IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Кинофантастика СССР


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 5

#1 Димка Погодин

Димка Погодин

    Дмитрий

  • Пользователи
  • PipPip
  • 28 сообщений

Отправлено 04 January 2010 - 08:46

Памяти дилогии "Москва-Кассиопея"

Парадокс Эйнштейна

Она возникла у моего столика внезапно, из душной, насквозь пропитанной сигаретным дымом атмосферы кафе. Присела, закинув ногу на ногу, закурила и не успев ничего не сказать, растерянно застыла, глядя на меня… Наверное узнала. Нас теперь многие узнают, хотя мы, семеро, ничем не отличаемся от них, шести миллиардов… и у них, кажется, сейчас достаточно кумиров, чтобы в этом паноптикуме звезд шоу-бизнеса, знаменитостей, героев и политиков заблудиться как в банке кильки с овощами.
- Извините!
Профессиональная наглость и бестактность моментально сменились на вполне человеческое выражение лица. Узнала… И ушла… Они все смотрели на нас вот так, недоуменно и даже как-то опасливо, с пугливым уважением. Козелков заметил как-то что они смотрят на нас, как глупые внуки на умного деда. Я с ним не согласился тогда, предположив, что мы для них – просто ожившие экспонаты палеонтологического музея, но теперь, глядя на эту девушку, я понял, что Пашка в чем-то был прав, и зря мы тогда затеяли эту дискуссию на повышенных оборотах. Юлька просто встала и ушла, Лоб включил по своему обыкновению свою защитную блокировку, отшучиваясь и посмеиваясь, но и то как-то слишком натянуто, Екатерина Сергеевна сосредоточенно изучала кусок варианнского гранита, Кутейщикова молчала, насупившись, как и Копаныгин . Пришлось отдуваться мне одному. Павел Кондратьевич вообще стал более циничным, чем был. Его бесила любая, связанная с нами новизна, появившаяся в этом обществе после нашего возвращения – молодежная прическа а ля Агапит, женская грудастая группа «Виа-Рианна», новая политическая партия «Вершители», реалити-шоу "Мы сделаем вас счастливыми", коктейль «Желтый по понедельникам» и водка «Москва-Кассиопея».
Варька, криво улыбаясь сказала – плюнь, не принимай близко к сердцу, нам ли судить целый мир. Копаныгин начал что-то говорить о том, что мы еще смогли победить роботов, но с человеческой глупостью нам не справиться ни за что, потому что еще Эйнштейн заметил, что человеческая глупость бесконечна, как Вселенная, только по поводу Вселенной он мог бы еще поспорить. Насчет глупости мы согласились. По возвращении нас вообще не воспринимали серьезно. Аааа, эти, космонавты, старперы, коммуняки, ну что они понимают в бизнесе, могли бы заработать кучу денег, но разве их переделаешь… В этом мире давно все перевернулось с ног на голову, прошлые ценности утратили смысл, а мерилом вещей и поступков стали деньги, прибыль. Мы не успели еще забрать кое-какие личные вещи с «Зари», а ее уже выставили на аукцион, чтобы продать под экзотический орбитальный кабак. Хорошо, что И.О.О. вмешался, отбил корабль, хотя это стоило ему нескольких бессонных ночей, три сотни рублей на ругань и уговоры по сотовому телефону, пары пузырьков валерьянки и даже кажется, каких-то его полумистических трюков, производивших на сонмище современных шарлатанов, гадалок, колдунов, экстрасенсов и прочих мистификаторов должное впечатление. Звездолет со страшным скрипом стал нашей единоличной собственностью, со всеми надлежащими бумагами, подписями и печатями. А завтра я уведу его прочь от Земли, подальше, на орбиту Юпитера. Наши никто не захотел лететь, хотя на них надеялся. Лучшее, что президент Медведев смог сделать для «Зари», это заполнить ее каюты и лаборатории научной аппаратурой и десятком ученых первой величины – астрофизиками, планетологами, атмосферниками и химиками. Во всяком случае «Заря» этого вполне заслужила, и это по крайней мере было не так плохо, как гнить в лунных доках или служить орбитальным рестораном. А ядерного топлива, которым ее зарядили едва-едва хватало на полет до Юпитера и обратно, на орбитальные маневры и не хватит, пожалуй. За кое-какой ремонт и профилактические работы по возвращении пришлось заплатить все свои кровно заработанные после полета рубли, а дали б топлива под завязку, ноги бы моей в Солнечной системе не было, вернулся бы на Варианну, только бы меня и видели. Улетел бы к черту, даже если на это пришлось бы потратить еще 20 лет. Козелков посоветовал – сдери, мол, с института за аренду звездолета. Следовало бы ему врезать сразу, но я сдержался - он так перекривился, сказав это, что я почувствовал , что ему больнее не меньше моего. Он резко развернулся и ушел… собирается вроде в авиационную часть под Калугой, испытателем, если возьмут… Но И.О.О. обещал похлопотать, все-таки Пашка был первым пилотом…
В кафе стало шумно. Я услышал гортанную кавказскую речь, громкий смех, оплеуху и отчаянный крик моей недавней знакомой. Я поднялся и пошел к ним, хотя заранее знал, что вмешиваюсь не в свое дело.
- Послушайте, вы…
Меня даже не дослушали… я почувствовал сильный удар и потерял сознание... очнулся от того, что давешняя девушка, плача, вытирала мне лицо мокрым полотенцем.
- Виктор Данилович!..
Ого, еще не все потеряно! Я оттолкнул ее руку и поднялся. Даже не обернувшись и не сказав ни слова, я вышел наружу. Да, решено - завтра лечу. На улице было прохладно и мне сразу полегчало...
Будто и не было лета. Как-то неожиданно на Калугу налетели холодные ветра, небо покрыли листовым свинцом, а по рябым лужам, заполнившим выбоины в мокром асфальте, побежали желтые кораблики. Город утратил часть самых ярких красок, зелень исчезла совсем, а желтизна как сорвалась вниз, с солнечного летнего неба, да так и осталась лежать под ногами редких прохожих толстым слоем опавших листьев. Город готовился ко сну. Далеко на севере здоровенным половником уже размешивали ледяную кашу в круглом котле, готовясь накрыть город крепким кожухом снега и льда. А стеклянные панцири городских сооружений вспыхивали тут и там самыми неожиданными цветами. Я огляделся. Мир был другим, совсем другим, может в нем и осталось что-то немногое от того, старого мира, который мы покинули много лет назад, но он казался совсем чужим, даже более чужим, нежели Варианна. Хотя Эйнштейн тут был ни при чем. Этот мир повзрослел, а мы по-прежнему остались наивными советскими детьми.

PS А в атласе Сомова "Зари" нет :(



Через тернии к звездам

Из рассказов о ностальгическом... на фильм "Через тернии к звездам".

Мальчик, мальчик... Где ты теперь, мальчик? Избавился ли ты от детских иллюзий, мальчик, во что ты веришь теперь, мальчик, и где находишь силы для завтра, которое становится для тебя все более пасмурным... А помнишь ли ты тот волшебный день, мальчик, и тот славный момент в самом начале восьмидесятых, когда мама за руку привела тебя в двадцать восьмой ряд кинотеатра "Родина", в три часа в зале погас свет, и на экране начался фантастический фильм "Через тернии к звездам". Когда все детские грезы о несбыточном вдруг развернулись во весь экран, и по волнам прекрасной музыки на звездном корабле ты улетел в далекий мир будущего, наполненный реальными, живыми героями. И в какой-то момент случилось так, что эта сказка, созданная добрым волшебником Викторовым, на всю жизнь стала для одним из самых ярких образов детских воспоминаний. Почему? Трудно сказать. Наверное потому, что этот фильм стал зримым отражением твоих детских снов. Помнишь, как ты тогда жадно проглатывал фантастические повести и рассказы, взятые у друзей, найденные в "Технике Молодежи", "Юном Технике", "Искателе" или "Вокруг Света", помнишь, как ты перерисовывал на ватман гуашью картины художников Соколова и Леонова, не пропускал ни одной передачи "Этот фантастический мир" с Леоновым, читал купленную папой "Энциклопедию юного астронома" и даже сам исписывал общие тетради наивными пересказами прочитанных фантастических книг. А "Тернии..." были самым насыщенным, самым ярким полотном твоих представлений о будущем, квинтэссенцией всего, чем жил и во что верил. Сколько там было всего! Искусственная инопланетная красавица Нийя, звездолеты, робот, которого надувают воздухом, и робот Глафира, лаборатория клонирования на взорванном корабле; чудовищная живая биомасса, агрессивная до невообразимости, в которой, наверное сидели аквалангисты ; помнишь, мальчик, как позже, в 1984 году, далеко-далеко в степи, где растут только перекати-поле и арбузы, вы залезли в огромный водогон, выкопанный экскаватором отца твоего друга, а в самом конце ветер собрал с поверхности длинного канала желтоватую плотную пену и вы залезли в нее по уши и кричали восторженно "ощущаю агрессивную, опасную среду!!!"; там были звери-мутанты, которых так и не показали, но которых ты живо себе нарисовал в воображении, и изуродованные мутациями люди, атомная смерть целого мира; говорящий осьминог, любящий жвачки и живущий в стиральной машине, умный кот ворующий у осьминога жвачки, который живет в стиральной машине в звездолете, который летит на Дессу; жуткие кислотные дожди но и чистые дожди тоже, на Земле и на Дессе, "Есть очистка!", конденсация активной плазмой всякой дряни, накопившейся в атмосфере планеты; противогазная маска (лежащая на отравленной земле Дессы, крохотная, но очень выразительная, глубокая по смыслу деталь, говорящая о судьбе несчастной планеты больше, чем все вместе взятые рассказы жителей Дессы), карлик Туранчокс, боящийся щекотки, целый ансамбль всамделишных граммофонов с музыкой, которая словно ввинчивается в мозги (и которая исчезла, о ужас, из новой версии фильма, как и цитируемое тобой часто "Говори" "Оннн - Сте-паннн" "Говори" "Мы лллюди" "Стоп, все наружу"), камень с чужой планеты, который не выдерживает удара о стол, зонды для сканирования атмосферы, Степан, умеющий считать по Меркулову, чудная музыка, сопровождающая погружение Нийи в морскую бездну, совершенно потрясный атлас знатока всех звездолетов Вселенной Сомова (помнишь, мальчик, ты нарисовал такой же?!), таинственный и страшный жертвенный колодец, а снаружи на стене - каменные образины и этот чудесный полет сквозь звездную Вселенную, даже сейчас вспоминаю и уже мороз по коже. Там было все, весь антураж произведений Стругацких, Павлова, Тупицына, Гуляковского, Снегова, Ефремова, Казанцева.
И ты окунулся в фильм с головой и целых два часа ты был безумно счастлив.
Но все проходит... Когда ты вышел из опустевшего зала, переполненный невысказанным восторгом, то сумел только выдохнуть "Что это было, мама?!" А мама тихо ответила "Это была мечта, сыночек..."
Что же ты такое натворил, добрый волшебник Викторов?
Спасибо, спасибо, спасибо!
Потом фильм повторили по телевизору. И опять был восторг. И опять море впечатлений. И "гусиная кожа" в самых трогательных моментах. Ты просидел у телевизора с магнитофоном и записал все понравившиеся мелодии гениального композитора Рыбникова. Гораздо позже, уже в эпоху видео ты обнаружил видеокассету с фильмом в пластиковой коробке и теперь мог быть счастлив хоть круглые сутки. Но… уже прошло то время, на смену старому пришел новый мир и вера в светлое будущее иссякла, уступив место горькому разочарованию, ужасной мысли что мира, который навыдумывали и наобещали советские фантасты не будет ни-ког-да..... А впечатление от первого просмотра фильма не потухло со временем, наоборот, значительно повзрослев, с каждым разом ты стал находить в фильме какие-то новые детали или символы, на которые не обращал раньше внимания, но в которых, как оказалось и таилась тайна привлекательности "Терниев..." Личные переживания героев, их радости и горе, их удачи и ошибки. В фильме не было отрицательных героев! Ты понимаешь это, мальчик?! Даже злой гений карлик Туранчокс вызывал жалость, как и все жители планеты Дессы, больные физически и духовно в силу сложившихся на планете экологических условий. А Туранчокс был самым несчастным, потому что экологическая катастрофа планеты, растянутая на годы сделала из него настоящее чудовище, но чудовище, вызывающее сочувствие. Режиссер уловил эту идею и сделал его именно таким. Эти и другие моменты сделали фильм очень гармоничным, там нет ничего лишнего, ненужного, пустого, хотя фильм и насыщен деталями. Там все сюжеты идеально подходят друг к другу, а работа оператора и звукорежиссера вызывает восторг. Раньше ты воспринимал фильм как единое целое сверкающее полотно, сейчас он подобно мозаике разделился на множество сюжетов-частей, каждая из которых неожиданно приняла совершенно самостоятельное значение….
Но вот затихли звуки на улице, зажглись волшебные огни, а на потрескавшуюся эмаль подоконника упал первый снег. Все изменилось, все стало другим. И ты стал другим, мальчик. Ты перестал по вечерам говорить звездам "Здравствуйте!", ты давно уже перестал читать фантастику... Все прошло, все стало снами, несбывшимися желаниями. Но почему-то лежит до сих пор на видном месте та самая кассета... И почему-то до сих пор ты не можешь сдержать слез, когда слышишь ту лучшую в мире музыку и те самые слова Виктора "У меня хорошая рабоооота!!!"

#2 IGR

IGR

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1336 сообщений

Отправлено 19 January 2010 - 23:57

Где же ты, мальчик в теннисных туфлях fellow
Который так весел и неплох собой?
Говорят, ты покинул свой родной город
Говорят, потерял душевный покой

Эй, мальчик, что случилось с тобой?
Эй, мальчик, о-у-о...

Где же ты, мальчик в теннисных тулях
Быть может, тебя покорил рок-н-ролл
Или у моря ты кушаешь фрукты
Улетел в Голливуд за кинозвездой?

Ты вновь с нами мальчик в теннисных туфлях
И гитара твоя всегда под рукой
И мы будем петь твои блюзы и баллады
Их лирика манит нас за тобой



#3 Недобрый

Недобрый

    Владимир

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 63 сообщений

Отправлено 29 January 2010 - 12:58

"Москва-Кассиопея", "Через тернии к звездам", "Солярис"...
Зачитанные до дыр "Мир приключений", "Искатель"...
Детство..., юность...
Друзья с которыми мечтали о полетах в космос, о будущем светлом и прекрасном...
Передачи "Очевидное-невероятное" с Капицей, "В мире животных" с Дроздовым...
Мечты..., мечты... Казалось так много впереди прекрасного, что вот-вот и люди полетят к другим планетам...
Мечты... мечты... О том, что люди изменятся и уже в ближайшем будущем... Исчезнут преступники, алчные и мелочные.
Будущее казалось прекрасно и очень хотелось пожить в такое время и более того думал что несомненно поживу и буду его строить в меру своих сил.
Но.... 1991 год...Реальное будущее оказалось совсем не таким. Во главу всего встали деньги и жажда обогащения. С мечтами было покончено самым зверским образом.

#4 Димка Погодин

Димка Погодин

    Дмитрий

  • Пользователи
  • PipPip
  • 28 сообщений

Отправлено 16 February 2010 - 22:01

Похожее и я написал когда-то ;)

СНЫ

...сны, сны, сны... постоянно возвращают нас в прошлое. Уходят в никуда, в пустоту друзья и родственники, да просто обычные люди, которые составляли привычное, близкое окружение. Их больше нет и никогда не будет. И хотя нас окружают новые друзья и новые соседи, боль утрат тяжелой ношей все сильнее давит на плечи. И только сны дарят нам милые добрые знакомые лица, которые оказались в воспоминаниях, в начале длинной дороги, которой мы называем жизнью... граница между снами-воспоминаниями и явью, граница между полузабытым прошлым и настоящим, не она ли и есть ностальгия... смотрю сейчас на современный мир... что-то сильно поменялось в нем, что-то стало совсем не так, как было. Мы выдумали ложных богов, мы создали никчемные пустые культы, мы стали поклоняться ненужным вещам, забыв ценности прошлого... только кажется иногда, что тот самый совок, который как кость стоял поперек горла, над регалиями которого смеялись и издевались, именно он подарил нам настоящие ценности человеческого бытия.
А мы это пропустили как-то, не заметили, пронеслись мимо с гиканьем скорым коптящим громыхающим паровозом, оставив "совок" на далеком полустанке нашей юности. А ведь именно он научил нас простым радостям жизни. Не отсутствующим рогом изобилия, сверхдостатком, делением на касты, болезнью стяжательства, а.... своей уравниловкой, одинаковой полунищенской зарплатой, невозможностью обеспечить себя не только бытовыми вещами, а и предметами для духовного развития, как-то книгами, музыкой, картинами...
Все это появилось сейчас, мы просто захлебнулись в потопе информации, мы задохнулись под завалами доступных культурных средств, еще не веря в длинные цветастые книжные полки, заполненные не политической макулатурой, а нескончаемыми "бестселлерами"... но почему-то это не доставляет той радости, которую доставляла книга, купленная по случаю в букинистическом магазине или данная на время знакомыми и прочитанная в один присест, или рассказ, напечатанный в журнале, или кассета, переписанная у знакомых, или картинка, вырезанная в "Огоньке". А ставшие теперь экспонатами наших ментальных пыльных музеев кефирные бутылки, молочные треугольники, авоськи и настенные ходики, почему вы милее, ближе мне теперь, чем цепторовские кастрюли? Но даже не это было самым ценным. Ведь именно тогда мы были ближе друг к другу.
Мы же не осознали самого главного - человеку нужен сам человек, человеку нужны беседы при свечах, человеку нужна природа, та самая, зеленая, с речками, ромашками и белогривыми облаками из неведомых стран, да-да, простая незамысловатая природа, привычная некогда нашим предкам зона обитания, на которую мы стремимся выехать хоть не надолго, буквально вырываясь из городских джунглей и хищных лап повседневных постылых забот. Мы заперлись в бетонных и каменных стенах, стали "новыми" и "старыми русскими", окружили себя барахлом, богатством, утратив чувство меры, разрушили этим и не только этим старые связи, старых друзей, утратили веру во что бы то не было, кроме веры в самих себя, стали смотреть на окружающий мир через экраны телевизоров, которые обстреливают нас ежедневно из электронно-лучевых трубок потоком обмана, гнусностей и ужасов и обманули себя, назвав это смыслом жизни... Это ли не суррогат настоящей полноценной жизни?
А если так, то почему мы как слепые котята ползем теперь друг к другу из прошлого сквозь мрак и холод, как рыбы, продираемся сквозь электронные сети, отовсюду, со всех уголков земного шара? Почему жмемся друг к другу, как будто от холода, сбиваясь в тесную кучку в чуждом нам мире? Наверное, это трудно понять умом... утратив с течением времени почти всех, кого мы знали в прошлой жизни, мы находим утешение в редком общении друг с другом, по крупицам собирая то, что нас тогда объединяло... вспоминаем старые гимны, ищем в дебрях интернета старые песни, вспоминаем антураж старого мира и с иронической улыбкой на лице, но с ностальгической невыразимой тоской в душе, взираем на уцелевшие фотографии знакомых до боли вещей, да что там вещей, черно-белые фотографии близких, друзей, соседей по двору, знакомых, сотрудников из совконторы, всех, кого мы знали, с кем так мило беседовали когда-то... Эхехе...
А сейчас их нет, и мира того тоже нет, и образовавшийся вакуум этот совершенно нечем заполнить... Кроме воспоминаний и новых встреч и бесед, которые хоть как-то скрашивают унылые минуты ностальгических приступов, которые с возрастом повторяются чаще и чаще... Не это ли нас объединяет и подсказывает простую мысль - человеку нужен человек, не только новый друг, новый знакомый, а и тот, который светлым облаком проплыл через его жизнь и растаял во времени, стал воспоминанием...
Такой вот неожиданный душевный вопл, написанный криво, почти во сне, когда на улице еще темно и горят звезды, но именно такими воплы души и бывают, криво написанными... конечно, возможно это только мое имхо, конечно, меня поддержат немногие, но... сегодня во сне мои родители были снова молодыми и здоровыми, меня окружали старые друзья, а я был опять маленьким советским мальчиком...

#5 AllaW

AllaW

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 55 сообщений

Отправлено 15 December 2011 - 20:30

"Москва-Кассиопея" - фильм, который произвел в свое время на меня очень сильное впечатление. Казалось, что пройдет совсем немного времени и все именно так и будет, и пусть ожидания совершенно не оправдались, но все-таки тогда то верилось...

#6 Полунефтяник

Полунефтяник

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 39 сообщений

Отправлено 16 December 2011 - 01:43

Аналогично, тоже думал, что вот совсем чуть чуть..

До сих пор "болен" фантастикой, как бы это глупо не звучало для почти 50 летнего мужика...
Но увы, всё сложилось по другому…
Иногда думаю, а если бы остался СССР?
Возможно уже бы слетали к Марсу, а может и дальше, сколько специалистов трудилось не просто за кусок хлеба, а для воплощения своих замыслов, творческой реализации...

Но это я ушёл от темы, вообще советская кинофантастика это целый мир.
Не только художественные, но и документальные, до сих пор, даже по сравнению с современными компьютерными спецэффектами, смотрятся вполне на уровне.
Кстати, Дордж Лукас Звёздные Войны делал частично под влиянием Советских спецэффектов, о чём не раз говорил в своих интервью.
Ставшие классикой жанра "Через Тернии к Звёздам", это этапный фильм для всей мировой кинофантастики - впервые использована "гидроневесомость", до этого актёров подвешивали на тросах.