IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Адмиралы Флота Советского Союза


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 9

#1 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 24 February 2009 - 18:46

КУЗНЕЦОВ
Николай Герасимович


Прикрепленное изображение: kuznecov1.11.jpg


Родился 24 июля 1904 г. в д. Медведки Котласского района Архангельской ( до 1937 г. Вологодской ) обл., в семье казённых крестьян.
С 1912 по 1915 г. учился в церковно - приходской школе, окончил 3 класса. После смерти отца в 1915 г. помогал матери по хозяйству. С осени 1917 г. по 1918 г. работал в Архангельском порту, затем снова вернулся в деревню, помогал семье, работал на деревенской мельнице.

Осенью 1919 г. Кузнецов поступил в Северо - Двинскую флотилию. Ему было только 15 лет, туда же брали с 17-ти, из - за высокого роста он выглядел старше, и ему удалось получить в сельсовете справку, в которой годом его рождения был указан 1902 г. Путь в военные моряки был открыт.

ill01.jpg


В 1921—1922 строевой Архангельского флотского экипажа. C 1922 служил в Петрограде, в 1923—1926 учился в Военно-морском училище им. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров (командир батареи, командир роты, старший вахтенный начальник). В 1929—1932 слушатель Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932—1933 — старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В августе 1936 году отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Прикрепленное изображение: 1303650420_element-697883-misc-untitled-1.jpg


С августа 1937 — заместитель командующего, с января 1938 по март 1939 — командующий Тихоокеанским флотом. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.

В марте 1939 Кузнецов переводится в Москву на должность заместителя Наркома ВМФ СССР.

29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности (ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами). Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также, его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа. При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота. При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения).

Прикрепленное изображение: 055.jpg


К началу Великой Отечественной войны адмирал Кузнецов внёс существенный вклад в усиление боевой мощи, в повышение боеготовности сил и средств ВМФ. Накануне внезапного нападения Германии на СССР, не дожидаясь указаний свыше, принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации.

Во время войны Кузнецов оперативно и энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих Вооружённых Сил. Был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ сопровождал конвои с ленд-лизом и оказывал помощь союзникам. Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны.

В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.

Прикрепленное изображение: 1256746029.jpg


31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирал флота (четыре звезды, равное генералу армии). 25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа.

14 сентября 1945 года Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

25 февраля 1946 самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединенного Наркомата Вооружённых Сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых Сил СССР. В январе 1947 года в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.

12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых Сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом Министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

2 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.

С июня 1948 Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.

С февраля 1950 — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.

В январе 1951 года Кузнецову было присвоено «очередное» воинское звание — вице-адмирал.

20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953), но судимость была снята и звание адмирала флота было возвращено только после смерти Сталина, 11 мая 1953.

В 1953—1955 Кузнецов — 1-й заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза», а ему вручена Маршальская Звезда. В этот период уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.

В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен до вице-адмирала и уволен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

Будучи в отставке, несмотря на болезнь, Николай Герасимович написал сотни статей, пять книг об истории, проблемах и людях флота. Часто выступал перед общественностью. Высказанные им взгляды и мысли современны и по сей день.

Прикрепленное изображение: kuznetsov_ng_00.jpg


Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов награждён:


geroj-sssr.png - Герой Советского Союза (14 сентября 1945),
orden-lenina.png - 4 ордена Ленина (1937, февраль 1945, сентябрь 1945, 1952),
orden-krasnogo-znameni.png - 3 ордена Красного Знамени (1937, 1944, 1950),
orden-ushakova-i-stepeni.png - 2 ордена Ушакова I степени (1944, 1945),
orden-krasnoj-zvezdy.png - Орден Красной Звезды (1935),
orden-znak-pochyota.png - Орден Знак Почёта,
- 8 медалей,
znak-uchastniku-xasanskix-boyov.jpg - знак «Участник боёв у озера Хасан» (1939),
- именное оружие (1932);
- 7 иностранных наград.

Воинские звания:
admiral.png адмирал - присвоено 4 июня 1940г.,
admiral-flota.png адмирал флота - присвоено 31 мая 1944г.,
kontr-admiral.png контр-адмирал - присвоено 10 февраля 1948г.,
vice-admiral.png вице-адмирал - присвоено 27 января 1951г.,
admiral-flota.png адмирал флота - присвоено 13 мая 1953г.,
admiral-flota-sovetskogo-soyuza.png Адмирал Флота Советского Союза - присвоено 3 марта 1955.,
vice-admiral.png вице-адмирал - 17 февраля 1956г..

admiral-flota-sovetskogo-soyuza.png - 26 июля 1988 — восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (посмертно).

Во время операции на почке больное сердце года Николая Герасимовича не выдержало, и 6 декабря 1974 года он скончался. Похоронен Н. Г. Кузнецов в Москве на Новодевичьем кладбище.

Прикрепленное изображение: kuznecov16_b.jpg


Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#2 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 24 February 2009 - 18:56

ИСАКОВ
Иван Степанович


Прикрепленное изображение: isakovi.jpg


Родился 22 августа 1894 года в посёлке Аджикенд (ныне посёлок городского типа, Азербайджан), в семье железнодорожного служащего. Армянин. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

В 1913 году поступил в Петербургский технологический институт, но с началом Первой мировой войны, 15 сентября 1914 года поступает в Отдельные Гардемаринские классы, которые оканчивает в марте 1917 года и в звании мичмана получает назначение на эскадренный миноносец "Изяслав" на должность ревизора.

Осенью 1917 года И.С. Исаков избирается командой старшим офицером. Участвует в Ледовом походе Балтийского флота 1918 года. Затем служит на тральщике "Рига", канонерской лодке № 1, и отзывается на курсы командиров траления и заграждения. По окончании курсов, с июля 1919 года - старший помощник командира сторожевого корабля "Кобчик", принимавшего участие в отражении нападения английских торпедных катеров и авиации на корабли в Кронштадте. В марте 1920 года И.С. Исаков назначен флагманским специалистом по тралению и заграждению и одновременно командиром эсминца "Деятельный" Каспийской флотилии. Участвовал в боях на Каспийском море против белогвардейцев и английских интервентов.

Прикрепленное изображение: 002_02_03.jpg


С июня 1920 года Исаков И.С. на Балтийском флоте, командир тральщика "Якорь", осуществлявшего траление в Финском заливе. С ноября 1922 года на штабной работе, позже командовал эсминцем на Чёрном море. С 1926 года помощник начальника штаба, начальник оперативного отдела, заместитель начальника штаба морских сил Чёрного моря. В 1928 году он окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии. В 1930-36 годах - помощник начальника отдела оперативного управления Генерального штаба, старший преподаватель Военно-морской академии, начальник штаба Балтийского флота.

В 1933 году И.С. Исаков возглавлял экспедицию особого назначения по переводу кораблей с Балтийского на Белое море по Беломорско-Балтийскому каналу. В январе 1937 года он назначен начальником штаба, в августе того же года флагман 2-го ранга Исаков И.С. становится командующим Балтийским флотом. С января 1938 года он заместитель, с апреля 1939 года по апрель 1946 года 1-й заместитель наркома ВМФ (одновременно по совместительству с июня 1938 года по август 1939 года начальник Военно-морской академии), а с начала 1941 года по 1943 год и начальник Главного морского штаба.

С начала Великой Отечественной войны, находясь в городе Ленинграде, координировал боевые действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской флотилий с сухопутными войсками при обороне города.

В октябре 1941 года вместе с командованием Черноморского флота и Закавказского фронта подготавливал десантную операцию на Керченский полуостров. С апреля 1942 года заместитель главнокомандующего и член Военного совета Северо-Кавказского направления, затем Северо-Кавказского фронта. Координировал действия Черноморского флота и сухопутных войск, руководил снабжением Севастополя. С августа 1942 года заместитель командующего и член Военного совета Закавказского фронта. Принимал участие в руководстве действиями сил Черноморского флота и Каспийской флотилии в битве за Кавказ.

4 октября 1942 года был тяжело ранен при бомбежке на Гойтхском перевале, близ Туапсе. С октября 1942 года по 1945 год - на излечении после ампутации ноги…

31 мая 1944 года И.С. Исакову присвоено воинское звание "адмирал флота".

В 1946-47 годах адмирал флота Исаков И.С. начальник Главного штаба ВМФ СССР, в 1947-50 годах заместитель главнокомандующего ВМФ СССР. С марта 1950 года по февраль 1956 года в отставке, был заместителем министра Морского флота СССР.

3 марта 1955 года Ивану Степановичу Исакову присвоено высшее воинское звание "Адмирал Флота Советского Союза" с вручением знака отличия "Маршальская звезда" и особой Грамоты Президиума Верховного Совета СССР.

Прикрепленное изображение: 47797233_admiralisakov.jpg


С февраля 1956 года по апрель 1958 года Адмирал Флота Советского Союза Исаков И.С. вновь на ответственных должностях в центральном аппарате Министерства обороны СССР. С апреля 1958 года он генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года "за умелое руководство войсками, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне" Адмиралу Флота Советского Союза Исакову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10685).

Много сил и энергии И.С. Исаков отдал дальнейшему повышению боевой мощи ВМФ СССР, развитию его оперативного искусства и тактики, изучению и обобщению опыта Великой Отечественной войны. Он автор свыше шестидесяти научных работ. При его непосредственном руководстве были подготовлены и изданы два тома "Морского атласа".

Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков награждён:


geroj-sssr.png - Герой Советского Союза (7 мая 1965 г.),
orden-lenina.png - 6 орденов Ленина,
orden-krasnogo-znameni.png - 3 ордена Красного Знамени,
orden-ushakova-i-stepeni.png - два ордена Ушакова 1-й степени (№ 6 от 22.07.1944 и № 16 от 28.06.1945),
orden-otechestvenno-jvojny-1-j-stepeni.png - орденом Отечественной войны 1-й степени,
orden-krasnoj-zvezdy.png - орденом Красной Звезды,
- медалями,
- а также иностранными орденами.

Воинские звания:
admiral-flota.png адмирал флота - присвоено в мае 1945 г.,
admiral-flota-sovetskogo-soyuza.png Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955 года).

znak-deputata-vs-sssr.jpg Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Лауреат Государственной премии СССР (1951 год).
Член-корреспондент АН СССР (1958 год).


И.С.Исаков скончался 11 октября 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище .

Советский флот , которому он посвятил всю свою жизнь , хранит его имя . Один из кораблей носит название " Адмирал Исаков ".
На Смоленской Набережной Москвы, на доме № 5 / 13, где жил И.С.Исаков , установлена мемориальная доска.

Прикрепленное изображение: isakovismon_nd.jpg

Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#3 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 25 February 2009 - 14:50

ГОРШКОВ
Сергей Георгиевич


Прикрепленное изображение: gorshkov3.jpg


Родился 26 февраля 1910 г. в г. Каменец - Подольске ( ныне Республика Украина ).
В 1926 г. окончил 10 классов средней школы г. Коломны; в 1927 г. поступил в Ленинградское военно-морское училище им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1931 г.

Прикрепленное изображение: gorshkov_sg1932.jpg


Службу на первичных командных должностях начал на кораблях Военно Морских Сил Чёрного моря , в 1932 г. был переведён на Тихий океан, для прохождения службы на воссоздаваемых в это время Морских Силах Дальнего Востока (с 1935 года - Тихоокеанский флот). До начала Великой Отечественной войны последовательно прошёл путь от штурмана эскадренного миноносца до командира бригады крейсеров.

Войну встретил на Черноморском флоте . Отличился уже в первые месяцы войны при обороне Одессы . В сентябре 1941 г. в 31 год стал одним из самых молодых адмиралов Советского ВМФ . В октябре 1941 г. назначен командующим Азовской военной флотилией. Отличился при проведении крупнейшей в годы войны Керченско - Феодосийской десантной операции.

В сентябре 1942 г. стал одним из организаторов обороны Новороссийска . В 1943 - 1944 гг. вновь возглавил Азовскую флотилию. В конце 1943 г. назначен командующим Дунайской флотилией, которая под его началом с боями дошла до границ Венгрии.

В декабре 1944 г. стал командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В 1948 - 1951 гг. - начальник штаба , в 1951 - 1955 гг. - командующий Черноморским флотом.

Прикрепленное изображение: post-16-1188243601.jpg


В 1955 - 1956 гг. - 1-й заместитель командующего ВМФ, в 1956 1985 гг. - Главнокомандующий ВМФ - заместитель Министра обороны СССР.

С 1985 г. в Группе генеральных инспекторов Министерстве обороны СССР .
Список его опубликованных трудов включает более 230 наименований .

Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков награждён:


geroj-sssr.png geroj-sssr.png - дважды Герой Советского Союза (07.05.1965г., 21.12.1982г.),
orden-lenina.png - семь орденов Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 7.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982),
orden-oktyabrskoj-revolyucii.png - орден Октябрьской Революции (22.02.1968г.),
orden-krasnogo-znameni.png - четыре ордена Красного Знамени (3.04.1942; 24.07.1943; 6.11.1947; 23.07.1959),
orden-otechestvenno-jvojny-1-j-stepeni.png - орден Отечественной войны I степени (11.03.1985г.),
orden-krasnoj-zvezdy.png - орден Красной Звезды (3.11.1944г.),
orden-ushakova-i-stepeni.png orden-ushakova-2-j-stepeni.png - орден Ушакова I степени (28.06.1945) и 1944 — II степени (16.05.1944г.),
orden-kutuzova-1-j-stepeni.png - орден Кутузова I степени (18.09.1943г.),
orden-za-sluzhbu-rodine-v-vs-sssr-3-j-stepeni.png - орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975г.),
- Почётным оружием (1968г.),
- 12 медалей,
- 7 иностранных орденов.
Лауреат Ленинской премии (1985) и Государственной премии СССР (1980).

Воинские звания:
admiral-flota.png адмирал флота - присвоено в 1962г.,
admiral-flota-sovetskogo-soyuza.png Адмирал Флота Советского Союза - присвоено 26 октября 1967г..

Член ЦК КПСС с 1961 года (кандидат с 1956 года).
znak-deputata-vs-sssr.jpg Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов (в 1954-1988 годах).

Почётный гражданин городов Бердянск (Запорожская область, 1974), Варна (Болгария, 1974), Владивосток (1985), Гданьск (Польша, 1974), Измаил (Одесская область, 1974), Севастополь (1974), Северодвинск (Архангельская область, 1978), села Гуниб (Дагестан, 1979).

Бронзовые бюсты установлены в городах Коломна Московской области и Новороссийск Краснодарского края. В Севастополе, на здании штаба Краснознамённого Черноморского флота, и в Москве, на здании Главного штаба ВМФ, установлены мемориальные доски. Его имя носят Центральный спортивный клуб ВМФ, Центральный госпиталь ВМФ, школа-гимназия № 9 в Коломне, улицы в городе Измаил Одесской области (Украина) и в посёлке Купавна Московской области, Технико-экономический лицей и микрорайон в Новороссийске.

В 2006 году Министерством обороны РФ была учреждена ведомственная медаль «Адмирал Горшков». В 1991-2004 годах в состав ВМФ входил тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (до 1991 года назывался «Баку», в настоящее время продан Индии и переименован в «Викрамадитья»). В октябре 2010 года в Санкт-Петербурге спущен на воду фрегат «Адмирал Горшков».

Умер 13 мая 1988 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Прикрепленное изображение: gorshkov_sg.jpg

Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#4 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 26 February 2010 - 18:47

Прикрепленное изображение: 0_3c08b_88cca3ae_L.jpg


26 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, военачальника, адмирала Флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза (1965, 1982), в 1956-1985 годах занимавшего пост главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР.
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#5 IGR

IGR

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1336 сообщений

Отправлено 26 February 2010 - 19:08

Да, это русский океанский флот! Всего 100 лет, современники ... вот это для меня икона

#6 Вячеслав

Вячеслав

    Вячеслав

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 619 сообщений

Отправлено 26 February 2010 - 21:28

С.Г. Горшков

26 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, военачальника, адмирала Флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза (1965, 1982), в 1956-1985 годах занимавшего пост главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР.



Великий был человек! Вечная память!

#7 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 27 April 2010 - 08:34

Папанин, Иван Дмитриевич


Прикрепленное изображение: Papanin_ID.jpg


Папанин Иван Дмитриевич – выдающийся советский исследователь Арктики, начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» и Главсевморпути.

Родился 14 (26) ноября 1894 года в городе Севастополь (ныне – Автономная Республика Крым, Украина) в семье моряка. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил земскую начальную школу в 1909 году. В 14 лет стал работать на Севастопольском заводе по изготовлению навигационных приборов. В 1912 году, как один из лучших работников, был переведён на судостроительный завод города Ревель (ныне – Таллин).

Во время Первой мировой войны служил моряком на Черноморском флоте. Участник Гражданской войны с 1917 года. Участвовал во многих боевых операциях на Украине и в Крыму. После освобождения Крыма от белогвардейцев работал в КрымЧК и в Реввоенсовете военного флота Черного и Азовского морей.

В 1927 году перешёл на работу в Наркомат связи. Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. В 1931 году окончил высшие курсы связи. В этом же году, как представитель Наркомсвязи, участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихая, а через год зимовал здесь уже как начальник полярной станции, где руководит строительными работами. В 1934 году на ледокольном пароходе «А.Сибиряков» И.Д.Папанин, в качестве начальника полярной станции, прибыл с бригадой строителей и полярниками на мыс Челюскин.

В 1937-1938 годах возглавил первую советскую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»). Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции (океанолог П.П.Ширшов, геофизик Е.К.Фёдоров и радист Э.Т.Кренкель) в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 37).

С 1938 года заместитель начальника, а с 1939 по 1946 год начальник Главсевморпути. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 года возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за мужество и героизм, проявленные в ходе спасательной экспедиции начальник Главсевморпути Папанин Иван Дмитриевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 3).

И.Д.Папанин является одним из славной пятёрки тех славных сынов нашей Родины, кому до начала Великой Отечественной войны дважды было присвоено звание Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны – уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Отвечал за работу портов Архангельска и Мурманска. После войны по болезни ушёл из Главсевморпути. В 1948-1951 годах заместитель директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, в 1952-1972 годах одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 1-2-го созывов (1937-1950).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 30 января 1986 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Контр-адмирал (25.05.1943), доктор географических наук (1938). Награждён девятью орденами Ленина (27.06.1937, 22.03.1938, 1.05.1944, 26.11.1944, 2.12.1945, 30.12.1956, 26.11.1964, 26.09.1974, 23.11.1984), орденом Октябрьской Революции (20.07.1971), двумя орденами Красного Знамени (1922, 15.11.1950), орденом Нахимова 1-й степени (8.07.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (22.01.1955, 8.01.1980), орденом Дружбы народов (1982), орденом Красной Звезды (10.11.1945), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (3.11.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Почётный гражданин города-героя Мурманска (1974), а также Архангельска (11.04.1975), Липецка и Ярославской области.

Бронзовые бюсты установлены в городах-героях Севастополе и Мурманске, а также в городе Архангельске. Мемориальные доски установлены в Москве, в центре города Архангельск на стеле «Почётные граждане города Архангельска» и на здании Областной администрации. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде, подводная гора в Тихом океане, Институт биологии внутренних вод, улицы в Архангельске (улица Папанинцев, 1962; улица Папанина, 1986), Екатеринбурге, Измаиле, Липецке, Мурманске и Ярославле.

Источник: http://www.warheroes...asp?Hero_id=897

#8 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 30 April 2010 - 02:45

Головко, Арсений Григорьевич


Прикрепленное изображение: admiral_Golovko.jpg


Сын казака-ветфельдшера и крестьянки, Арсений Головко родился 23 июня 1906 года в станице Прохладная на Северном Кавказе и вырос в семье, где было 7 детей. В 1920 году юноша вступил в комсомол, 2 года занимался на рабфаке в Ростове-на-Дону, подрабатывал в порту, затем поехал в Москву, учился в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.

В 1925 году Головко по комсомольскому набору направили на флот. Начинал он матросом на Балтике. Вскоре способного молодого моряка послали учиться. В 1928 году Арсений закончил Военно-морское училище и служил на кораблях. Он быстро продвигался по служебной лестнице: 1928 год- вахтенный командир на эсминце "Фрунзе" (Черноморский флот), ноябрь 1929 года - штурман группы канонерских лодок (Каспийская флотилия); в мае 1931 года, после окончания курсов усовершенствования командного состава - дивизионный минер эскадренных миноносцев (Балтийский флот), еще через 10 месяцев - преподаватель курсов командного состава ВМС РККА.

На берегу моряк оставался недолго. Весной 1932 года его направили флагманским минером бригады траления и заграждения тогда еще новосозданного Тихоокеанского флота. С января 1933 по август 1936 года Головко служил начальником штаба отряда торпедных катеров особого назначения, начальником штаба и командиром бригады торпедных катеров. Вместе с товарищем по училищу А. В. Кузьминым он проводил эксперименты по эффективному использованию торпедных катеров, был сторонником ночных атак и однажды на учениях флота незаметно проскочил в бухту Золотой Рог.

В 1936 году будущего флотоводца направили учиться в Военно-морскую академию, но курс занятий пришлось неожиданно прервать. Шла война в Испании, советские специалисты помогали испанским республиканцам защищать страну от фашизма. С группой добровольцев в 1937 году А. Г. Головко направили в Испанию. Там он под именем Дон Симон Гарсия Галвис состоял советником начальника главной базы флота Картахены. Моряк участвовал в разработке планов операций, выходил в море встречать транспорты из СССР. Здесь будущий адмирал получил представление о действиях авиации, конвоях и другом, что ему позднее пригодилось как командующему флотом.

В 1938 году вернувшегося с испанским опытом и окончившего академию моряка назначили командиром дивизиона миноносцев, недолго потом он побыл начальником штаба Северного флота. С 22 июля 1938 по 22 апреля 1939 года А. Г. Головко командовал Каспийской, а с июля 1939 по июль 1940 года - Амурской флотилией. 26 июля 1940 года его назначили командующим Северным флотом. 7 августа 1940 года А. Г. Головко принял флот.

Меньше года было у молодого флагмана, чтобы исправить накопившиеся недостатки. Для поднятия боеспособности командующий поставил на ремонт максимальное количество кораблей, а командирам остальных предписал готовить экипажи по-боевому, без условностей, в любую погоду. Береговым артиллеристам следовало бороться за первый залп, тылу - обеспечивать всем необходимым самые отдаленные точки. Головко наладил взаимодействие с армией.

Приходилось принимать неординарные решения. После гибели подводной лодки "Д-1" Головко, кроме строгого выговора, получил указание проводить учения на глубинах, не превышающих рабочей глубины погружений подводных лодок, но в Баренцевом море такой возможности не было. Чтобы не сорвать боевую подготовку, командующий рискнул игнорировать запрещение. К маю 1941 года подводники уже отрабатывали торпедные атаки.

В мае 1941 года инспекция из наркомата отметила улучшения в жизни и работе на флоте, но посчитала его небоеспособным из-за того, что эсминцы еще оставались в ремонте. Однако через несколько недель напряженной работы и они вошли в строй. Добиваясь повышения боеспособности, командующий часто бывал в штормовых походах, наблюдая за становлением моряков. Напоминая слова С. О. Макарова: "Мало знать, нужно еще уметь. Уметь - это главное", он требовал от командиров умения верно оценивать обстановку, принимать смелые решения и действовать напористо, выход в море расценивал как школу войны.

А война приближалась. Все чаще командующий получал известия о приготовлениях гитлеровских войск у границ. Уже 17 июня, когда немецкий самолет прошел над Полярным, Головко объявил на флоте оперативную готовность № 2. Ежедневно самолеты пересекали границу, боевые корабли накапливались в приграничных портах Финляндии и Норвегии. Головко ожидал нападения. Приказ наркома ВМФ перевести флот на оперативную готовность № 1 вечером 22 июня не застал его врасплох.

В первые дни войны противник накапливал силы у границы, действуя с воздуха. Несмотря на превосходство неприятельской авиации в численности, самолеты флота наносили удары по аэродромам и портам противника, вступали в воздушные бои. Командующий отметил необычный случай, когда тихоходный разведчик МБР-2 атаковал "Юнкерс" и заставил его отступить. Б. Ф. Сафонов сбил первый самолет.

Северный флот огнем береговых орудий обстреливал неприятельские суда на подходах к Петсамо. Батарея П. Ф. Космачева с полуострова Средний потопила за несколько минут сторожевой катер у Петсамо.

Командование флота эвакуировало мирное население, перевозило подкрепление для армии. В связи с нехваткой эскортных судов и горючего для них Головко принял решение отправить скопившиеся свыше 155 торговых и рыболовецких судов в Белое море днем без сопровождения, поодиночке и с разными интервалами, а неприятельскую авиацию отвлечь налетами на ее аэродромы. В результате нестандартного решения все суда достигли цели благополучно. Позднее Головко писал: "Расчет оказался верным. Риск был необходим, целесообразен и потому оправдан. Теперь можно сказать: еще одно столкновение умов в войне на море здесь, в Заполярье, выиграно нами".

29 июня гитлеровцы перешли в наступление на суше и оттеснили немногочисленные силы 14-й армии. Вопросы поддержки армии стали важнейшими для командующего флотом, ибо наступление угрожало главной базе флота. Еще до получения приказа из Москвы Головко выслал эсминцы для артиллерийской поддержки войск, хотя и мог их прикрыть с воздуха лишь 6 истребителями. Корабли вели огонь, пока их не атаковали до 40 пикирующих бомбардировщиков, и только туман позволил уйти. Катер старшего лейтенанта И. А. Кроля, посланный за оставленной на берегу корректировочной группой, подвергся атаке 18 бомбардировщиков. Катер лишился управления, вышли из строя два двигателя, но лихой моряк на третьем двигателе продолжал маневрировать, уклоняясь от бомб, и благополучно вернулся. Для Головко все это являлось признаком высокого духа моряков, не сломленных первыми успехами противника.

Благодаря тому, что один из полков 14-й армии удержал позицию на горном хребте Мусту-Тунтури, немцам не удалось прорваться к Мурманску. В дальнейшем эта позиция была передана флоту, и моряки обороняли Северный оборонительный район 3 года. Флоту пришлось сформировать и срочно отправить на фронт отряды из корабельных специалистов, ибо морской пехотой он не располагал. Добровольцев хватало. Моряки из-за лихой храбрости и отсутствия подготовки несли большие потери, не желая переползать и атакуя в рост. Они вызывали страх у противника своим неудержимым натиском и служили не только боевой, но и моральной поддержкой солдатам, создали перелом в настроении обороняющихся. Перелому ситуации способствовали и высаженные флотом дерзкие тактические десанты моряков. В результате наступление было остановлено.

Обезопасив базу с суши, флот продолжил повседневную деятельность, организуя и охраняя перевозки, борьбу на неприятельских коммуникациях и подобные традиционные действия.

В составе Северного флота было 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 подводных лодок, 15 охотников за подводными лодками, другие суда и корабли; численно он не уступал германским силам в портах Норвегии, но в любой момент противник мог подвести подкрепления. Из 116 самолетов половину составляли старые машины; неприятель располагал явным преимуществом в авиации. Именно авиация, как правило, становилась причиной гибели кораблей и судов. Неприятным сюрпризом явилось применение противником бомбежки с пикирования. В 1941 году набеги совершали и германские эсминцы, которые потопили героически защищавшиеся сторожевики - вооруженные траулеры "Пассат" и "Туман", гидрографическое судно "Мередиан" и несколько других судов. В свою очередь, высылаемая в погоню авиация Северного флота наносила повреждения неприятельским кораблям.

Наступление, предпринятое немцами в сентябре, также не увенчалось успехом. Флот вновь отправил на сушу добровольцев, которые помогли удержать линию фронта. Правда, гитлеровцам удалось продвинуться к берегу Мотовского залива и установить батареи, которые обстреливали суда, снабжавшие обороняющихся. Однако при поддержке авиации снабжение не прекращалось, и к зиме германским войскам пришлось остановиться, не дойдя до Мурманска.

Подводники Северного флота в начале войны не добивались результатов, пока не была отработана тактика торпедных и артиллерийских атак, минных постановок. Несмотря на текучку, командующий оставлял время для анализа неудач. Дневник военного времени отражал раздумья:

"Надо снова продумать всю боевую работу наших лодок. Надо осмотреться, возможно, многое упускаем, что немцы предприняли какие-то меры ПЛО, которые мы не установили, - это ясно. Надо разгадать, какие именно. Боюсь, что тут мины. Глубины позволяют ставить мины у всего побережья. В некоторых местах мины нужны специальные - глубоководные, но все же постановка возможна. Если ориентироваться на мины, то вдоль всего норвежского побережья нельзя плавать. Проще говоря, тогда надо отказаться от боевых действий. Это невозможно. Ведь немцы-то плавают. Стало быть, и нам надо продумать свои действия, просмотреть, изучить пути, по которым ходят корабли противника. И ходить теми же самыми путями".

Со временем, кроме проводки конвоев вдоль своих берегов, в том числе и по Северному морскому пути, флоту пришлось взять на себя охрану внешних конвоев, прибывавших из-за границы с грузами для Советского Союза. Летом - осенью конвои шли на Архангельск. Однако порт замерзал, к пришлось избрать Мурманск. Первый конвой из 9 судов прибыл 12 января 1942 года. Так как в начале войны из порта оборудование вывезли и подготовки к приему судов не вели, выгрузка еще не была завершена, а 17 января прибыл второй конвой. Тогда же появились первые суда, получившие попадания торпед с немецких подводных лодок. Кроме подлодок, германское командование перебросило в порты Норвегии тяжелые корабли, которые использовало против конвоев зимней ночью.

Северный флот располагал небольшими силами. Тем не менее в своей зоне ответственности он обеспечивал безопасность конвоев как надводными и подводными силами, так и авиацией.

Весной и в начале лета 1942 года конвои продолжали курсировать. Не раз советские моряки вместе с англичанами вступали в бой с неприятельскими кораблями и самолетами, заранее наносили удары по неприятельским базам и самолетам с воздуха.

Удивляясь, как легко союзники принимают решение затапливать суда с грузами для Советского Союза, получившие повреждения, Головко в дневнике привел пример с транспортом "Старый большевик", который после бомбежки отстал от конвоя, погасил пожар, исправил повреждения и дошел до порта, и написал:

"Что же, да послужит этот факт примером всем в союзных конвоях. Ибо он красноречиво отвергает инструкцию об уничтожении поврежденных транспортных судов. Не уничтожать, а защищать, отстаивать и спасать - вот чем следуется руководствоваться в своих действиях каждому, кто назвался союзником в совместной борьбе".

В июле 1942 года конвой РО-17 был обнаружен неприятелем и понес значительные потери. В большей части они стали следствием того, что под угрозой появления линкора "Тирпиц" английское командование приказало отойти охране конвоя, а судам следовать поодиночке. Многие беззащитные суда стали жертвами авиации и подводных лодок. Советские моряки сделали все возможное, чтобы спасти торговые суда и их моряков. Но английскому правительству этот случай послужил предлогом для прекращения конвоев в самые тяжелые дни боев на советско-германском фронте. Головко считал, что союзники специально позволили германским кораблям прорваться из французских портов на север, чтобы устранить их угрозу коммуникациям в Атлантике.

Летом, пользуясь тем, что Северный флот занимался поиском рассеянных судов PQ-17, германское командование направило подводные лодки для действий на советских коммуникациях в Арктике. Они обстреливали полярные станции на Новой Земле, затопили несколько судов. Еще большей угрозой стал карманный линкор "Адмирал Шеер", который пытался прорваться в Карское море для истребления конвоев, но после боя с "Сибиряковым" и защитниками острова Диксон отказался от дальнейшего крейсерства и ушел раньше, чем авиация и подводные лодки смогли его атаковать.

К приходу первого осеннего конвоя PQ-18 командование Северного флота приготовилось заранее, развернув на позициях подводные лодки и нанося удары по базам и конвоям противника. В результате принятых мер из 13 погибших судов только одно приходилось на зону ответственности Северного флота. 18 сентября 1942 года в бою у Канина Носа советские моряки вместе с союзниками отразили атаки бомбардировщиков и торпедоносцев, истребив 15 машин. 19 сентября Головко записал в дневнике:

"Конвой PQ-18 прибыл к месту назначения - на Северодвинский рейд. Из 40 транспортных судов достигли конечного пункта 27. Потеряны: до начала сопровождения нашими кораблями - 12 транспортов, из них 9 были лишь подорваны торпедоносцами и подводными лодками противника, но добиты и уничтожены эскортными кораблями; в операционной зоне Северного флота - один транспорт, также добитый английским эскортным кораблем. Цифры сами говорят за себя...

Два с половиной часа боя у Канина Носа окончательно решили судьбу конвоя. Вечерний налет бомбардировщиков, когда конвой транспортов уже стоял на Мудьюгском рейде, не помог противнику. 24 "юнкерса" были встречены нашими истребителями и в беспорядке сбросили бомбы в воду. Не пострадало ни одно из транспортных судов. Противник потерял два самолета".

14 октября командующий встречал лидер "Баку" и эсминцы "Разумный" и "Разъяренный", которые пришли из Тихого океана по Северному морскому пути. Так исполнилась мечта С. О. Макарова и других русских флотоводцев о возможности маневра силами между морскими театрами России в дни войны. Прибывшие корабли оказались необходимым подкреплением. В январе - марте 1943 года на Северный флот пришли с Тихого океана 5 подводных лодок, обогнув половину земного шара. Подводники сразу включились в боевые действия. Сушкин, к примеру, успешно применял тактику торпедного залпа сразу по двум целям. Успешно действовали и другие тихоокеанцы. В то же время то одна, то другая лодка не возвращалась из похода.

За 9 месяцев 1943 года Северный флот совершил несколько ударов эсминцами и катерами по коммуникациям противника, постоянно дежурили на позициях подводники, авиация завоевала господство в воздухе на морских коммуникациях противника, а сухопутный фронт окончательно стабилизировался. Однако после того, как весной 1943 года союзники вновь прекратили посылать конвои и грузы доставляли одиночные суда, для их обеспечения пришлось распылить силы флота. Воспользовавшись этим, германские подводники прорвались в Карское море, ставили мины и действовали торпедами. Так как организация движения судов в этом районе оставляла желать лучшего, командующий Северным флотом добился упорядочения судоходства, что позволило представлять себе положение судов и организовать их защиту. В частности, посланная к мысу Желания (остров Новая Земля) подводная лодка "С-101" капитана 3-го ранга П. И. Егорова обнаружила и потопила германскую субмарину "U-639".

Летом 1943 года Северный флот организовал переход группы речных судов из устья Печоры к устью Оби, вывод нескольких групп судов из Арктики в Белое море почти без потерь. Однако в Арктике флот не располагал достаточным числом самолетов и противолодочных кораблей. 10 октября 1943 года Головко вызвали в Ставку, чтобы обсудить предложения по выводу транспортных судов из Арктики и причины гибели судов в Карском море. Командующий объяснил те трудности, с которыми встречается флот в сохранении коммуникаций, особенно после прекращения движения союзных конвоев, и предложил оставить транспортные суда в Арктике на зимовку, выведя только ледоколы. На следующую кампанию Северному флоту обещали подкрепление противолодочными кораблями и самолетами. Вскоре флот получил свыше сотни самолетов, из США прибыли 7 тральщиков и 9 больших охотников. Узнав, что катера пойдут через океан своим ходом, старый моряк-американец сказал: "Только железные люди способны идти осенью через океан на таких утлых, к тому же деревянных суденышках".

Моряки-североморцы уже ранее на деревянных судах добивались успеха. Если до войны считали, что в условиях Севера торпедным катерам действовать невозможно, то практика показала ошибочность прежних взглядов. Начав с 2 катеров, североморцы увеличили их численность до бригады. Расположившись в базе недалеко от фронта, они по сигналу о появлении неприятеля срочно выходили, невзирая на дурную погоду, и наносили неожиданные удары по конвоям противника. Со временем было налажено взаимодействие катеров, подводных лодок и авиации в атаках на неприятельское судоходство.

Подводные лодки располагались на позициях вдоль неприятельского побережья и атаковали вражеские конвои по информации, полученной от воздушной разведки. После атак подводников на конвой нападали катерники и торпедоносная авиация. Эта тактика значительно увеличила эффективность действий на коммуникациях.

В ноябре - декабре 1943 года по настоятельному требованию Сталина возобновились конвои союзников. Для обеспечения их безопасности советская авиация наносила удары по неприятельским аэродромам, подводные лодки развертывались завесой у берегов Норвегии, а надводные корабли обеспечивали непосредственную защиту.

К началу 1944 года Северный флот располагал 23 подводными лодками, лидером, 8 эсминцами, 20 сторожевыми кораблями, 14 торпедными катерами, 63 охотниками и сторожевыми катерами, 36 базовыми и 40 катерами-тральщиками, 353 самолетами. В течение нескольких месяцев от отечественной промышленности и из-за границы по "ленд-лизу" поступили корабли и самолеты, заметно увеличившие возможности флота. Была даже сформирована эскадра из старых линкора, крейсера и эсминцев, полученных от союзников в счет раздела итальянского флота. Боевую ценность эскадры Головко оценивал низко, а вот увеличение легких сил его радовало. Чтобы всегда быть в курсе событий, динамик радиосвязи был установлен в кабинете командующего на флагманском командном пункте, и по нему Головко следил за боевыми действиями и знал многое раньше, чем приходили донесения. Временами он и сам передавал указания по радио. По его предложению часть торпедных катеров перебазировали к авиабазе в Пумманки, что позволило упростить взаимодействие летчиков и катерников. В результате их действий резко усложнились условия для передвижения германских конвоев в Петсамо.

Германское командование попробовало нанести удар по советским и союзным конвоям, используя новое оружие подводных лодок - "шнорхель" и акустические электроторпеды, наводящиеся на звук винтов судна. Были потоплены несколько судов и эскортных кораблей, однако на ход боевых действий единичные успехи повлиять не могли. План перевозок по арктическим трассам был успешно выполнен.

Осенью 1944 года, отмечая заслуги А. Г. Головко, его произвели в адмиралы. Это произошло в те дни, когда флотоводец готовил операцию по освобождению Советского Заполярья.

В сентябре - декабре 1944 года войска Карельского фронта во взаимодействии с Северным флотом развернули наступление по освобождению Печенгской области и части Северной Норвегии. 8 сентября в соответствии с замыслом наступления военный совет флота разослал директиву. Следовало содействовать наступлению 14-й армии для выхода на Петсамо (Печенгу). 29 сентября Главный морской штаб прислал указание сформировать Печенгскую военно-морскую базу, но ее еще требовалось отбить у врага. Северному оборонительному району следовало прорвать оборону противника на перешейке полуострова Средний и отрезать пути отхода на Петсамо, а флоту для содействия наступлению - высадить десанты в тылу противника.

6 октября Петсамо-Киркенесская операция была подготовлена и началась 7 октября. После артподготовки 14-я армия перешла в наступление и продвинулась за день на 4-10 километров. Флот сосредоточивал силы для десанта. В ночь на 9 октября Головко перешел из Полярного на выносной пункт управления в Озерко. Ночью началось наступление морской пехоты. Первоначально был высажен отвлекающий десант в районе мыса Пикшуев Мотовского залива. Позднее часть 63-й бригады морской пехоты высадилась с быстроходных катеров на берегу залива Малая Волоковая для наступления во фланг и тыл противника на Среднем и на Петсамо. Утром 10 октября действия десанта позволили перейти в наступление 12-й бригаде морской пехоты, прорвать позиции врага на Мусту-Тунтури и заставить его отступать. Высадившийся с 63-й бригадой разведотряд И. П. Барченко-Емельянова прорвался на мыс Крестовый при входе в гавань Лиинахамари перед Петсамо и захватил батареи, при поддержке авиации отбил гитлеровские атаки. Это позволило до полуночи 12 октября выбросить десант с быстроходных катеров непосредственно на причалы Лиинахамари. Совместными действиями частей морской пехоты 15 октября Печенга была взята. После освобождения города Головко прибыл на катере в порт, где сразу же начали развертывать военно-морскую базу.

17 октября авиация Северного флота нанесла несколько успешных ударов по неприятельскому конвою, направлявшемуся для эвакуации войск противника. Подводники также атаковали немецкие суда с войсками. 25 октября части Карельского фронта взяли штурмом Киркенес при поддержке десантов с моря и вышли за государственную границу с Норвегией. За время операции 28 североморцев стали Героями Советского Союза.

Весной по приказу Ставки начали отправлять по железной дороге катера на Тихий океан, где Советский Союз готовился к началу войны с Японией. На севере основной проблемой стало траление минных заграждений. После капитуляции Германии оставались несдавшиеся части и подводные лодки, что заставляло быть настороже. Только 3 июня 1945 года Головко подписал приказ, переводивший корабли и части на положение боеготовности мирного времени. Суда возвращались прежним владельцам, а плавание гражданских судов разрешалось "без эскорта с сохранением мер противоминной обороны".

Большой любитель театра и литературы, А. Г. Головко помогал организовывать деятельность местной труппы, способствовал работе писателей, а когда проявился талант матроса Л. Кербеля, он помог ему реализоваться, заказав серию скульптурных портретов героев - моряков и летчиков. Ныне скульптор Л. Кербель известен всей стране.

До 4 августа 1946 года Головко оставался во главе Северного флота. Затем его назначили заместителем начальника, а с 19 февраля 1947 года - начальником Главного морского штаба и заместителем Главнокомандующего ВМФ. В 1950-1952 годах Головко - начальник Морского генерального штаба и 1-й заместитель военно-морского министра. С 6 августа 1952 по 27 января 1956 года он командовал 4-м флотом на Балтике, а позднее, до 24 ноября 1956 года - КБФ. Под его флагом флот совершал первые походы за границу. Впоследствии Головко был первым заместителем Главнокомандующего ВМФ, депутатом Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов.

В должности первого заместителя Главнокомандующего Арсений Григорьевич сохранил морскую лихость и умение. Адмирал флота Г. М. Егоров вспоминал, что в шторм эсминец с Головко вошел в тесную бухту и адмирал привычно перескочил на обледенелый катер, когда его палуба на мгновение сравнялась с палубой эсминца. Любопытно, как во время войны, так и в 50-е годы флагман был, видимо, единственным, кто носил на адмиральской форме матросский бушлат.

Адмирал вел в ходе Великой Отечественной войны дневник. Записи этого дневника легли в основу его мемуаров "Вместе с флотом", выпущенных Воениздатом в 1960 и 1979 годах.

Умер А. Г. Головко после тяжелой болезни сердца 17 мая 1962 года. Похоронили его в 43 ряду 1-го участка Новодевичьего кладбища-мемориала. Памятник на могиле выполнил Л. Кербель. Это была самая большая благодарность за ту поддержку, которую скульптор получил в молодости от адмирала.

За добросовестную службу адмирал был награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Сын адмирала Михаил пошел по стопам отца, стал морским офицером.

18 декабря 1962 года именем флотоводца назвали ракетный крейсер "Адмирал Головко" (бывший "Доблестный").

Прикрепленное изображение: 770804320.jpg

ракетный крейсер "Адмирал Головко"


Источник: http://www.navy.su/p.../ag_golovko.htm

#9 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 26 September 2010 - 00:02

Прикрепленное изображение: 0_3c08b_88cca3ae_L.jpg


100 лет создателю современного ракетно-ядерного флота России


Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах

Недавно страна отметила 100-летие ( http://savok.name/ )адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна.

Прикрепленное изображение: 8.jpg
Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г.
Фото из книги «Черноморская эскадра»


ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА


Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению.

Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих.

В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице.

Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук.

Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения.

Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником.

С МОРЯ – НА ЗАВОД


Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная ), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов.

На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота.

Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ.

Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов.

ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ


Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов.

Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением.

Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда.

Прикрепленное изображение: 99.jpg

Главный конструктор Валентин Мутихин, Сергей Горшков, командир РКР «Слава» Вадим Москаленко.
Фото из архива «НВО»


ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ


Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов.

После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому.

Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем.

Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин.

Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры.

Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера.

Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул.

Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.

Федор Иванович Новоселов - адмирал, заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992).

Ссылка : http://nvo.ng.ru/
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />

#10 Paul

Paul

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6034 сообщений

Отправлено 09 April 2011 - 22:41

Прикрепленное изображение: 0916c335f24b1609fa0984d21f613552.jpg


Адмирал Океана


Современная Россия совсем не с той торжественностью, которая приличествует случаю, отмечает столетний юбилей одного из великих сынов русского народа — выдающегося организатора флота, морского теоретика и геополитика Адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова.

«Главком устрашающей эффективности», как называли его еще при жизни соперники-американцы, возглавлял советский флот три десятилетия — с 1956 по 1985 годы. И если можно с чем-то и сопоставить значение эпохи Горшкова в истории русского флота, то только с эпохой Петра Великого. «Мореплаватель и плотник» не только повелел «морским судам быть», но и сам заложил основы как русского кораблестроения, так и военного и политического применения морского флота России. И хотя сразу после его смерти могло казаться, что дело Петра на море погибло — корабли сгнили, дороги в Петербурге заросли травой, о флоте забыли, заложенная им традиция привела к великому возрождению русского флота при Екатерине Великой, к эпохе Чесмы, первой Адриатической экспедиции, и побед гениального Ушакова, эпохи, продолжившейся победами Сенявина, Наварином, плаваниями Крузенштерна, Беллинсгаузена и Лазарева, первым открытием Россией мирового океана.

Сергей Георгиевич Горшков не был, как и Петр Великий, «великим флотоводцем» в том смысле, в каком ими были де Рёйтер, Нельсон, Ушаков или Нахимов. Он не одерживал крупных побед в морских сражениях и даже не планировал их. Его роль была гораздо труднее и в чем-то гораздо выше — создать условия таких побед, создать те материальные условия, ту программу, ту доктрину и ту мечту, которая увенчает победой столетнее устремление русского народа к покорению моря и океана.

Адмирал Горшков своим политическим искусством, мужеством и мудростью добился создания Советским Союзом большого океанского флота, подорвавшего единоличное господство США в мировом Океане. Он заложил основы не только боевого, но и политического использования нашего флота в период господства ядерного оружия и холодной войны. Он выдвинул грандиозную мечту об Океане, понимание морской мощи не просто как «господства над коммуникациями», но как освоения всех возможностей мирового Океана как жизненной среды, как формы существования.

Подобно флоту Петра Великого, флот Горшкова был практически заброшен и уничтожен в годы после его отставки и смерти. Но изменения, внесенные адмиралом в военно-морскую психологию Русской державы, созданные им организационные основы и традиции, философия океанского флота, усвоенная нашими моряками, уже никуда не уйдут. Даже сегодня, когда «горшковский» флот лежит в руинах или распродан (эта горькая судьба постигла и авианосец, названный именем адмирала и проданный в Индию), Россия всё-таки сохраняет престиж великой океанской державы и остаточные возможности «демонстрации флага», созданные именно в эпоху Горшкова. Если наше государственное опамятование пойдет достаточно быстро, то мы еще сохраняем возможности восстановления нашего океанского могущества, имеем еще кадры, прошедшие горшковскую школу, воспитанные на идеях адмирала, свободные от узости кругозора, навязанной узостью возможностей.

Сегодня, в год столетия адмирала Горшкова нам необычайно важно проникнуть в смысл его военно-морской стратегии и его океанской философии, с тем чтобы отделить главное от второстепенного, преодолеть массу невежественных стереотипов (включая и многочисленные примеры клеветы, возведенной на память адмирала в эпоху развала флота). Нам надо не только и не столько слепо повторять его формулировки (зачастую дававшиеся под давлением политических и ситуативных обстоятельств), но научиться мыслить как он. Тогда мы, по его словам, будем «знать закон победы». Победы, которая все тридцать лет его руководства ВМФ нашей Родины ему не изменила.

Полностью: http://www.contra-versia.ru
Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!<br />
Защищая прошлое - сражаемся за будущее!<br />