IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Советский Космос


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 33

#21 vais

vais

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 263 сообщений

Отправлено 10 August 2010 - 21:28

а Шатл мог нанести удар по любой точке СССР, с высокой орбиты и обратно уйти в космос. Вот и брошены деньги и умы на проект "Буран".


Да дело тут не в высотах. Аппарат с крыльями может снизиться и сделать маневр в атмосфере,( ну в смысле, в самых верхних слоях) и изменить орбиту совершенно непредсказуемо, в отличии от обычных спутников, полет которых можно просчитать на "сто лет" вперед. Но опять-же, при современных средствах обнаружения нет такого лома, против которого найдется другой лом.

Замечательный проект. Жаль что всё так сложилось. Просто пропали "враги", и пропали задачи догнать и обогнать. В 80-х уже не было страха перед Америкой.



Хочется сказать, что "Замечательный проект" это строительство какого-нибудь моста, или какой-нибудь электростанции, или какого-нибудь "БАМа". А осуществление такого проекта это явление глобальное. Даже вот так - ГЛОБАЛЬНОЕ. "Энергия" как и "Н-1" (и некоторые другие проекты) задумывалась на самом деле как носитель с последующим увеличением грузоподъемности, чего не наблюдается , скажем, с тем-же "Сатурном", который мог запускать меньшие грузы, чем Аполло. Да и ни наша "семерка", ни "Протон" апгрейду не подвержены.

Обогнать и перегнать это конечно, особенно в те времена, как-же без этого. Но я убежден (по моему это очевидно) что в космической разрухе виновата перестройка и все сопутствующие ей катаклизмы, как в политической , так и в финансовой сфере.

Сейчас что-то замутили новое, но пока непонятно что, но думаю, что не разочаруют наши конструкторы, как всегда.

#22 villis

villis

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 669 сообщений

Отправлено 10 August 2010 - 22:16

Но опять-же, при современных средствах обнаружения нет такого лома, против которого найдется другой лом.


Тогда и понимали, какой лом запустили американцы. Бросились делать похожий.

Сейчас что-то замутили новое, но пока непонятно что, но думаю, что не разочаруют наши конструкторы, как всегда.


Прошел слух реставрации старых пусковых платформ на Байконуре. Будут коммерческие запуски спутников. Закрытие программы "Шатл" помогло.

#23 vais

vais

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 263 сообщений

Отправлено 11 August 2010 - 21:15

Насчет реставрации, по-моему вряд-ли. Старты "семерки" и "Протона" итак рабочие. Остается "Энергия", но там вообще вся инфраструктура разрушена. Легче новый комплекс построить. Что и делают.


"Новый российский космодром «Восточный» будет построен до 2015 года
26 ноября 2008 года,

Федеральное космическое агентство (Роскосмос), как ожидается, завершит конструкторские и проектно-изыскательские работы по программе создания на территории России нового космодрома «Восточный» в 2010 году. Такие сроки оговариваются в материалах основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года в области развития ракетно-космической промышленности.

Космодром «Восточный» будет расположен на территории Амурской области. Его строительство планируется завершить к 2015 году. Сначала «Восточный» будет использоваться исключительно для запуска спутников, а первый старт аппарата с космонавтами на борту с нового космодрома состоится в 2018 году. Все пилотируемые космические программы, как ожидается, будут переведены на космодром «Восточный» до 2020 года"

"25 июня. Interfax-Russia.ru - Новый российский космодром Восточный, который планируется создать в Амурской области, при площади на порядок меньше, чем космодром Байконур, сможет выполнять практически аналогичные задачи, заявил на саммите деловых кругов "Сильная Россия - 2010" гендиректор ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов.

"Новый космодром Восточный практически более чем в 10 раз по площади меньше, чем Байконур, и в три раза меньше, чем Плесецк", - сказал Г.Райкунов.

"Это при том, что нагрузка на новый космодром будет не ниже, и, возможно, даже более сильной", - добавил Г.Райкунов.

Строительство Восточного даст возможность России осуществлять независимую космическую политику по всему спектру решаемых задач и сохранит за ней статус ведущей космической державы.

Ориентировочная стоимость строительства Восточного - 400 млрд рублей.

Сегодня Россия может осуществлять запуски тяжелых аппаратов только с Байконура, который она арендует у Казахстана за $115 млн в год. При этом она вкладывает средства в поддержание и развитие Байконура. Космодром Плесецк (Архангельская область) и пусковые районы "Капустин Яр" (Астраханская область) и "Домбаровский" (Оренбургская область) способны решать порядка 30% задач в области запуска космических аппаратов и не могут полноценно заменить космодром Байконур.

Для сравнения, США имеют три космодрома на своей территории и шесть отдельных мест запуска. Они рассматривают возможность расширения сети до 15 космодромов и мест запуска. Китай эксплуатирует три космодрома и строит еще один, а также имеет два места запуска ракет. Все ведущие космические державы ведут запуски с собственной территории, а трассы полета ракет-носителей не проходят через территорию иностранных государств."

#24 villis

villis

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 669 сообщений

Отправлено 11 August 2010 - 22:09

Реставрацию делать приходится из-за возросшего спроса на носители, которые надёжны и не дороги при запуске спутников. Пока построят новый - есть реально старый. Заработать деньги пока дают...

#25 Letek_

Letek_

    Letek

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 20 August 2010 - 17:37

ПЕРВЫЕ УСПЕХИ

Первые космические успехи были основаны на ракете H-7 (родоначальник «Союзов»)
Им был дан зеленый свет ещё при Сталине. Конечно главная задача была не освоение космоса.
Вспомним стратегическую ситуацию. СССР окружен военными базами США, и в любой момент может нанести атомный удар бомбардировщиками. Да, СССР добился успехов в с части ПВО, и «летающие крепости» перестали быть неуязвимыми. И с атомной бомбой дела ладелись. …Однако только возможность осуществить ответный бомбовый удар гарантировала ненападение США. И возможность была только с помощью наших копий «летающих крепостей». Вот только этот полёт был в один конец. Даже если не учитывать три эшелона ПВО на подлёте к США (у нас ни одного), банально не хватало топлива.

…и вот Королёв предлагает заняться разработкой абсолютно новой технологии…

И так, Р-7 была первым, и имел три задачи (по важности):
1-я доставка ядерного (позднее термоядерного) заряда на территорию вероятного противника в обход всех систем ПВО. (суборбитальный полёт)
2-я «метеорологический» спутник для «абсолютно мирных целей» по заказу военных.
По-сути бАальшой фотоаппарат, который снимет во время полёта полоску земли по заданной программе.
3-я собственно пилотируемые полёты.

Вспомните истерику в военных и политических кругах США после запуска Первого спутника.
Общий тон «Эти технологии не по правилам, они не дают нам выиграть».

Первая задача потеряла свою актуальность почти сразу же. Р-7 подготавливалась к полёту не менее суток на открытой площадке. Количество площадок ограничено, при этом ракета сильно уязвима. А главное «основной груз» для таких ракет получилось сделать намного меньше. Так что, переход на меньшие ракеты шахтного базирования – правильное решение.
По поводу второй задачи: разведка – безусловно, нужная вещь. Более того, уже когда КК «Востоки» уже давно в пилотируемом варианте не летали, «метеорологические» спутник на их основе запускались во всю.
Третья же стала нашим триумфом
По поводу третьей задачи: отработав всё что можно на КК «Востоке» занялись его модернизацией. Так, сначала появился КК «Восход», а потом глубокая модернизация КК «Союз».
То был период больших успехов


ЛУННАЯ ГОНКА

США вступил в космическую годку, однако им оставалось только догонять. И вот что бы сгладить горечь поражений Кенеди объявляет «лунную гонку». Интересный момент, в НАСА были запрещены любые изменения первоначального плана. Пусть и в лучшею сторону. За «инженерный зуд» можно было вылететь с роботы. Именно это объясняет, что программа «Аполо» была тупиковой. Задача была перегнать любой ценой. А вот в СССР как раз в это время отступит от планового принципа. По сути у нас была конкуренция двух лунных программ: Королёва (хотя его уже не было) и Челомея.


РАБОЧАЯ ЛОШАДКА СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

Именно КК «Союз» был основным кораблём для СССР в 60-е годы. В отличие от предыдущих он получил двигатели – возможность манёвра на орбите (кроме манёвра выдачи тормозного импульса который уже был с первого КК), а также получил стыковочный узел. Стыковку планировали произвести уже в первом полёте. Однако в виду многих нештатных ситуаций второй полёт был отменён. Для страховки между СА и стыковочным узлом появился переходный отсек. (Предвидя возражения, скажу сразу, не только из-за этого.) В переходный отсек из СА была вынесена часть оборудования. Даная компоновка имеет ряд недостатков: При срабатывании САС катапультируется СА и всё что выше, как следствие, имеем лишний вес. Второй недостаток выявился в 70-х когда КК «Союз» стали использовать в программе ДОС – из за того, что часть оборудования располагалось в недоступном в полёте приборно-агрегатном отсеке при длительной «стоянки» у орбитальной станции невозможно произвести ремонт и наладку оборудования данного отсека.


ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ

Разведка долгое время была основной прикладной задачей космонавтики. В тоже время 99% отснятого материала – пустота, однако 1% с лихвой перекрывал полученной информацией все издержки. Способ увеличения эффективности «орбитальных фотоаппаратов» напрашивался сам собой – приставить к ним «космических фотографов», которые наводили фотоаппарат бы на интересные объекты.
Даная идея пришла в головы и наших и американских конструкторов практически одновременно.
Американская программа называлась «Мол». Данный КК должен был иметь СА «Джемени» и обитаемый отсек за ним. Полёт представлял собой вывод одной ракетой, переход через открытый космос в обитаемый отсек, робота в обитаемом отсеке, возвращение в СА, отделение СА от станции, возвращение на землю. Экипаж 2 человека. Программа закрыта в виду того что масса ОС вышла за массу которая могла быть выведена РН. Наработки по данной программе, и изготовленная станция использовалась позднее в программе «Скейлеб».
Наша программа получила название «Алмаз». Первые варианты были похожи на американский аналог. Однако потом было придумано оригинальное решения – разделить ОС на две части. Обе части выводились отдельно и потом состыковывались между собой уже в космосе. Именно это революционное решение в будущем открыло путь к большим ОС.
Следующий шаг – сделать два разных корабля, которые вместе создают единую ОС. На «Алмазе» устанавливается оборудование, которое могло эксплуатироваться годами. На втором корабле, ТКС-е – которое на ТОТ МОМЕНТ могли сделать лишь ОДНОРАЗОВЫМ. А именно основные системы управление, связи, СОЖ, основные двигатели станции и как следствие основной запас топлива, и т.д. В этом же корабле располагался запас расходных материалов.
Эксплуатация данной ОС предусматривалась следующей: К КК «Алмазу» стыкуется ТКС. Экипаж проводит работы на станции. Через несколько месяцев экипаж на СО покидает станцию. ФГБ ТКС-а остаётся с «Алмазом» и отделяется только непосредственно перед прилётом следующего ТКС-а.


Ассиметричный ответ

В это время ОС «Алмаз» хоть и была почт готова, но не хватало главного – основного оборудования. ТКС же отрабатывался, однако использовать его без «Алмаза» на полную невозможно. И вот тут приходит довольно умная мысль взять корпус «Алмаза» на свободное поставить оборудование от КК «Союз» и расходные материалы. Пополнение расходных материалов на первой серии не планировалось. Экипаж доставить на вполне отработанном «Союзе». Так и появилась программа ДОС или знаменитые «Салюты». Однако такие ОС были по сути одноразовыми.
Америка ответила тем же. Была взята военная станция «Мол» приварен топливный бак последней ступени лунного РН «Аполон» так получилась ОС «Скейлеб». В то же время в связи с тем что ОС было больше то её эксплуатировали три экипажа (расходных материалов было на данное количество экипажа, а удаление отходов, к примеру, вообще не предусматривалось). Просчитав во сколько обойдётся эксплуатация данных станций американцы самоустранились. Причина – космическую гонку они выиграли, зачем далее себе дальше голову морочить. Ну а по поводу асимметричного ответа – они перекрыли его «Скейблом». Кроме того советские доводы понимали образованные, разбирающиеся в данном вопросе люди а вот обыватели в массе видели эффектную победу «Лунной гонки», для ПиаР этого вполне достаточно.
СССР не успокаивался. Недостаток – малый размер, обернулся преимуществом – мы смогли относительно безболезненно менять старые станции на новые, усовершествованые. В след за одноразовыми ДОС первого поколения пришли ДОС второго поколения, в которых с помощью КК «Прогрес» была решена проблема пополнения расходных материалов. Это было достигнуто революционным нововведением – установкой двух стыковочных узлов, что и позволило пристыковывать второй КК с грузом. Потом третьего – в котором уже смогли сделать почти все узлы и системы многоразовыми. Именно это и похоронило ТКС в таком виде, в каком он был. На нём оказались лишними основные двигатели, СЖО, основная система энергоснабжения и многое другое. Это уже научились сделать многоразовым и установили на станции.

ДРУГОЙ КОРАБЛЬ

История не знает согласительного наклонения. Однако только сравнивание альтернатив может дать оценку. Самой большой альтернативой в советской космонавтика была программа ТКС. Принятие в 70-е годы решения об эксплуатации ОС «Алмаз» и ТКС означало бы коренной пересмотр всей концепции освоения космоса. А именно отказ от РН Р-7 (он же «Союз») и КК «Союз» (а также аппаратов выводимых на их основе) и замену на РН «Протон». Хочу сказать пару слов про экономику. Себестоимость производства РН р-7 с его баками в виде «морковок» значительно больше, чем у РН «Протон» с его технологичной, цилиндрической геометрией. Однако производство «Протона» было по сути поштучным, в то время как Р-7 пошла в серию, что значительно снизило себестоимость. Именно это снижение и позволяет говорить о Р-7(«Союз») с как о дешевой ракете. Если бы с «Протоном» или «Энергией» сделать тоже результат был бы аналогичным.


МИРОВОЙ ШЕДЕВР

В то же время в 80-е уже была на подходе новая концепция освоения космоса. Создавалась РН «Энергия» и КК «Буран» «Энергия» могла вывести на орбиту 100т (на самом деле чуть меньше, ведь груз надо довывести своими силами на полноценную орбиту) в перспективе «Вулкан» до 200т. Особо ценные возвращаемые блоки массой 10, 15, 20 тон мог выводить и возвращать КК «Буран».
С помощью последнего становились реальностью атомно-космические технологии. В своё время данная технология применялась для «совершенно мирных» спутников на сверх низких орбитах. На них было невозможно применить привычные для спутников солнечные батареи. Однако, когда 24 января 1978 года спутник «Космос-954» с ядерной энергоустановкой на борту упал на территорию Канады, программу заморозили. Однако имея «Буран» данные спутники можно вернуть назад. Наконец атомные реактивные двигатели позволили бы осуществить давнюю мечту всех фантастов – межпланетные полёты.
Дух захватывает от новых возможностей после становления данной системы…


РЕВАНШ 2000

И последнее, зачем СССР осваивал космос? Безусловно, основная цель престиж, далее решение важных оборонных и гражданских задач. В 80-е наконец доходы от космонавтики перекрыли расходы на неё. В 90-е ожидалось, что космонавтика станнит очень доходным. Однако основная программа ДОС стояла несколько в стороне. Что делали космонавты на орбите, какие задачи решали?
Я смог найти три основные задачи:
1 -робота в с сложной аппаратурой, требующей контроля и обслуживания со стороны человека;
2 - изучение влияния космоса на организм человека;
3 – усовершенствование конструкции космических аппаратов.
В конце 70-х удалось существенно улучшить связь и оставить обслуживавший персонал на земле. Однако мы в космосе остались. Зачем? Ведь две последние цели не самостоятельны. Но стоит прибавить к двум последним задачам приставку «…для полёта на Марс» и всё встаёт на свои места.
Да, мы проиграли «Лунную гонку». Всё по правилам. Тягается с такой сильной страной, как США в равных условиях безнадёжно. Однако если иметь технологическое преимущество, тогда другое дело. То, что мы сможем сделать за рубль им – им надо сотню долларов. В таких условиях мы вполне могли победить. Потому и собирали ценный опыт и технологии.

Что нужно для полёта на Марс?
1) технологии ДОС;
2) РН способный вывести не менее 100т;
3) атомный реактивный двигатель.
Однако эти технологии надо получить как можно незаметнее, ведь если «гонка» начнётся до того как мы будем иметь данные технологии. Иначе опять это опять будет гонка на равных с более богатым соперником, с вполне предсказуемым финалом.
С ДОС всё оказалось просто – это наш ответ на лунный «Аполо». А вот просто так, взять и построить 100т-й РН или атомный реактивный двигатель было нельзя. Появятся «смутные сомнение» США и может опять начаться гонка.
Неожиданно нам помог найти причину … сам противник, со своей программой «Спейс-Шатл» в ответ мы создали симметричный «Буран» однако у нас появилась и «Енергия»
Атомный реактивный двигатель тоже разрабатывался и даже испытывался на Семипалатинском полигоне.

Как знать, возможно, если бы был жили Союз в один прекрасный день сообшили:

«Сегодня, после многолетних исследований стартовал ракетоноситель «Вулкан»
Он удачно вывел межпланетный космический корабль нового поколения. В программе полёта впервые в истории человечества исследование соседней планеты, Марса.

…Человечество летит осваивать другие планеты.»

#26 vais

vais

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 263 сообщений

Отправлено 29 August 2010 - 18:28

А вот просто так, взять и построить 100т-й РН или атомный реактивный двигатель было нельзя. Появятся «смутные сомнение» США и может опять начаться гонка.
Неожиданно нам помог найти причину … сам противник, со своей программой «Спейс-Шатл» в ответ мы создали симметричный «Буран» однако у нас появилась и «Енергия»



Вообще-то сто-тонный носитель уже был и у нас и у них. Если-бы Глушко не прикрыл Н-1, она полетела-бы еще в первой половине 70х.

Что нужно для полёта на Марс?
1) технологии ДОС;
2) РН способный вывести не менее 100т;
3) атомный реактивный двигатель.
Однако эти технологии надо получить как можно незаметнее, ведь если «гонка» начнётся до того как мы будем иметь данные технологии. Иначе опять это опять будет гонка на равных с более богатым соперником, с вполне предсказуемым финалом


Мне кажется полет на Марс это не повод для гонки. Такие вещи не стоит делать одному государству. Дело-то не шутошное. Пуп надорвешь, сколь богат не будь. Экспедиция должна-бы иметь второй резервный корабль. Даже лунная экспедиция планировалась с возможностью, в случае "чего", перехода (переезда на "луноходе") на резервный корабль, а тут вон что.
Шибко большой носитель тоже не особо нужен. Однопусковой схемой тут не обойдешься однозначно. Корабль все-равно придется строить на орбите.
Вот насчет двигателя согласен. Атомный или еще какой, но он нужен "кровь из носу". Или на худой конец ,можно с тем, что имеем, но с большим запасом топлива на разгон-торможение туда, ну и обратно конечно. Правда, это уже будут тысячи тонн. Я имею ввиду на разгон значительный, порядка нескольких десятков километров в секунду. Иначе экспедиция растягивается на полтора, а то и больше, года. Длительное пребывание в космосе уже дело апробированное, но одно дело на орбите, где Земля в иллюминаторе видна, и совсем другое - когда только одни звезды на черном фоне. Тут самое место каким-нибудь фобиям и прочим психическим казусам и моральным надломам.
Так что, автоматы пусть тащатся к планетам годами, им по барабану, а вот человекам такое занятие ни к чему. Лично я не полетел-бы несмотря на мое благоговейное , с детских лет, отношение к космической и астрономической тематике.

#27 Letek_

Letek_

    Letek

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 02 September 2010 - 22:08

Вообще-то сто-тонный носитель уже был и у нас и у них. Если-бы Глушко не прикрыл Н-1, она полетела-бы еще в первой половине 70х.


Вообще то да смогла бы полететь, если бы проект финансировался на всю в 60-е. Причина того что Н-1 (Наука-1) не полетела не козни конструкторов, а проигрыш в «лунной гонки», после которого работы по ракете практически перестали финансировать. Ну а в 70-х особой нужды быстро доводить ракету 60-х годов не было.
Проект переработали. Вместо привычного керосина занял инновационный водород. В своё время для Н-1 не смогли сделать надёжные мощные двигатели, а потому ставили много обычных. Основная проблема как раз и была добиться их синхронной роботы. В«Энергии» же значительно уменьшили количество двигателей.

Мне кажется полет на Марс это не повод для гонки.


Если с соседом нельзя договорится что-то делать сообща, то это не значит что вообще ничего не надо делать.

Напомню, в США официально Кенеди объявил, что до конца десятилетия люди будут на луне тогда, когда уже лунная программа прошла «экватор».
Следует сказать, что подобные успехи конвертируются в популярность технологий страны.
Скажем технологии СССР стали популярны за рубежом в 60-е именно потому, что мы были первыми. Потом это во всю использовали Американцы.
Посему выигрыш в «Марсианской гонке» сделал бы в глазах всего мира Советскую промышленность самой лучшей.

Шибко большой носитель тоже не особо нужен. Однопусковой схемой тут не обойдешься однозначно. Корабль все-равно придется строить на орбите.


«Энергия» могла выводить чуть меньше 100т. В перспективе, был «Вулкан», способный вывести около 200т.
Безусловно, даже при таких носителях, скорее всего, понадобились бы стыковки. Однако каждая стыковка это риск, что что-то пойдёт не так.
Одно дело провести 40-60 стыковок, другое 2-3.
Вспомним, первый модуль станции «Мир» (любим, помним, скорбим), пристыкованный к базовому блоку (20т), «Квант» весил около 10т. Но выводился тем же носителем. Где остальные 10т? Это был ФГБ на котором были двигатели маневрирования и система управления, и другие системы не нужные на станции. Он доставил модуль к станции и был затоплен. Позже решили экономить, и делали с ненужными после стыковки системами. Так просче и есть кое какая экономия (по моему около 5т) в доставляемом грузе. Однако это требовало больше топлива для поддержания орбиты станции. Но в марсианском корабле та такое идти нельзя.

Кстати, слышал рассуждения:
Зачем нам «Буран», выводящий всего на 50% больше чем «Протон»?
Давайте посчитаем:
Выше я показал, что в 20т груза «Протона» только половина «полезный» груз. Остальное – корабль, который «отвечает» за этот груз в космосе. Если это одиночный спутник, нет проблем. Ели ето доставка к уже существуюшим спутникам, станции или для зборки межпланетных кораблей …
… для етих целей «Протон» выводит только 10т
И так, «Буран» это три «Протона».
Но не только, еще он выводит космонавтов, так что смело приплюсовываем ещё два «Союза».
Кроме того он везёт полезный груз и в самой кабине – еще два «Прогреса»

Но и это не всё. Хотя Ракета «Энергия» имеет всего две ступени, система «Буран-Энергия» иже три. Буран фактически кроме всего прочего исполняет функцию третей ступени. А это не только надо отнять ещё 15 от корабля (стотонного), а и экономия на многоразовости.

Подведём баланс
Для того, чтобы вывести столько же, сколько выводится за один раз 85т (за минусом 15т см. выше) существовавшими ранее ракетами надо было бы три ракеты «Протон» (20+20+20=60т) и четыре ракеты «Союз» (7+7+7+7=28т)

1) Вывод что старыми ракетами, что системой «Буран-Энергия» груз выводить приблизительно одинаково.
2) Эксплуатация «Бурана» требует увеличения суммарного грузопотока на орбиту.
3) Появляется возможность интенсификации исследований с помощью возможности вернуть с орбиты 20-ти тонные объекты.
Последнее, кстати могло бы разблокировать полёты атомных «изднлий».

#28 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 02 November 2010 - 12:32

История советского военного космоса


В Советском Союзе с конца 50-х гг. велись работы по созданию средств борьбы с американскими военными спутниками-разведчиками. 1 ноября 1963 г. на околоземную орбиту вышел первый советский маневрирующий спутник "Полет-1". 12 апреля 1964 г. стартовал "Полет-2". Эти КА были разработаны в конструкторском бюро Владимира Николаевича Челомея и служили прототипами автоматического спутника-перехватчика ИС истребитель спутников). Собственно перехват в космосе спутником ИС был впервые успешно выполнен день в день пять лет спустя после пуска первого ИСа — 1 ноября 1968 г.

Прикрепленное изображение: 7bd313baaeb0aaa86195fe1c467.jpg

В 1960-80-е гг. в СССР было выполнено несколько десятков испытаний истребителей спутников. Последнее такое испытание состоялось 18 июня 1982 г. Оно проводилось в рамках крупнейших учений советских ядерных сил, прозванных на Западе "Семичасовой ядерной войной". Учения, в ходе которых были запущены наземные и морские баллистические ракеты, противоракеты, военные спутники (в том числе и перехватчик), произвели на руководство Соединенных Штатов неизгладимое впечатление. "Семичасовая ядерная война" дала неопровержимые аргументы американским военным и политикам, требовавшим начать работы по созданию в США противоспутниковой и противоракетной систем нового поколения.
----------------------<cut>----------------------

Решение о разработке и развертывании противоспутниковой системы Президент Рональд Рейган объявил уже через месяц после "Семичасовой ядерной войной" — в июле 1982 г. Затем, 23 марта 1983 г. Рейган провозгласил Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Эту программу вскоре окрестили "Звездными войнами" в честь популярного кинофильма.

В США работы по созданию боевых космических станций развернулись еще в начале 70-х гг, до объявления Рейганом программы СОИ. Предлагались самые экзотические проекты с использованием кинетического, лазерного и пучкового оружия. Так, например, рассматривалась возможность вывода на орбиту мощного рентгеновского лазера. Энергию для него обеспечивал бы ядерный взрыв. Однако на деле не все так оказалось просто, как на бумаге. Серия испытаний лазерного и пучкового оружия выявили массу проблем, которые американским ученым так и не удалось решить вплоть до официального свертывания работ по СОИ в 1993 г.

А что же Советский Союз? В середине 70-х гг. работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО "Энергия", руководимом Валентином Петровичем Глушко. Головная роль "Энергии" была оформлена специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса".

В официальной истории РКК "Энергия" им. С.П.Королева, изданной в 1996 г, об этих работах говорилось следующее:

"..В 70-80-е гг. был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию.
Для поражения военных космических объектов были разработаны два боевых КА на единой конструктивной основе, оснащенные различными типами бортовых комплексов вооружения — лазерными и ракетными..

Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием, по сравнению с комплексом с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоявшей из боевых КА, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая — ракетным оружием. При этом первый тип аппаратов должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй — по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах.."



Оба типа боевых КА разработки НПО "Энергия" было решено создать на одной конструктивной базе. Исходя из оценок массовых характеристик будущих боевых комплексов в качестве базовой платформы была выбрана орбитальная станция типа 17К ДОС. НПО "Энергия" имела уже большой опыт эксплуатации аппаратов такого класса. На основе этой базовой платформы, как уже говорилось выше, были разработаны два боевых комплекса:

17Ф19 "Скиф" — система, предусматривающая использование лазеров

17Ф111 "Каскад" — система с ракетным оружием.

НПО "Энергия" была головной организацией по всей программе противоспутникового и противоракетного оружия космического базирования. Головной фирмой по лазерному комплексу для "Скифа" стало НПО "Астрофизика" — ведущая советская фирма по лазерам. Ракетный комплекс для "Каскада" разрабатывался в фирме А.Э.Нудельмана, известного советского конструктора оружия для самолетов и КА. Выводить на орбиту "Скифы" и "Каскады" должны были на первом (экспериментальном) этапе РН 8К82К "Протон-К", а позже — орбитальные корабли 11Ф35ОК "Буран". Для большего срока боевого дежурства каждый из типов этих КА имел возможность дозаправки, которую должны были обеспечивать корабли "Буран". Кроме того, предусматривалась возможность посещения боевых станций экипажем из двух человек сроком до 7 суток на кораблях типа "Союз".

Прикрепленное изображение: 5071d167888ceb85f15d472e8a9.gif

Ракетная станция "Каскад"


Меньшая масса бортового комплекса вооружения "Каскад" с ракетным оружием, по сравнению с комплексом "Скиф" с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас топлива, поэтому представлялось целесообразным создание системы с орбитальной группировкой, состоящей из боевых космических аппаратов, одна часть из которых оснащена лазерным, а другая — ракетным оружием. При этом первый тип КА должен был применяться по низкоорбитальным объектам, а второй — по объектам, расположенным на средневысотных и геостационарных орбитах.

Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на пассивном участке полета в НПО "Энергия" для комплекса "Каскад" был разработан проект ракеты-перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энергия" это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Достаточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводящих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ. Высокие характеристики достигались за счет применения технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки и техники в области миниатюризации приборостроения. Авторской разработкой НПО "Энергия" явилась уникальная двигательная установка, использующая нетрадиционные некриогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы.

Для орбитальных испытаний ракет было решено установить их на грузовые транспортные корабли "Прогресс". На первом этапе в 1986-88 гг. были запланированы пять полетов таких кораблей в рамках программы "Каскад". На производственной базе НПО "Энергия" — Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) началось изготовление этих кораблей под бортовыми номерами 129, 130, 131, 132 и 133. Однако до летных испытаний дело так и не дошло.

Для поражения особо важных наземных целей разрабатывалась космическая станция, основу которой составляла станция серии 17К ДОС и на которой должны были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или планирующего типа. По специальной команде модули отделялись от станции, посредством маневрирования они должны были занимать необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были заимствованы с орбитального корабля "Буран". В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК "Буран" (аппараты семейства "БОР").

Прикрепленное изображение: 7bd313baaeb0aaa86195fe1c467.jpg

Боевая космическая станция. 1 - базовый блок; 2 - центр управления боевыми блоками; 3 - многоразовый транспортный корабль "Заря"; 4 - модули боевой станции с прицельными комплексами; 5 - боевые модули (на базе фюзеляжа ОК "Буран")


Прикрепленное изображение: 920a1d31613e1885079b1bb50ee.jpg

Боевой модуль уходит на цель.


Тот же базовый модуль, как на орбитальной станции "Мир", те те боковые (уже не секрет, что на "Спектре", например, предполагались испытания оптической системы обнаружения ракетных пусков. А стабилизированная платформа с теле- и фотокамерами на "Кристалле" — чем не прицел?), но вместо астрофизического "Кванта" — модуль с комплексом боевого управления. Под "шариком" переходного отсека — еще один переходник, на котором висят четыре модуля (на основе "бурановского" фюзеляжа) с боевыми блоками. Это, так сказать, "исходное положение". По тревоге они отделяются и расходятся на рабочие орбиты, выбираемые из следующего соображения: чтобы каждый блок вышел на свою цель в тот момент, когда над ней будет пролетать центр управления.

Фюзеляж "Бурана" используется в этом проекте по принципу "не пропадать же добру": большие запасы топлива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно маневрировать на орбите, при этом полезный груз — боевые блоки, находятся в контейнере, скрытые от любопытных глаз, а так же неблагоприятных факторов космического полета.

Что существенно в контексте стратегического сдерживания — эта система оружия нанесет прицельный, "хирургический" удар даже в том случае, если будет уничтожено все остальное. Как атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп.

Военная целевая нагрузка для ОК "Буран" разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса" (1976 г.)

Боевые блоки, представлявшие собой по сути планирующие ядерные бомбы, должны были компактно размещаться в отсеке полезного груза боевого ударного модуля со сложенными консолями крыла в трех-четырех последовательно установленных револьверных катапультных пусковых установках.

Прикрепленное изображение: 7f7e6486c20885472fc0b7f121f.jpg

Габариты отсека полезного груза "Бурана" позволяют разместить на каждой вращающейся катапультной установке до пяти боевых блоков, как это изображено на рисунке. С учетом возможного бокового маневра каждого боевого блока при спуске в атмосфере не менее плюс/минус 1100 — 1500 км один ударный модуль мог бы в короткое время своими двадцатью маневрирующими боевыми блоками стереть все живое с лица Земли в полосе шириной до 3000 км.

Прикрепленное изображение: 47f7fcba3497b5ceece01f23ba5.gif

Существуют сведения и о других военных аспектах применения орбитальных кораблей. В частности, в рамках "ассиметричного ответа" американской программе "звездных войн"

00d85c2267f73e2dc6390ab7055.gif

(СОИ — Стратегической оборонной инициативы)
рассматривались вопросы минирования с помощью "Бурана" околоземного космического пространства с созданием непреодолимой завесы для космического сегмента СОИ. Более того, в СССР проводились научно-исследовательские работы с наземной экспериментальной отработкой по созданию орбитальных бризантных облаков, быстро и полностью "вычищающих" от космических аппаратов весь околоземный космос до высот 3000 км. Конечно, после этого околоземный космос становился полностью недоступен в течение нескольких месяцев, но ведь эти меры предполагалось использовать только во время (или непосредственно перед) полномасштабного военного конфликта между СССР и США. А как известно, "лес рубят — щепки летят"..

Однако куда дальше продвинулись работы над лазерным оружием. Поэтому о создании космического лазерного оружия стоит рассказать более подробно.

Окончание следует.
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#29 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 03 November 2010 - 23:38

История проекта "СКИФ".


Борьба с баллистическими ракетами оказалась слишком сложной проблемой. Потому заказчик — Министерство обороны СССР, решило начать сперва разработку эффективного противоспутникового оружия. Ведь вывести из строя КА значительно проще, чем обнаружить и уничтожить летящую боеголовку. Тем самым в Советском Союзе стала разрабатываться так называемая программа "анти-СОИ". Эта система должна была уничтожать будущие американские боевые КА, тем самым лишая США защиты от ядерных ракет. Эти советские станции-"убийцы" хорошо укладывались в рамки военной доктрины СССР, предусматривавшей так называемый "упреждающий ответный удар", согласно которому сначала советские космические станции "анти-СОИ" должны были вывести из строя американские станции СОИ, а затем уже стартовали бы советские баллистические ракеты для нанесения удара по территории противника.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт, созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.

История авиационного лазерного проекта, тесно переплелась с проектом космического лазера. Поэтому, несмотря на то, что она лежит за пределами темы статьи, о ней стоит коротко рассказать. К тому же описание лазера на Ил-76 дает представление о лазере для испытаний в космосе.

Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ — летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2.1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Доработку самолета выполнял Тагонрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Космический аппарат, предназначенный для установки на нем мегаваттного лазера с Ил-76ЛЛ с БЛ, получил обозначение 17Ф19Д "Скиф-Д". Буква "Д" обозначала "демонстрационный". 27 августа 1984 г. министр общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов подписал приказ N343/0180 о создании 17Ф19Д "Скиф-Д". КБ "Салют" было определено головным по его созданию. Этим же приказом была официально утверждена программа по созданию последующих военных КА тяжелого типа. Затем приказом по МОМ N168 от 12 мая 1985 г. была установлена кооперация предприятий, изготавливающих "Скиф-Д". Наконец, в связи с тем, что противоракетная тематика была одним из приоритетнейших направлений, по "Скифу-Д" вышло 27 января 1986 г Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР N135-45. Такой чести удостаивался не каждый советский КА. По этому Постановлению первый запуск на орбиту "Скифа-Д" должен был состояться во втором квартале 1987 г.

"Скиф-Д" был прежде всего экспериментальным КА, на котором должны были отрабатываться не только лазер, но и некоторые штатные системы следующих аппаратов, создаваемых в рамках программы "советской СОИ". Это были системы разделения и ориентации, система управления движением, система электропитания, система управления бортовым комплексом.

Аппарат 17Ф19Д должен был продемонстрировать также принципиальную возможность создания КА для уничтожения целей в космосе. Для испытаний лазера на "Скифе-Д" планировалось установить специальные мишени, имитирующие вражеские ракеты, боеголовки и спутники. Однако разместить такой мощный лазер на аппарате класса станции ДОС было невозможно. Выход нашелся быстро. К 1983 г. стал виден "свет в конце туннеля" с РН 11К25 "Энергия". Этот носитель мог разгонять до скорости, близкой к первой космической, полезную нагрузку массой около 95 тонн. Именно в такую массу вписывался и аппарат с мегаваттным авиационным лазером.

Чтобы ускорить ход работ над "Скифом-Д" в КБ "Салют" было решено максимально использовать опыт прежних и ведущихся на тот момент работ. В состав "Скифа-Д" вошли элементы транспортного корабля ТКС и орбитального корабля "Буран", базового блока и модулей ОК "Мир", РН "Протон-К". Аппарат имел длину порядка 40 м, максимальный диаметр 4.1 м и массу около 95 тонн.

Конструктивно первый "Скиф-Д" (бортовой номер 18101) состоял из двух жестко соединенных между собой модулей: функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ). ФСБ, разработанный на базе функционально-грузового блока 11Ф77 корабля 11Ф72 ТКС, использовался для доразгона "Скифа-Д" после его отделения от РН: блок добавлял необходимые 60 м/с для выхода КА на опорную низкую орбиту. В ФСБ также располагались основные служебные системы аппарата. Для их энергопитания на ФСБ устанавливались солнечные батареи от ТКС.

Целевой модуль не имел прототипов. Он состоял из трех отсеков: отсека рабочих тел (ОРТ), энергетического отсека (ОЭ) и отсека специальной аппаратуры (ОСА). В ОРТ должны были размещаться баллоны с CO2 для питания лазера. Энергетический отсек предназначался для установки в нем двух больших электро-турбогенераторов (ЭТГ), мощностью 1.2 МВт каждый. В ОСА размещались сам боевой лазер и система наведения и удержания (СНУ). Для облегчения наведения на цели лазера было решено сделать головную часть ОСА поворотной относительно всего остального аппарата. В двух боковых блоках ОСА должны были располагаться мишени для отработки как СНУ, так и боевого лазера.

Однако создатели "Скифа-Д" столкнулись с целым рядом технических проблем. Во-первых, было совершенно неясно запуститься ли на орбите в условиях вакуума и невесомости газодинамический лазер на углекислом газе. Чтобы разобраться с этой проблемой на Заводе им. М.В.Хруничева было решено создать специальный испытательный стенд. Стенд занимал огромную территорию и включал в себя четыре 20-метровые вертикальные цилиндрические башни вакуумирования, две 10-метровые шаровые емкости для хранения криогенных компонентов, разветвленную сеть трубопроводов большого диаметра. До сих пор эти строения на территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева напоминают о былой программе "советской СОИ".

Много проблем вызывала газодинамика мегаваттного лазера. При его работе был очень большой расход рабочего газа (CO2). Исходящая из лазера струя газа вызывала возмущающий момент. Чтобы его предотвратить решили разработать систему безмоментного выхлопа (СБВ). Специальный трубопровод, прозванный за свой внешний вид "штанами", шел от лазера в энергетический отсек. Там был установлен специальный выхлопной патрубок с газовыми рулями для компенсации возмущающего момента. СБВ разработало и изготовило НПО им. С.А. Лавочкина.

Серьезные трудности возникли при создании системы энергоснабжения лазера, в особенности — ЭТГ. При их испытаниях были случаи взрывов. Работа турбин генератора тоже вызывала большие возмущающие моменты на аппарат.

Очень сложной вышла система управления движением "Скифа-Д". Ведь ей приходилось производить нацеливание поворотной головной части и всего аппарата на цель, при этом компенсируя возмущения от работы генераторов, от выхлопа газов из лазера, да и от самих разворотов очень тяжелой, но при этом очень быстро вращающейся головной части ОСА. Уже в 1985 г. было ясно, что потребуется один испытательный пуск КА только для отработки всех этих вспомогательных систем. Поэтому было решено изделие "Скиф-Д1" вывести на орбиту без боевого лазера, и лишь "Скиф-Д2" полностью оснастить "спецкомплексом".

Проект "Скифа-Д" вяз во всех этих проблемах и сложностях. Конструкторы КБ "Салют" натыкались все на новые и новые трудноразрешимые задачи. Конечно, со временем их можно было бы преодолеть, но не в те сроки, которые устанавливали приказы МОМ и Постановления ЦК и СМ. В конце 1985 г, рассматривая планы на 1986-87 гг, старт "Скифа-Д1" N18101 планировался на июнь 1987 г, а "Скифа-Д2" N18301 с лазером — на 1988 г.

Следующим за "Скифом-Д" в КБ "Салют" планировалось создать аппарат 17Ф19С "Скиф-Стилет". Это тоже был аппарат тяжелого класса, рассчитанный на запуск на РН "Энергия". 15 декабря 1986 года был подписан приказ МОМ N515 о направлении работ в 1987-90 годах, где фигурировал и "Скиф-Стилет". На этом аппарате собирались установить бортовой специальный комплекс (БСК) 1К11 "Стилет", разработанный в НПО "Астрофизика".

"Стилет" для 17Ф19С представлял собой космический вариант земного "Стилета", уже созданного и проходящего в 80-х годах испытания. Это была "десятиствольная" установка инфракрасных лазеров, работающих на длине волны 1.06 нм. Однако, наземный "Стилет" не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника. Этого просто не позволяла атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. На Земле применение "Стилета" было малоэффективным. В космосе за счет вакуума радиус его действия значительно увеличивался. "Стилет — космический" вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника. Для повышения эффективности действия "Стилета" в космосе был разработан специальный телескоп. В сентябре 1986 года электрический действующий макет "Стилета" был изготовлен НПО "Астрофизика" и поставлен в КБ "Салют" для испытаний. В августе 1987 года был изготовлен стендовый прототип кожуха телескопа.

В дальнейшем планировалось разработать целое семейство различных аппаратов тяжелого класса. Была идея создания и унифицированного космического комплекса 17Ф19У "Скиф-У" на базе платформы тяжелого класса под РН "Энергия".

Прикрепленное изображение: 5.jpg


Практическая реализация проекта.

В середине 1985 г. в заключительную стадию вступила подготовка к первому запуску РН 11К25 "Энергия" 6СЛ. Первоначально запуск планировался на 1986 год. Поскольку орбитальный корабль "Буран" еще не был готов, в Министерстве общего машиностроения было принято решение о запуске РН "Энергия" с макетом КА 100-тонной массы в качестве полезной нагрузки. В июле 1985 г. Генеральный конструктор КБ "Салют" Д.А.Полухин собрал руководящий состав фирмы и сообщил, что министр общего машиностроения О.Д.Бакланов поставил задачу создать 100-тонный макет для испытаний "Энергии". Макет должен был быть готов к сентябрю 1986 г.

После всех корректировок проектного задания появился проект аппарата "Скиф-Д макетный" или 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ". 19 августа 1985 г. вышел соответствующий приказ N295 за подписью Бакланова.

Летный экземпляр КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" состоял из двух модулей: ФСБ и ЦМ, имел длину 36.9 метров, максимальный диаметр 4.1 метра, и массу 77 тонн вместе с головным обтекателем.

Прикрепленное изображение: d56118c25002241946994142f8f.gif


К моменту разработки "Скифа-ДМ" в НПО им. С.А.Лавочкина была практически готова система безмоментного выхлопа. Поэтому решено было установить СБВ на 17Ф19ДМ для испытания газодинамики и определения величины возмущающего момента при выходе из нее газа. Однако если бы для этого использовался углекислый газ, то зарубежным аналитикам стало бы слишком очевидным назначение "Скифа-ДМ". А потому для испытаний выбрали смесь ксенона с криптоном. Эта смесь позволяла провести интересный геофизический эксперимент — изучить взаимодействие искусственных газовых образований с ионосферной плазмой Земли. Такое прикрытие испытаний СБВ было более или менее убедительным.

Реально было подготовить к сентябрю 1986 г. и системы, используемые для наведения лазера "Скифа-Д" на цель и удержания цели в прицеле. Наведение осуществлялось в два этапа. Сначала для грубого наведения использовалась бортовая радиолокационная станция (БРЛС), разработанная в московском НИИ точных приборов. Затем точное наведение осуществляла система наведения и удержания (СНУ), использовавшая для этого маломощный лазер. Создавало СНУ казанское ПО "Радиоприбор" — ведущая в СССР фирма по системам опознавания. Для обработки данных от БРЛС и СНУ и совместной работы этих систем с исполнительными органами системы управления движением в СУД "Скифа-ДМ" использовалась БЦВМ "Аргон-16", аналогичная такой же БЦВМ на базовом блоке станции "Мир". Для калибровки датчиков СНУ и испытания этой системы решено было использовать отделяемые мишени (типа надувных шаров и уголковых отражателей). Подобные мишени применялись при проведении военно-прикладных экспериментов с использованием комплекса "Пион" на ТКС-М "Космос-1686" в 1985 г. и разрабатывались для комплекса "Лира" модуля "Спектр" станции "Мир". На надувных мишенях устанавливались бариевые плазмогенераторы для имитации работы двигателей баллистических ракет и спутников.

Снаружи весь "Скиф-ДМ" имел специальное покрытие черного цвета. Оно должно было обеспечить температурный режим аппарата. Внутри целевого модуля "Скифа-ДМ" стояло слишком мало тепловыделяющих устройств. Поэтому и нужно было максимально использовать солнечное тепло для обогрева. Черное покрытие позволяло это делать. Десять лет спустя то же самое покрытие с той же целью было использовано на Энергетическом модуле "Заря" (ФГБ) 77КМ N17501 для Международной космической станции.

Еще раз надо подчеркнуть, чтобы развеять массу слухов, ходящих о "Полюсе"/"Скифе-ДМ": боевого мегаватного лазера на нем не стояло, впрочем, как и электротурбогенераторов, обеспечивающих его работу! И еще, никакого поражения с борта "Скифа-ДМ" отстреливаемых мишеней не предполагалось: их просто нечем было поражать!

Комплекс, состоящий из РН 11К25 "Энергия" N6СЛ и КА 17Ф19ДМ "Скиф-ДМ" N18201, получил обозначение 14А02. Основной задачей для "Скифа-ДМ" стала проверка принципов создания КА 100-тонного класса, выводимого ракетой 11К25 "Энергия". Опыт создания 17Ф19ДМ должен был пригодиться при последующих работах над аппаратами тяжелого класса. Впервые в отечественной космонавтике полезная нагрузка располагалась асимметрично на ракете, сбоку. Создавался ряд новых систем с развитием новых технологий и освоением новых материалов. Создавалась и новая кооперация предприятий, которая в будущем должна была работать над "советской СОИ". Кроме КБ "Салют" и Завода им. М.В.Хруничева в создании "Скифа-ДМ" принимали участие 45 предприятий Министерства общего машиностроения и 25 предприятий других отраслей.

Однако в ходе работ над проектом "Скиф-ДМ" первоначальная программа испытаний была значительно урезана. И причины этому были вовсе не технические. К этому времени "процесс перестройки пошел" полным ходом. Ставший Генеральным секретарем Михаил Горбачев целенаправленно использовал тезис о мирном космосе и неоднократно публично поносил американскую программу СОИ и планы милитаризации космоса. И под действием этих новых веяний в верхнем эшелоне партийной власти сложилась группировка, выступившая против демонстрации летных возможностей прототипа орбитальной лазерной станции.

На основании политических решений Госкомиссия по пуску "Скифа-ДМ" в феврале 1987 г. отменила в программе полета аппарата все отстрелы мишеней, испытания БРЛС и СНУ, выброс ксеноново-криптоновой газовой смеси через СБВ. Решили лишь вывести "Скиф-ДМ" на орбиту, а через месяц свести его в атмосферу над пустынным районом Тихого океана. Что подумали бы в США о таком огромном, но молчащем аппарате — трудно сказать. Пожалуй, здесь было бы не меньше подозрений, чем в случае отстрела мишеней и выброса газовых облаков. Теперь программа полета "Скифа-ДМ" включала в себя лишь десять наиболее "безобидных" экспериментов: четыре военно-прикладных и шесть геофизических.

И вот за несколько дней до запланированного старта 11 мая 1987 г. Горбачев прилетел на космодром. 12 мая он знакомился с образцами космической техники, в том числе и военной. В итоге Генеральный секретарь ЦК КПСС остался очень доволен увиденным и услышанным. Время посещения-беседы с гостями в два раза превысило предусмотренное. В заключение М.С. Горбачев посетовал: "Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!"

13 мая во Дворце офицеров состоялась встреча Горбачева с военными и гражданскими работниками Байконура. Горбачев говорил долго, хвалил работников космодрома и создателей космической техники. Со стартом "Энергии" он не торопил, предложил сперва разобраться во всех проблемах и лишь при полной уверенности провести пуск такой сложной и дорогой системы. И еще он заявил:

"...Наш курс на мирный космос не признак слабости. Он является выражением миролюбивой внешней политики Советского Союза. Мы предлагаем международному содружеству сотрудничество в освоении мирного космоса. Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... Наши интересы тут совпадают и с интересами американского народа, и с интересами других народов мира. Они не совпадают с интересами тех, кто делает бизнес на гонке вооружений, хочет добиться через космос военного превосходства... Всякие разглагольствования о защите от ядерного оружия — это величайший обман народов. Именно с этих позиций мы и оцениваем так называемую Стратегическую оборонную инициативу, которую стремиться осуществить американская администрация... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос. Мы видим свой долг в том, чтобы показать серьезную опасность СОИ всему миру..."

После этого судьба "Скифа", да и всей программы развития военно-космических систем стала ясна. И происшедший при запуске аппарата отказ, помешавший его выходу на орбиту, ускорил закрытие работ по данной программе.

Некоторое время в КБ "Салют" еще продолжались работы над аппаратом 17Ф19Д "Скиф-Д1" N18101, старт которого в конце 1985 г. был перенесен на июнь 1987 г. Однако после потери интереса к программе у руководства страны, средств на программу стали выделять меньше, сроки пуска стали отодвигаться. Лишь к началу 1987 г. для "Скифа-Д1" на ЗиХе были изготовлены отсеки АФУ, ПСВ, ПСН, донный обтекатель, корпуса ПГО, ОДУ и боковых блоков целевого модуля. Корпуса остальных штатных отсеков целевого модуля планировалось изготовить к IV кварталу 1987 г.

Возникли проблемы и с созданием в казанском НПО "Радиоприбор" системы наведения и удержания и фотооптической системы слежения. В связи с этим первый заместитель министра Общего машиностроения В.Х. Догужиев еще 20 апреля 1987 г. подписал решение о переносе сроков поставки стендовых комплектов СНУ и ССФО на 1989 г, а штатного комплекта — на 1990 г. С учетом этих сроков "Скиф-Д1" мог быть готов лишь к концу 1991 г. Проблемы с его системами решить не удавалось. По словам ведущего конструктора этой темы Ю.П.Корнилова, специалисты, работавшие над "Скифом", к тому времени подходили к этому аппарату с чисто восточной философией Ходжи Насредина: к тому моменту, когда придет срок готовности "Скифа-Д" "или эмир умрет, или — ишак".

Так, в принципе, и произошло. В сентябре 1987 г. работы по теме 17Ф19Д в КБ "Салют" и ЗиХе были приостановлены, да так и не возобновились. "Новое мышление" в международных отношениях и в то же время начавшийся кризис в советской экономике привели к полному прекращению финансирования темы тяжелых боевых орбитальных станций в 1989 г. Закат "холодной войны" привел и к закату советских "звездных войн".

А в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН "Энергия" и ОК "Буран". Это стало последней точкой в истории создания космического меча Империи.

Ссылка : http://nnm.ru/
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#30 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 09 April 2011 - 21:48

СССР 9:2 США

Хроника большой космической гонки


Прикрепленное изображение: gonki.jpg


Ссылка: http://www.km.ru

Что предшествовало этой гонке:

Советский Союз -

За время Великой Отечественной войны пострадали сотни наших городов, было разрушено свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей, разорены и разграблены 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций. В целом материальный ущерб, нанесённый СССР составил 2569 миллиардов рублей ( в довоенных ценах). Стоимость только расхищенных и уничтоженных врагом материальных ценностей составила 679 миллиардов рублей. СССР потерял 30% материального богатства;
Ссылка: http://mrk-kprf-spb.narod.ru

Общие демографические потери СССР в Великой Отечественной войне (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн. человек.
Ссылка: http://let65sk1ost.narod.ru

США -

За время Второй Мировой войны разрушения на территории США - 0.

Потери США во Второй мировой войне: 418 тысяч человек (военнослужащих).
Ссылка: http://www.aif.ru
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#31 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 12 April 2011 - 01:47

Прикрепленное изображение: castro_gagarin1961.jpg

Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#32 Олег 44

Олег 44

    Олег

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 104 сообщений

Отправлено 12 April 2011 - 11:52

Прикрепленное изображение: 6af1da5880e4.jpgПрикрепленное изображение: c81d4694bc96.jpg

#33 Африканец

Африканец

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 760 сообщений

Отправлено 12 April 2011 - 12:47

С Праздником,товарищи!
С Днём космонавтики!!!



Salus populi suprema lex

#34 irina-sssr

irina-sssr

    Ирина

  • Редакторы
  • 264 сообщений

Отправлено 12 April 2011 - 13:48

С праздником, товарищи! Да прославится на века страна наша СССР, герои - первопроходцы, покорители космоса, для которых не было невыполнимых задач. Слава и низкий поклон погибшим космонавтам и испытателям!