комиссий почти во всех участках уже выделены общественными организациями. Состав членов избиркомов райкомом также не утвержден, но в общественных организациях они уже официально выделены». Состав участковых комиссий не был утвержден райкомами по Краюшкинскому, Сорокинскому и Залесовскому районам. Зам. крайпрокурора докладывал: «Мною было предложено практику эту прекратить»[19].

Утверждение состава самих участковых комиссий, как уже говорилось, было делом райкомов и горкомов. Однако бюро Новосибирского обкома решило проверить и членов комиссий, в том числе по районам, отошедшим к Алтайскому краю. Соответствующие материалы были переданы затем оргбюро ЦК ВКП(б) по Алтайскому краю. Для проверки около 25 тыс. чел. накануне пленума обкома, 23 октября, были вызваны все секретари райкомов и горкомов, областные работники и из них образованы 20 бригад по проверке списков членов участковых комиссий. Как сообщил председатель Новосибирского облисполкома С. А. Шварц на пленуме обкома 25–26 октября, по 25 районам вновь отклонили 37 председателей, 20 секретарей и 163 члена участковых комиссий. Причины: чуждый элемент — 14, за связь с врагами народа — 19, служба в «белой» армии — 19, имевших судимость в прошлом — 18, по должностным мотивам (председателей и секретарей сельсоветов) — 45, не внушающие по тем или иным причинам политического доверия — 110[20]. Согласно сводке инструкторско-информа­ционной группы Новосибирского облисполкома от 11 ноября 1937 г., комиссиями обкома и облисполкома были отведены 393 чел., в том числе за связь с врагами народа — 29, службу в «белой» армии — 38, ранее судимых — 43[21].

Подбор кандидатур в участковые комиссии призван был, с одной стороны, показать единение партии с народом, что заключалось в участии беспартийных, с другой — сохранить контроль над комиссиями, обеспечив партийно-комсомольскую прослойку. Особое внимание уделялось включению в комиссии женщин. Новосибирский обком указал, что не следует включать в комиссии вновь прибывших, ранее не занесенных в списки избирателей. Тревогу Новосибирского обкома вызвало положение в Чистоозерном, Татарском, Доволенском, Убинском, Кыштовском районах, где в половине комиссий отсутствовали коммунисты и комсомольцы, а в ряде комиссий — женщины. Сходная картина к концу октября сложилась в большинстве районов. В связи с отсутствием коммунистов в отдаленных районах требовалось командировать их из райцентров[22].

В участковых избирательных комиссиях партийное влияние обеспечивалось через председателей (из них приблизительно 68 % коммунистов в Новосибирской области и Алтайском крае) и секретарей (из них около 12–16 % коммунистов и 52–54 % комсомольцев)[23].

Было еще одно внутреннее противоречие. Необходимо было обеспечить надежность и грамотность работников комиссий, что могло быть легко достигнуто посредством включения, прежде всего, интеллигенции (учителей, врачей, ИТР, культпросветработников). Так, собственно, и поступили в ряде районов Новосибирской обл. Однако в выступлении на III пленуме Новосибирского обкома председатель Новосибирского облисполкома С. А. Шварц считал неверным преимущественное участие в комиссиях интеллигенции, рекомендуя привлекать колхозников, орденоносцев, стахановцев[24].

Указанные требования дополнялись критерием политической благонадежности. 27 октября 1937 г. газета «Правда» выдвинула лозунг: «Ни одного сомнительного человека в участковой избирательной комиссии», а 28 октября указала на подбор членов комиссий как важнейшее дело райкомов партии, так как «к сожалению, на глазах некоторых райкомов в участковые избирательные комиссии попадают чужаки, враждебные к нам люди».Необходимость бдительности при формировании комиссий подчеркивалась в постановлениях Президиума Новосибирского облисполкома № 159 и № 160 от 4 и 14 ноября 1937 г.[25]

Проверка состава участковых комиссий шла параллельно с его подбором. Помимо райкомов и райисполкомов, ее вели информаторы райкомов и обкома партии, инструкторы и информаторы облисполкома, члены окружных избирательных комиссий.

Информацию о порочащих фактах получали, как правило: 1) в результате проверки материалов РО НКВД; 2) по письмам информаторов и «сообщениям трудящихся». Так, 4 ноября 1937 г. в Томский городской окризбирком № 187 была направлена информация, автор которой считала необходимым проверить двух членов участковых комиссий[26]. В Кормиловском районе член Омской-сельской окружной избирательной комиссии выявил 11 человек, «классово чуждых и не внушающих политического доверия»[27].

Сигналы, поступавшие в партийные органы даже из РО НКВД, дополнительно проверялись. Секретарь Ключевского райкома ВКП(б) Алтайского края 9 ноября 1937 г. сообщил в Алтайский крайком о своей проверке заявления начальника РО НКВД, в котором утверждалось наличие у члена Славгородской городской окружной избирательной комиссии брата, «служившего в Чорной банде», «связей с кулаками». В результате проверки в данном случае секретарь райкома счел, что оснований для отвода нет[28].

Даже после утверждения обкомом Искитимский и Татарский райкомы, Кемеровский горком Новосибирской области сообщали о вскрытых фактах и просили отвести утвержденные кандидатуры[29].

Секретарь одного из райкомов ВКП(б) Волков так сказал на III пленуме Новосибирского обкома (25-26 октября 1937 г.) о процессе подбора в избирательные комиссии в своем районе: «40 дней примерно подбираются члены избирательных комиссий, 80 были отведены и из них многие сидят в НКВД. Тот, кто выдвигает — враг, сейчас он привлечен к ответственности»[30].

Изменения продолжались и после опубликования состава комиссий, когда в проверку включились избиратели. Как сообщил на заседании президиума Новосибирского облисполкома председатель Коченевского райисполкома, в этом районе Новосибирской обл. «по опубликованным комиссиям имели отвод на 50 %»[31]. Председатель Чановского райисполкома сообщил на IX пленуме Новосибирского облисполкома, что в районе «была чехарда выдвижения кандидатур», «бывшее руководство районом запустило все дело и поэтому приходилось исправлять и работать вплоть до момента выборов 12 декабря. В некоторых участках не находили ни одного человека для введения в состав комиссии — якобы в этих населенных пунктах не находилось ни одного честного человека, якобы все бандиты… А явка в этих „контрреволюционных“ селах — 100 %»[32].

В результате, как было указано на III пленуме Новосибирского обкома ВКП(б), реальное формирование комиссий характеризовалось «ежеминутными изменениями в списках избирательных комиссий», необходимостью постоянно искать новые кандидатуры, невозможностью утвердить их все на пленумах райкома ВКП(б)[33]. На X пленуме Омского облисполкома отмечалось, что «на выборах в Верховный Совет СССР имели неблагоприятных людей в участковых комиссиях. Мы имели в силу этого… целый ряд случаев поджога, попыток диверсий, отдельных угроз и нетактичного поведения»[34].

Следующим этапом после подбора членов избирательных комиссий было их выдвижение. Постановление пленума ЦК ВКП(б) от 12 октября требовало от партийных и советских органов, чтобы утвержденные члены комиссий «были надлежащим образом обсуждены и уполномочены решениями собраний трудящихся или общественными организациями»[35].

Президиум ЦИК СССР 16 октября также направил письмо ЦИКам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам. В нем, в частности, предлагалось «при рассмотрении и утверждении состава участковых комиссий проследить за тем, чтобы… кандидаты в состав комиссий, представленные на утверждение Советов, обсуждались соответствующими органами общественных организаций или на собраниях и чтобы решения их надлежащим образом оформлялись»[36].

Выдвижение на собраниях проходило по месту работы выдвигаемого или в общественных организациях. Обычным явлением была поддержка предложенных кандидатур. Однако, по информационному сообщению секретаря Тюменцевского райкома Алтайского края, беспартийные колхозники и рабочие совхозов «правильно браковали кандидатов, выдвигаемых первичными парторганизациями и политотделами, отводили родственников кулаков, лиц с недостойным поведением». В результате обнаружилось много беспартийных, «преданных партии и политически зрелых», кампания «дала выход выросшему сельскому активу»[37].

Стремление создать впечатление широкого народного представительства проявлялось в тактике максимального разнообразия типов организаций, от которых выдвигались кандидаты в участковые комиссии. Это особое требование, например, прозвучало на пленуме Новосибирского обкома ВКП(б). Здесь критиковалось положение в Усть-Тарском районе, где коммунисты выдвигались от райкома ВКП(б), комсомольцы — от райкома комсомола. В Чистоозерном районе имелись представители от первичных организаций, от колхозных и совхозных собраний, но не было представителей от профсоюзов, от учителей[38].

На совещании с работниками профсоюзов при Омском обкоме ВКП(б) 23 декабря 1937 г. было подчеркнуто, что Калачинский райком в период кампании «неправильно поступил, оформляя в качестве председателей и секретарей участковых комиссий учителей только через общие собрания колхозников», и ему было предложено «часть учителей выдвинуть через профсоюзные собрания и другие организации»[39].

Последним этапом формирования участковых комиссий было их утверждение райисполкомами и горсоветами. Для этого этапа типичными являлись такие нарушения, как несоблюдение сроков, неполное укомплектование, утверждение комиссий сельсоветами, имелись искажения при опубликовании их состава[40].

На основании приведенного материала можно сделать следующие выводы.

Формирование избирательных комиссий в период избирательной кампании 1937 г., как и вся кампания, отражало сложившиеся в обществе политические отношения: неограниченную власть ВКП(б) над советами, опо­ру в обеспечении этой власти на силовые структуры государства — НКВД, прокуратуру. Выборы, проходившие в обстановке повсеместных политических репрессий, стали поводом для поиска новых врагов. Проверка членов избирательных комиссий сопровождалась прямым подталкиванием населения к «разоблачительству».

В то же время, формирование избирательных комиссий призвано было создать иллюзию демократического формирования власти, участия населения в этом процессе в форме обсуждений на собраниях и представительства в комиссиях. На деле любая возможность выдвижения в комиссии неугодных власти людей была исключена. Лишь в отдаленных сельских районах контроль ВКП(б) был слабее. Но практически номенклатурный состав окружных комиссий гарантировал от любых неожиданностей при подведении итогов выборов по округу в целом.

Сложившаяся в 1937 г. система формирования комиссий закрепилась на выборах как в Верховный Совет РСФСР 1938 г., так и в местные Советы депутатов трудящихся 1939 г., став традиционным элементом последующих кампаний.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Чередова В. А. Сталинский блок коммунистов и беспартийных на первых выборах в Верховный Совет СССР: Дис. … канд. ист. наук. М., 1948; Дубровина З. Ф. Блок коммунистов и беспартийных на выборах в Верховный Совет СССР (декабрь 1937 г. – февраль 1946 г.): Дис. … канд. ист. наук. М., 1954; и др.
См., напр.: Leng H.-O. Die allgemeine Wahl imbolschewistischenStaat. Theorie. Praxis. Genesis. Meisenheim am Glan, 1973; Borcke A. V.PartizipationsproblemeundParteiregimein derSowjetunion. Grenzen derbrokratischenAutoritarismus. Kln, 1983; Hammer, Darrel P. USSR: The politics of oligarchy. Hinsdale, 1974; Kulski W. W. The soviet regime: communism in practice. Syracuse, 1954; и др.
Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г. // Правда. 1937. 10 июля.
ГААК. Ф. 1, оп. 1, д. 41, л. 115, 116.
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 3, д. 992, л. 47.
ГАНО. Ф. П-3, оп. 1, д. 868, л. 1об, 8, 9; д. 870, л. 27; д. 873, л. 1, 2, 5, 9, 12-78, 94, 95; ф. П-4, оп. 33, д. 5, л. 5, 48об; ООЦДНИ. Ф. 17, оп. 3, д. 225, л. 1, 2.
ГААК. Ф. 1, оп. 1, д. 23, л. 2.
ООЦДНИ. Ф. 17, оп. 3, д. 229, л. 3.
Мандельштам Л. И., Ребров Н. С. Итоги выборов в Верховные Советы (1937–1938 гг.). М., 1939. С. 32, 33; ГАРФ. Ф. 385, оп. 1, д. 61.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 3, л. 52, 71.
ГАНО. Ф. П-3, оп. 1, д. 868, л. 89; д. 870, л. 27; ф. П-4, оп. 33, д. 5, л. 5, 48об; ООЦДНИ. Ф. 17, оп. 3, д. 225, л. 1, 2.
ГАНО. Ф. 1020, оп. 2, д. 2, л. 130.
ГАОО. Ф. 437, оп. 1, д. 104, л. 223; д. 106, л. 93.
ЦХСД. Ф. 1, оп. 1, д. 1, л. 2, 4, 5.
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 2, д. 624, л. 3; оп. 3, д. 992, л. 47.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 5, л. 1; д. 3, л. 15, 16.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 7, л. 10, 115 и др.
ООЦДНИ. Ф. 17, оп. 3, д. 231, л. 3-6; д. 233, л. 4-7; д. 235, л. 5-10; д. 237, л. 5-10; д. 240, л. 1, 2.
ГААК. Ф. 1, оп. 1, д. 41, л. 121, 122.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 5, л. 1; д. 3, л. 110.
ГАНО. Ф. Р-1049, оп. 1, д. 239, л. 8.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 3, л. 71, 108-110, 111, 112.
См. сноски 10 и 11.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д. 3, л. 110.
ГАНО. Ф. Р-1020, оп. 2, д. 2, л. 5, 7, 135.
ГАНО. Ф. Р-1049, оп. 1, д. 246, л. 9.
ГАОО. Ф. 1226, оп. 1, д. 148а, л. 50, 51; д. 13, л. 26.
ГААК. Ф. 1, оп. 1, д. 41, л. 114.
ГАНО. Ф. П-4, оп. 33, д.

#55 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 30 November 2010 - 19:39

Я тоже это читал. Видел несколько подтверждений моей точки зрения. Но так и не нашёл обоснования следующих выводов (иначе, как антисоветской пропагандой, я не могу это назвать):

сочетания внешне демократической кампании с жестким контролем со стороны партийного аппарата.


необходимо было обеспечить гарантированное избрание утвержденных партией кандидатов


можно выделить и третью цель: использовать избирательную кампанию в процессе чисток и репрессий.


неограниченную власть ВКП(б) над советами, опо­ру в обеспечении этой власти на силовые структуры государства — НКВД, прокуратуру. Выборы, проходившие в обстановке повсеместных политических репрессий, стали поводом для поиска новых врагов. Проверка членов избирательных комиссий сопровождалась прямым подталкиванием населения к «разоблачительству».


В то же время, формирование избирательных комиссий призвано было создать иллюзию демократического формирования власти, участия населения в этом процессе в форме обсуждений на собраниях и представительства в комиссиях. На деле любая возможность выдвижения в комиссии неугодных власти людей была исключена. Лишь в отдаленных сельских районах контроль ВКП(б) был слабее. Но практически номенклатурный состав окружных комиссий гарантировал от любых неожиданностей при подведении итогов выборов по округу в целом.



Кстати, о выборах 1937 года. Из газеты "Правда":







#56 Николай

Николай

    Николай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 354 сообщений

Отправлено 01 December 2010 - 18:29

Все замечательно в газете. Но это, есть такое понятие, протокол НАМЕРЕНИЯ. Как должно быть. Так и было.
Но в этих бюллетенях будет только одна фамилия до 1989 года и ни каких альтернатив.
Извините, Вы сами голосовали в те времена 60-70-80 годах?

#57 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 04 December 2010 - 14:04

Николай, если в стране один блок - БКБ - откуда может взяться больше 1 кандидата? Просто даже инициативы не было. Горбачёв ведь искусственно разорвал БКБ. А на выборах народных депутатов СССР 1989г и народных депутатов РСФСР 1990г тоже участвовала из партий только КПСС. Выбор проходил между коммунистами и коммунистами или между коммунистами и беспратийными. В итоге, КПСС имела т.н. конституционное большинство и на СНД РСФСР и на СНД СССР.
А до Горбачёва соблюдалась неограниченная прямая демократия при обсуждении кандидатов в депутаты на собраниях работников/колхозников соблюдается прямая демократия. Поэтому смысла видвигать более 1 кандидата не было.

#58 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 11 December 2010 - 11:55

А до Горбачёва соблюдалась неограниченная прямая демократия при обсуждении кандидатов в депутаты на собраниях работников/колхозников соблюдается прямая демократия. Поэтому смысла видвигать более 1 кандидата не было.



Естественно не было. Кто бы стал в те годы высказывать политические взгляды, отличные от эталонных, вне пределов собственной кухни?
А в части того, кто из кандидатов крепче приложит лентяя, пьяницу и бюрократа или мировой империализм - это всегда пожалуйста - тут полная свобода!

#59 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 12 December 2010 - 19:01

Бланк бюллетеня предусматривал возможность нескольких кандидатов. Но был всегда один.

Прикрепленное изображение: Ussr_elections_1974.jpg

http://dic.academic....ctions_1974.jpg

#60 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 18 December 2010 - 23:29

СПЕЦСООБЩЕНИЕ В.С. АБАКУМОВА И.В. СТАЛИНУ О ПОДГОТОВКЕ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УССР
14 февраля 1947 г. № 2008/а Сов. секретно
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР Товарищу СТАЛИНУ И.В.

По сообщению Министерства государственной безопасности Украинской ССР, в период подготовки к выборам в Верховный Совет УССР со стороны секретаря Сталинского райкома КП(б)У города Запорожья МИХАЙЛЕНКО имели место извращения Сталинской Конституции.
МИХАЙЛЕНКО назначил в каждой избирательной комиссии Сталинского избирательного округа уполномоченных райкома КП(б)У, которым предложил получить у председателя Окружной избирательной комиссии бюллетени в количестве 10 % к общему количеству избирателей и при подсчетах результатов голосования заменить бюллетени избирателей, голосовавших против.
Председателям участковых избирательных комиссий Сталинского избирательного округа были даны указания: не класть в кабины карандаши или оставлять их неочиненными, создавать обстановку, при которой избиратели после получения бюллетеней лишались бы возможности заходить в кабины, а непосредственно направлялись к урнам.
К выполнению своих указаний МИХАЙЛЕНКО привлек работников Сталинского райкома КП(б)У и значительную часть партийного актива.
На замечания ряда коммунистов о том, что подобные действия являются нарушением положения о выборах, работники райкома утверждали, что такие «установки» они дают от имени ЦК КП(б)У и Запорожского обкома КП(б)У.
Выполняя эти «установки», секретарь парткома завода № 478 КАНДИЙ 4 февраля с.г. созвал коммунистов-доверенных на избирательные участки и, сообщив указания, полученные от МИХАЙЛЕНКО, заявил, что председатели участковых избирательных комиссий должны будут добиться того, чтобы лишить избирателей возможности вычеркнуть кандидатуру в бюллетенях, для чего необходимо сопровождать избирателей прямо к урне, минуя кабину.
На этом же совещании КАНДИЙ сказал: «Учтите, что я вам такой установки не давал. Не давал вам такой установки и партийный комитет завода. Тот, кто попадется, тот сам будет выкладывать партийный билет, — такова установка сверху».
Аналогичные установки КАНДИЙ давал 3 февраля с.г. на совещании председателей участковых избирательных комиссий на заводе № 478.
1 февраля с.г. в Сталинский РК КП(б)У был вызван секретарь партбюро Управления МГБ по Запорожской области майор ГРОХОВ, которому зав. оргинструкторским отделом райкома ЧЕРЕПАНОВ объявил, что он прикрепляется к 27 избирательному участку.
После этого ЧЕРЕПАНОВ в присутствии помощника секретаря РК КП(б)У СВАТИКОВА, инструкторов СТАЧАК и ЕФИМОВОЙ сказал ГРО-ХОВУ, что председателю избирательной комиссии будут выданы лишние бюллетени для подмены бюллетеней, признанных недействительными, и тех, в которых окажутся вычеркнутыми фамилии кандидатов.
Как заявил ЧЕРЕПАНОВ, подмену бюллетеней ГРОХОВ должен произвести совместно с председателем участковой избирательной комиссии во время подсчетов голосов.
На вопрос ГРОХОВА о том, от кого исходит такая установка, ЧЕРЕПАНОВ сослался на указания секретаря Запорожского обкома КП(б)У тов. Брежнева.
Об указанных фактах было сообщено секретарю обкома КП(б)У тов. БРЕЖНЕВУ, который отстранил МИХАЙЛЕНКО от руководства подготовкой к выборам.
Об изложенном информирован Центральный Комитет КП(б)У Украины.
АБАКУМОВ
ЦА ФСБ РФ. Ф. 4 ос. Оп. 5. Д. 5. Л. 558—559. Копия. Машинопись.

http://community.liv...s/24619652.html