IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Мнение игумена Евстафия о Сталине и Ленине


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 4

#1 Александр-17

Александр-17

    Александр

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 331 сообщений

Отправлено 29 August 2009 - 21:37

Убрать вождя Ильича из мавзолея – это кощунство

Священник храма Святой Равноапостольной Княгини Ольги на Михайловской Даче игумен Евстафий (Жаков) рассказал «АПН-Северо-Запад» о развитии ситуации вокруг знаменитой иконы с изображением Сталина, отношении к возможному захоронению тела Ленина, дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым на ОРТ, а также - о том, почему либералы в церкви побеждают консерваторов.

- Отец Евстафий, прежде всего, расскажите о вашей судьбе после того как вы вынуждены были убрать икону святой Матрёны Московской из храма? Вы по-прежнему служите?

- Я оставил должность настоятеля, потому что считаю, что моя репутация создаёт трудности для других священников и для правящего архиерея. Тем не менее, я по-прежнему игумен, служу в храме, являясь вторым священником. Но дальнейшая судьба мне пока неясна: все в руках Божьих.

- За последние пару месяцев вы приобрели общероссийскую известность. Как вы воспринимаете этот обрушившийся на вас пиар? Вы хотели славы, когда повесили эту икону в храме, или это получилось само собой?

- Вообще я, как человек грешный, славу люблю. Мне нравится, когда обо мне говорят. Но то, что вы называете сейчас славой, это целая цепь очень неприятных для меня характеристик. Мне иногда даже трудно их воспринять достойно.

Когда мы поместили эту икону в храме, то мы знали, что таких икон, по меньшей мере, несколько. Единственное, что мы сделали: клеймо иконы святой Матрёны Московской (с её житийного образа) написали отдельной иконой.

Мне говорят, что этого случая не было. А я знал людей, которые видели, как Сталин приезжал к святой Матрёне. В Иванове я был знаком с одной старушкой по имени Анастасия, лет 75. Она сама видела, как в один из дней октября 1941 года в Староконюшенный переулок, где жила тогда Матрёна Московская, подъехала машина. Сталин вышел из автомобиля без охраны, зашёл внутрь. Всё было очень быстро, минут десять. Слова, которые Матрёна Московская сказала Сталину, она слышала, и, наверное, передаёт их близко к тексту.

Я не понимаю, почему мы боимся говорить о том, что святая благословила вождя. Здесь нет ничего страшного. Победа в Великой Отечественной Войне – это заслуга и Матрёны Московской, благословившей Сталина.

- И всё-таки, вы ожидали такого пиар-эффекта, скандала, или нет?

- Я не хочу быть причиной такого пиара. Но если это нужно для восстановления справедливости в отношении Сталина, я готов пиариться. Кстати, наш народ отдал Сталину должное. Он внёс вождя в XXI век, проголосовав за него в проекте «Имя России».

- Расскажите, какие у вас остались ощущения от дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где обсуждали Сталина?

- Что касается Малахова, то это совсем не тот человек, которого обычно видят зрители. То, что он мне говорил после передачи, уверило меня в том, что это – чистый, открытый, честный человек. Ему приходится быть другим перед камерой. То, что он мне говорил лично, меня потрясло, это был момент истины. Другой вопрос, что он связан по рукам и ногам, поэтому мне нещадно затыкали рот, а большую часть моего выступления просто вырезали. Кстати сказать, я очень рад, что вырезали, потому что мои реплики в сторону дьякона с профессорской внешностью были довольно грубыми. И хорошо, что эта нетактичность осталась за кадром. Это немножко улучшило мой имидж.

В эфире я просто был молчащей жертвой, которой не дали говорить. Хотя на съёмках с моей стороны были довольно жёсткие выпады в адрес дьякона. Ну, вырезали – так вырезали. Тем не менее, было сказано главное. Есть икона святой Матрёны Московской, благословившей вождя. Этот эпизод - правда, а не выдумка. Так что я считаю, что цель достигнута, хотя, конечно, средства не совсем хороши. Всё-таки «Пусть говорят» - «жёлтая» передача.

- А вы считаете нормальной ситуацию, когда два священнослужителя ругаются прямо в эфире?

- Церковную этику нужно соблюдать, конечно. Перед записью программы дьякон Кураев подошёл ко мне под благословение, и здесь он был абсолютно прав. Но то, что он делал дальше, - это нарушение этой самой этики. Его высказывания были лишены всякого уважения к сану. В этом отношении в нём было что-то большевистское, конечно. Выражаясь современными словами, дьякон просто оборзел. Наверное, у него были основания так себя вести. Возможно, кто-то советовал ему как можно жёстче разговаривать со мною.

- Дьякон Кураев после эфира написал на своём форуме о вас: "Пошёл ради того, чтобы посмотреть на сталиниста-игумена Евстафия. Случай оказался более запущеным, чем я думал. О. Евстафий - родственник Ленина! В Сталине видит Божьего вестника, который помогал людям найти дорогу в Царство Божие, раздавая им мученические венцы (аналогичная бредня есть у самых отъявленных почитателей Ивана Грозного)".

- Я могу ответить, что Господь наш Иисус Христос многое попущает. Он грешникам разрешает развернуться во всю мощь своего греха. Для того чтобы на фоне этих грешных деяний была ещё более ясна и заметна высота подвига тех, кто идёт на Голгофу. Если бы Господь наш Иисус Христос стремился избежать крови, страданий, мучений, он бы не взошёл на крест. И мы, священники, должны помнить, что наша дорога – дорога к Голгофе. Избегать трудностей, казней, пыток, которые попустил Господь, – это значит уйти с дороги, по которой шёл сам Иисус Христос.

С этой точки зрения мы не можем поддерживать Ивана Грозного, убившего Корнилия Псковского. Но мы при этом должны восхититься самим Корнилием, который ныне причислен к лику святых, и не без участия такого великого грешника, как Иван Грозный. Думаю, что и без новомучеников нам жилось бы очень плохо. А среди них есть и такие, которых сами священники сдавали, оклеветав, чтобы скостить себе срок. Те, кто сдали в руки палачей своих собратьев по службе, вероятно, должны были получить возмездие за эти действия. И это все тоже было попущено Богом.

Говоря о ГУЛАГе, можно перефразировать известную пословицу: «или ГУЛАГ, или пропал». Если бы у Сталина не было таких жутких возможностей, как привлечение к строительным работам заключенных ГУЛАГа, то, я думаю, страна пропала бы: не было бы построено нужное количество заводов, фабрик и железных дорог. Это та ужасная цена, которую Сталин, скрепя сердце, должен был заплатить за благополучие своей страны.

Кстати сказать, Сталин был благословлен двумя патриархами – Сергием и Алексием Первым. Они оба говорили о том, какой он добрый. А патриарх Сергий сказал о том, что у такого доброго человека в душе обязательно Бог. Он вынужден был быть жестоким, поскольку того требовала судьба страны.

- Можно прояснить поподробнее вопрос вашего родства с Лениным…

- В мавзолее лежит двоюродный брат моей бабушки – Евдокии Александровны Ардашевой. Они были очень дружны. Однако бабушка, видимо, была несогласна с некоторыми экстремистскими высказываниями будущего вождя, и постепенно произошло некоторое охлаждение. У нас в семье к Ленину отношение двойственное. Моя прабабушка была обижена при дележе имущества, она даже умерла с расстройства. Но это всё давно ушло.

- Какова ваша позиция по вопросу возможного захоронения тела Ленина?

- С моей точки зрения, убрать вождя Ильича из мавзолея – это кощунство. Я неоднократно встречался с участником парада 7 ноября 1941 года Георгием Александровичем Рыбакиным. Он мне рассказывал о своих чувствах, когда их высадили на Красной площади: «Я был так горд, что иду мимо мавзолея, что меня приветствует вождь, что я готов был пожертвовать собой, не страшно было умереть». И я думаю, что эти слова – типичные для тех воинов, которые шли мимо мавзолея и видели в нём своеобразный устой нашего государства. Не надо кощунствовать над памятью этих людей, которые уже не могут нам возразить.

Помните такие слова – «им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»? Манипуляция с мавзолеем станет ещё одним таким потрясением. Я думаю, что нельзя раскачивать устои великой страны. И так уже достаточно раскачали.

- Есть ли у вас единомышленники в церковной среде, разделяющие такую позицию по отношению к советскому прошлому?

- Единомышленники есть. Я знаю, по меньшей мере, двух архиепископов, которые очень тепло относятся к Сталину, одного архимандрита, многих священников. Дело тут не в какой-то особой любви, а в том, что эти люди видят, сколько Иосиф Виссарионович сделал для государства. Он оставил нам страну, которая до сих пор не разграблена, не разворована. Запас прочности был велик. И за это Сталина надо благодарить.

- Однако никто из ваших единомышленников открыто не выступает. Мы слышим только голоса церковного мейнстрима – того же дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина и других… Почему же консервативное крыло РПЦ никак не афиширует себя?

- А где получат слово консерваторы? Я пошёл к Малахову, но другие вряд ли пойдут туда или, скажем, на «Эхо Москвы». Если консервативное крыло себя и проявит, то - в молчании. А это молчание – всё-таки некая масса, которая имманентно, скрытно, может быть, повернет церковный корабль.

- Церковные либералы активно используют интернет, телевидение, рок-концерты. Они стараются говорить с людьми на современном языке, в чём, в принципе, преуспели. А почему бы консерваторам не научиться делать то же самое?

- Либералы более энергичны, они лучше чувствуют запах современности. А мы вовсе не в хвосте у либерального крыла, как может показаться. Мы в глубине. Думаю, что консервативная часть церкви – это нечто ограничивающее тех, кто может слишком далеко зайти. А то ведь можно и службу в рок-концерт превратить.

Может быть, какие-то молодые люди придут на Шевчука, услышат дьякона Кураева и заинтересуются его проповедью. Потом им надоест эта пена, они захотят пойти поглубже, и тогда придут к нам. Кстати, в наш храм святой Ольги ходит довольно много молодёжи, хотя у нас нет рок-концертов, и к тому же до нас не так просто добраться.

А вообще нужно признать, что консервативная церковь – церковь уходящая. Она постепенно сходит в могилы. Это очень грустно. И остаются эти самые рвущиеся вперед наглые дьяконы. Эти «энергичные люди», по терминологии Шукшина, торжествуют сейчас. К сожалению, никто не может их остановить, что в итоге приведёт к перерождению церкви. Но, значит, и на это есть попущение божие. Наверное, есть тут какое-то рациональное зерно, которое мы не можем пока оценить.

беседовал Андрей Дмитриев

............................................

Памятники Ленину должны быть на месте, а тело – остаться в мавзолее на веки вечные
Игумен Евстафий (Жаков) прокомментировал «АПН-Северо-Запад» взрыв памятника Владимиру Ильичу Ленину у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге:

Очень многие граждане нашей страны считают Ленина человеком, заслужившим огромную любовь и уважение в веках. Они считают, что Россия не может и не должна забыть этого человека, столько сделавшего для того, чтобы ошибки царского правительства были исправлены, а страна вновь вернула себе статус великой державы. Всё это вызывает осуждение варварского поступка - взрыва памятника у Финляндского вокзала.

Все памятники Ленину должны быть на месте, а тело его должно оставаться в мавзолее на веки вечные. Ибо все манипуляции с памятниками и мавзолеем – кощунство для очень и очень многих граждан нашей страны.

#2 Дмитрий С

Дмитрий С

    Ушёл.

  • Администраторы
  • 2172 сообщений

Отправлено 29 August 2009 - 22:57

Очень было интересно почитать. Но, впрочем, все это логично. Церковь полностью повторяет светское общество. И если в миру к власти приходят нувориши, то и в религии наверх рвутся они же - нувориши от церкви.
Когда одним прибавочная стоимость, тогда другим с крутых яиц бульон.

#3 7876Alexsey

7876Alexsey

    Алексей

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 456 сообщений

Отправлено 04 September 2009 - 09:40

Дмитрий! Если я вас правильно понял , то заветы Иисуса Христа или пророка Моисея очень похожи на заветы коммунизма. Что касается мавзолея Ленина , то это не выдумка большевиков. В древние времена так и хоронили в мавзолеях. А сегодня у многих народов существует поклонение усопшим.

#4 Дмитрий С

Дмитрий С

    Ушёл.

  • Администраторы
  • 2172 сообщений

Отправлено 04 September 2009 - 13:59

Алексей, может это не совсем в тему, но... На протяжении огромного, можно сказать глобального отрезка истории, исчисляемого столетиями, религия вообще и церковь в частности играли в обществе главенствующую роль. И все религиозные обновления вплоть до Мартина Лютера (см. ветку о сектанстве) в своем начале являлись прогрессивными по отношению к человечеству. Не исключением, конечно-же, являлось и раннее христианство. А на то время, да и многое время впоследствии, практически аж до Французской буржуазной революции единственным идеологом того общества была именно религия. Из этих двух предпосылок вытекает как раз следующее: именно христианские заповеди явились тем моральным экстрактом, который собрало человечество за долгую историю своего существования. В несколько измененном виде эти заповеди нашли свое отражение и в коммунизме, но применительно к условиям современного общества.
Когда одним прибавочная стоимость, тогда другим с крутых яиц бульон.

#5 wold

wold

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 672 сообщений

Отправлено 29 April 2011 - 11:34

Коллеги, мы обсуждаем какую-то конкретную проблему, или просто обсуждаем интервью? Я тут, после некоторых обсуждений, очень боюсь попасть не в попад. Я увидел несколько проблем: соотношение реального и показанного на телевидении; взаимоотношение церкви и власти, проблема перезахоронения Ленина и отношение к Сталину. Ну, внутрицерковные разборки не считаю проблемой. Или нужно просто высказать свое впечатление? У меня небольшой опыт общения на таких форумах, поэтому не всегда попадаю в тему, поскольку всегда ориентируюсь на то, что написано. Подскажите.

но применительно к условиям современного общества.


Дмитрий, я бы добавил еще одно слово - светского. Современного светского общества.