Крейсер «Аврора» лишился экипажа и статуса
Крейсер «Аврора» лишился экипажа и статуса
Завершилась военная биография «корабля революции»8 октября главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал Владимир Высоцкий подписал директиву о расформировании к 1 декабря 2010 года военно-морского экипажа легендарного крейсера «Аврора». Вместе с капитаном 1 ранга Анатолием Бажановым, который командует «Авророй» с ноября 1989 года, в запас будет уволено еще пять офицеров. 42 матросов, обслуживающих вместе с ними корабль, переведут в другие части. А 12 мичманов, как следует полагать, «сошли» с корабля ранее в связи с ликвидацией в российских Вооруженных силах института прапорщиков и мичманов.И с этих пор обслуживающий персонал «корабля № 1» ВМФ России будет состоять лишь из трех уборщиц и шести охранников. Об этом сообщило информагентство «Интерфакс» со ссылкой на представителя Главного штаба ВМФ России.
Впрочем, понятно, что «Аврора» теряет свой статус «корабля № 1»: по словам того же источника, она становится филиалом Центрального военно-морского музея (ЦВММ). Хотя раньше планировалось, что на базе «крейсера революции» будет создан корабль-музей воинской славы при сохранении на нем военного экипажа в составе офицеров, военнослужащих-контрактников и призывников. Об этом сообщал, в частности, заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Федор Смуглин. А заведующий музеем на «Авроре» Лев Чернавин по данному поводу говорил: «Судно и без того не является боевым. Тем не менее оно останется в составе ВМФ, только теперь будет официально называться не «Военный крейсер № 1», а «Корабль боевой славы». Он также был убежден в том, что экипаж крейсера останется военным.
Официальный представитель ЦВММ уточнил «РИА-Новости», что крейсер «Аврора», будучи филиалом, не входит в боевой состав ВМФ РФ и до конца года военный экипаж на нем будет заменен гражданскими людьми: «Это будут работники музея и технический персонал для проведения регламентных работ по обслуживанию агрегатов и механизмов». По мнению сотрудника ЦВММ, решение о замене экипажа должно положительно сказаться на эффективности работы крейсера как филиала музея и на качестве музейно-экскурсионной работы.
Копья вокруг «Авроры» ломались с прошлогоднего лета. Поводом послужил памятный VIP-банкет, организованный на ее борту в ночь на 6 июня 2009 года одним из известных российских предпринимателей Михаилом Прохоровым. На фоне музейных экспонатов под дорогое спиртное и богатую снедь «зажигали» также видные чиновники из Москвы и Санкт-Петербурга. Иные, «слегка перебрав», кидались с палубы в прохладную воду Невы. Элитное веселье на всю страну показали по телевидению.
Это «превращение народной святыни в кабак на воде» вызвало крайне негативную оценку в обществе (причем не только в российском, недоумение было выражено и в некоторых странах СНГ). Специальные заявления по этому поводу сделали Госдума и Совет Федерации. И позже бизнесмен Прохоров заявил о своей готовности взять на себя финансирование корабля, если он будет переведен на баланс города на Неве.
Случившимся заинтересовалась Главная военная прокуратура РФ.После проверки законности проведения скандальной вечеринки на историческом крейсере, входящем в состав флота, главкому ВМФ было сделано соответствующее представление. «Как установлено проверкой, — констатировал тогда помощник главного военного прокурора Александр Капинос, — разрешение на проведение данного мероприятия, выданное воинскими должностными лицами флота, противоречило требованиям общевоинских уставов, а также законодательства об объектах культурного наследия и создало предпосылки к повреждению музейных ценностей». Благо, поспешил заметить он, «в результате произошедшего каких-либо повреждений имуществу корабля не причинено».
Сам главком, получив такой нагоняй, издал приказ о запрете проведения на кораблях и судах Военно-морского флота мероприятий, «не связанных с жизнедеятельностью войск». К дисциплинарной ответственности им были привлечены командир крейсера «Аврора» капитан 1 ранга Анатолий Бажанов, тогдашний командующий Балтфлотом Виктор Мардрусин и несколько офицеров из руководства Ленинградской военно-морской базы, к которой был приписан корабль.
Тогда же в Главкомате ВМФ и стали прорабатывать «различные варианты», что делать с «Авророй» — вплоть до вывода «корабля № 1» из состава флота. Услышав об этом, депутат Госдумы, бывший командующий Черноморским флотом (ЧФ) России адмирал Владимир Комоедов не скрывал своего негодования: «Если подобное произойдет, это будет величайшим кощунством над нашим прошлым, нашей историей. Крейсер «Аврора» олицетворяет не только революционную, но и корабельную историю нашей страны. Это — единственный оставшийся корабль, который несет дух того времени».
Сам Комоедов в бытность свою в 1998–2002 годах командующим ЧФ отстоял и спас от сдачи на металлолом крейсер «Михаил Кутузов», который начинал свою историю в начале 50х годов прошлого века. Адмирал был убежден, что этот «уникальный корабль проекта 68бис никак не мог быть уничтожен». В результате волевого решения крейсер, признанный мировым шедевром кораблестроения, был переведен из Севастополя в Новороссийск, где был объявлен музейным экспонатом. Депутат Комоедов убежден, что «Аврора» и «Михаил Кутузов» «являются реликвиями народа независимо от того, как каждый россиянин относится и оценивает отдельные факты прошлой истории». Очевидно также, что судьба «Авроры» небезразлична и общественности во многих странах СНГ, сотни представителей которых во времена существования Советского Союза далеко не один год отдали службе на флоте некогда великой державы.
Памятно также, как вице-спикер Госдумы Иван Мельников заявлял «Интерфаксу», что он и его сторонники будут требовать вынести вопрос о статусе «Авроры» на рассмотрение комиссии по противодействию фальсификации истории, работающей при президенте России, если Минобороны примет решение о выведении легендарного корабля из состава ВМФ РФ. «Конечно, — пояснял парламентарий, — если крейсер «Аврора» потеряет свой нынешний статус, боеспособность российских военных морских сил никак не пострадает. Но морально-исторический урон стране будет нанесен огромный. Ведь даже во времена бывшего губернатора Санкт-Петербурга демократа Анатолия Собчака никому не приходило в голову трогать этот корабль-символ, символ истинно народный, а не назначенный сверху».
Но вот Главкомат ВМФ принял «окончательное и бесповоротное» решение: команду «Авроры» — списать, сам «крейсер № 1» (отныне бывший) — сделать филиалом музея. «Праведных голосов» пока не слышно.
Впрочем, некоторые «морские волки» считают, что вывод «Авроры» из состава ВМФ является обоснованным и необходимым в нынешних реалиях шагом. Например, контр-адмирал запаса Александр Спешилов полагает, что «армия не должна управлять непрофильными активами, не имеющими прямого отношения к боевой службе».
Минобороны сейчас освобождается от таких активов, и это правильно — военные должны заниматься лишь тем, что имеет непосредственное отношение к обороне. А все посторонние задачи, в том числе и уход за музейными экспонатами, должны выполнять другие. Аналогичного мнения придерживается и автор сценария нашумевшего в свое время фильма «72 метра», питерский писатель капитан 2 ранга запаса Александр Покровский.
Между тем «Аврора», как закрепилось в памяти поколений, прославилась далеко не только тем, что произвела выстрел (холостой), послуживший сигналом к началу штурма Зимнего дворца большевиками в октябре 1917 года. До этого крейсер, заложенный в Санкт-Петербурге и спущенный на воду в мае 1900 года, участвовал в ряде дальних походов и заметных баталиях на море. Боевое крещение он получил в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года, в котором погибло много кораблей эскадры адмирала Зиновия Рожественского. В период Первой мировой войны «Аврора» активно действовала на Балтике. А в 1917м ее экипаж участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, затем — в гражданской войне и в отражении иностранной интервенции. Став в 1920е учебным кораблем, крейсер вплоть до 1940 года принимал на свою палубу курсантов военно-морских училищ, которые проходили на нем практику. В 1941м авроровцы и их корабль защищали Ленинград. От многочисленных пробоин крейсер сел на грунт. В июле 1944 года после освобождения города от гитлеровской блокады его подняли и отправили в ремонт.
В 1948 году корабль-легенда был навечно пришвартован у Петроградской набережной города на Неве и использовался как учебная база Ленинградского нахимовского военного училища. Одновременно по инициативе Народного комиссара ВМФ СССР адмирала флота Николая Кузнецова и по решению исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся крейсер стал «памятником активного участия моряков Балтфлота в свержении буржуазного Временного правительства в дни Великой Октябрьской социалистической революции». Филиал Центрального военно-морского музея на «Авроре» был открыт только в 1956м. В 1984 году корабль был в последний раз отремонтирован. А в июле 1992го над «крейсером революции» — через полгода после распада СССР — вновь заколыхался Андреевский флаг — символ морской славы и мощи России.
Теперь же, коль вскоре «Аврора» выводится из состава ВМФ, флаг, видимо, придется спустить. Интересно, в какой и насколько публичной форме это будет сделано? Как любопытно и то, как военно-морской экипаж простится со своим «вторым домом»…
С одной стороны, крейсер, наверное, действительно выслужил на флоте срок «более, чем достаточный» для корабля, построенного более века назад. С другой же, когда на ВМФ настает время «Мистралей» (как известно, Россия хочет закупить у Франции четыре таких вертолетоносца), вывод «Авроры» из состава флота выглядит в определенной степени символично…
Игорь ПЛУГАТАРЁВ,
Москва
Источник: http://vsr.mil.by/in...publication=199