В июне 1950 г. в Югославии был принят Основной Закон об управлении государственными хозяйственными предприятиями со стороны трудовых коллективов, в соответствии с которым вся полнота власти в сфере хозяйствования передавалась рабочему совету, избираемому коллективом предприятия. В ходе претворения в жизнь новой системы хозяйственного и общественного управления было начато осуществление децентрализации органов народной власти. В 1951 году были упразднены отраслевые министерства, часть функций которых передавалась территориальным органам и советам отраслей производства “как плановым, контрольным и координационным органам”.
Похоже, при югославском социализме реальная власть принадлежала трудовым коллективам, а не государству, как в СССР. То есть лозунг "фабрики - рабочим", можно сказать, был реализован в Югославии в прямом смысле.
Уникальная рыночно-плановая социально-экономическая модель СФРЮ была основана на следующих принципах:
Свободный рынок товаров при отустствии либеральной модели рыночных отношений применительно к труду и капиталу.
Децентрализованная модель общественного управления экономикой с помощью системы взаимодействующих между собой объединённых организаций труда (ООТ), при практически полном отсутствии административного воздействия государства на экономику («деэтатизация» хозяйственной системы) и значительной автономии местных властей в сфере принятия экономических решений.
Теоретически такая модель означала контроль общества над экономикой и власть трудящихся над условиями и результатами своего труда, и, по этой причине, была гораздо ближе к идеалам социализма чем государственно-капиталистическая социально-экономическая модель большинства прочих стран соцлагеря, в которых фактическим собственником экономики являлось именно государство при практически полном отсутствии механизмов контроля общества над экономикой. Данная экономическая модель была довольно успешной — рост промышленного производства в период 1952—1980 г.г. в среднем составлял 9,1 % в год.
В период своего становления Югославия была преимущественно аграрной страной. При переходе к социалистическом у строю началась национализация сельского хозяйства. Однако, процесс этот протекал не столь стремительно, как, например в СССР. К 1975 году лишь 16 % сельскохозяйственных земель находилось в социалистической собственности, на их долю, однако, приходилось около 50 % товарной продукции.
Производство в СФРЮ велось не только в государственном, но и в частном секторе (почти 15% всего объема, главным образом в сельском хозяйстве и кустарной промышленности).
Советы предприятий определяли количество и качество выпускаемой продукции, уровень занятости и критерии при приеме на работу и увольнении рабочих. Совет также вводил критерии, использовавшиеся при установлении соответствующих норм зарплаты. Рабочий в СФРЮ не имел фиксированной зарплаты. Каждое рабочее место оценивалось определенным числом тарифных баллов. Фонд зарплаты разделялся по общему числу баллов, что позволяло определить, сколько динаров следует выплачивать за один балл.
Чистая заработная плата зависела от размера прибыли. Политика в области инвестирования, производства и занятости также определялась исходя из критерия прибыльности. Для получения высокой прибыли предприятиям предоставлялись возможности самим устанавливать количество и качество выпускаемой продукции в зависимости от предпочтений потребителей. Однако действие этих рыночных механизмов ограничивалось государственным контролем за ценами.
Хотя СФРЮ не имела экономического плана, государство различными методами контролировало экономику. Оно определяло сроки контрактов между самоуправляемыми предприятиями и могло оказывать влияние на выбор ими потребителей путем контроля за ценами, при этом удельный вес контролировавшихся цен был очень изменчивым и осуществлялся в основном за счет дополнительных наценок; и предприятия могли просить об изменении цен, доказав реальные изменения затрат на производство. Наконец, однопартийная политическая система Югославии давала возможность осуществлять неофициальный контроль за развитием экономики через партийные каналы. Государственная экономическая политика использовалась для переброски средств из более развитых районов страны в менее развитые.
Банки и предприятия распределяли инвестиционные средства в соответствии с принципом рентабельности, который означал, что они учитывают потребительский спрос. Это вело к увеличению производства потребительских товаров. Напротив, государственная инвестиционная политика зависела от долгосрочных экономических целей, а также конкретных политических и социальных задач.
А вот критика югославского социализма:
В результате введения титовской кликой так называемого «рабочего самоуправления» предприятия, являвшиеся прежде всенародной собственностью, совсем сошли с рельсов социалистической экономики.
Это находит своё выражение главным образом в следующем:
Во-первых, в отказе от единого государственного хозяйственного плана.
Во-вторых, в использовании прибыли как основного средства для стимулирования хозяйственной активности предприятий. Предприятия в целях увеличения доходов и прибылей могут по своему усмотрению прибегать к любым средствам. Это значит, что производство на предприятиях так называемого «рабочего самоуправления» имеет своей целью вовсе не удовлетворение потребностей общества, а погоню за прибылью, как это происходит на капиталистических предприятиях.
В-третьих, в проведении политики поощрения капиталистической свободной конкуренции. Тито говорил директорам предприятий: «Конкуренция в нашей стране будет выгодна нашим простым людям, потребителям». Титовская клика открыто говорит также, что она допустила «конкуренцию, погоню за прибылями, спекуляцию и другие подобные явления» именно потому, что они, мол, «позитивно воздействовали на развитие инициативы производителей, их коллективов и коммун и т.д.».
В-четвёртых, в использовании кредита и банка как важного рычага для поддержания капиталистической свободной конкуренции. Кредитно-банковские учреждения титовской власти используют конкурсы для выдачи ссуд. Ссуду получает тот, кто в состояний погасить её, дать самый высокий процент и возвратить её в кратчайший срок. Подобная практика на языке титовской клики называется — «использовать конкуренцию как обычный метод распределения инвестиционных кредитов».
В-пятых, во взаимоотношениях между предприятиями. Эти отношения являются не социалистическими, а капиталистическими отношениями, они строятся не на взаимной помощи и взаимном сотрудничестве при наличии единого государственного плана, а на взаимной конкуренции и взаимном вытеснении на свободном рынке.
Всё это в корне подорвало социалистическое плановое хозяйство.