IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Свадьбы в СССР


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 5

#1 Lena

Lena

    Елена

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 367 сообщений

Отправлено 17 January 2012 - 00:08

Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.
В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.
Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей "буржуазную" семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГСами, подведомственными НКВД).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.
В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. "красные свадьбы". Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).
19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал "частным делом брачащихся", а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР.
В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять "негативное" воздействие семьи на формирование личности ребенка.
Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия "официальному слову". Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.








20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах". Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология "пролетарского брака любви" потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.
Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы "приписки" в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"". В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение "законный брак" вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС. В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово "сожительство" (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение "фактический брак").
Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.
Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).
Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).
В ЗАГСах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.
Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС, проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения "Светлана" и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.
Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).
15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.
Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на "внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов" (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – "на свадьбу".
Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма "Весна", Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.
Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).
В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по "местам памяти" (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение "Обета верности", вручение "ключа" от семейного счастья, "Летописи семьи", медали "Совет да любовь"), посадка "деревца семьи" или участие в создании "аллеи молодоженов"… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки "Приглашение на свадьбу" (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…
В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.
Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.
В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС).
В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР: "Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье", "Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь" (глава 7 "Основные права, свободы и обязанности граждан СССР").
Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.
Рекомендованная литература:
Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.
Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.
Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО, 2004. – В 2-х кн.
Татьяна Воронцова

http://urokiistorii....5/svadba-v-sssr

Сообщение отредактировал Lena: 17 January 2012 - 00:09


#2 Lena

Lena

    Елена

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 367 сообщений

Отправлено 17 January 2012 - 22:05

11 апреля - Красная горка, народный весенний праздник. Весна символизирует обновление, начало новой жизни для природы и, соответственно, новой семьи, поэтому именно на Красную горку приходится свадебный бум. Но расписаться в книге регистрации браков во Дворце бракосочетания - не всегда самое главное. Как женились и женятся в странах бывшего СССР - на фото РИА Новости

Прикрепленное изображение: 219065185.jpg

Издавна девушка выходила замуж не одна, а с приданым - имуществом, которое родители невесты начинали готовить едва ли не со дня ее рождения. Если приданое измерялось телегами, как у этой киргизской невесты, шансы найти хорошего мужа были высокими.
Прикрепленное изображение: 219071041.jpg

В свою очередь, от жениха родители девушки получали калым - своеобразный "аванс" за будущий комфорт семейной жизни. Обычай брать с будущего мужа выкуп сохранился по сей день
Прикрепленное изображение: 219535934.jpg

Свадьба как одно из главных событий в жизни молодоженов и их родителей - мероприятие массовое. Так, невесте, изображенной на фото, завидовал весь колхоз. Ведь в 30-е годы прошлого века "въехать" в семейную жизнь на тракторе доводилось не каждой.
Прикрепленное изображение: 219522397.jpg

В каждой республике бывшего Советского Союза сохранялись свои народные традиции. Даже спустя 15 лет после победы советской власти никто не мог видеть лица таджикской невесты
Прикрепленное изображение: 219064097.jpg

К концу прошлого века сценарии проведения городских таджикских свадеб приблизились к европейским, девушки стали выходить замуж с открытыми лицами.
Прикрепленное изображение: 219070572.jpg

На Украине, по старинной традиции, принято стучать в дверь специальной резной тростью, перед тем как молодожены войдут в дом
Прикрепленное изображение: 219071560.jpg

У многих народов накануне свадьбы невеста должна заплести не одну косу, как в девичестве, а две. По киргизской традиции, косы украшают бусами, раковинами и медными пуговицами. Концы косы должны свешиваться ниже пояса. Если длины своих волос не хватает, к ним привязывается лошадиный волос, на который привешиваются ключи.
Прикрепленное изображение: 219065563.jpg

На ненецкой свадьбе невесте положено прыгать через веревку. В тяжелой шубе это делать непросто. Но и пасти в тундре оленей не легче. Жених должен быть уверен, что его будущая жена с этой задачей справитсяПрикрепленное изображение: 219072694.jpg

Грузинская невеста должна уметь не только остановить коня на скаку, но и при необходимости его оседлать.
Прикрепленное изображение: 219073015.jpg

Можно сказать, что больше всего повезло литовским невестам. По традиции, женихи на свадьбе омывают им ноги.
Прикрепленное изображение: 219068698.jpg

Считается, чтобы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям - чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.Прикрепленное изображение: 219071893.jpg

В славянской традиции новобрачных встречают караваем. Кто - жених или невеста - откусит больший кусок, тот и будет главой семьи
Прикрепленное изображение: 219070180.jpg

Сообщение отредактировал Lena: 17 January 2012 - 21:40


#3 Karamelka

Karamelka

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений

Отправлено 04 March 2012 - 23:22

Lena!!!!
Подскажите пожалуйста,второе фото снизу!!! а какой году и городе оно было сделано?? в крайне женщине справа я узнаю свою бабушку!!!!!

#4 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 05 March 2012 - 10:21

Свадьба в СССР: как это было?

В нашей стране всегда ратовали за создание крепких и дружных семей, за появление потомства. Узы брака поощрялись во все времена, государство активно помогало и всячески сопутствовало заключению браков, делало молодоженам поблажки и выделяло денежные средства
Иногда для «неповиновавшихся» даже применялись особые меры наказания. Ну, обо всем по порядку.
Период СССР - достаточно длительное время, и говорить о нем, как о едином явлении, достаточно сложно. В разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции. Поэтому рассмотрим эволюцию свадебного «движения» начиная с послевоенного времени и до самой перестройки, ознаменовавшей кончину Союза Советских Социалистических Республик.
После войны свадьбы были достаточно частым явлением. Изголодавшиеся за время войны мужчины и замученные ожиданием своих благоверных девушки наконец-то вступали в долгожданные браки. И, честно говоря, их счастью не было предела. Сами представьте себе - столько лет голода, войны, холода, страха никогда больше не увидеть родных и любимых людей и непрекращающихся бомбежек сменяются красивыми словами о любви и обещаниями вечного благополучия. Хотя, о чем, о чем, а о благополучии речи совсем не шло. Дело в том, что после войны люди жили крайне бедно, денег не было даже на еду, что уж и говорить об организации красивого торжества. Свадьбы, как таковые, никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-ых годов, порой, не было даже платья. И здесь никто не говорит о белом подвенечном наряде, в гардеробах женщин отсутствовал и просто такой предмет одежды, как платье. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.
Изрядные человеческие потери заставляли идти государство на крайние меры. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь брать какую-нибудь барышню в законные супруги - плати штраф в государственную казну. А все повелось еще и оттого, что численность мужчин после войны стала значительно ниже, а заниматься «созданием» будущего поколения кто-то все-таки должен был. Хотя налог на холостяцкую жизнь был не таким уж и большим, и некоторые предпочитали отдавать эти деньги, вместо того, чтобы вступать в законный брак. Но на некоторых эта мера наказания действовала так, как изначально задумывалось, и создавались новые семьи.
Постепенно жизнь в государстве стала налаживаться. Молодым комсомольским семьям помогал ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи). Так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше, работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче. Хотя, в принципе, и всем остальным старались давать - не жадничали. Подобные свадьбы назывались «комсомольскими».
В итоге от организации молодой паре выделялся банкетный зал для проведения торжества и денежные знаки в определенном количестве. Если же с банкетным залом возникали проблемы, то свадьбы обычно праздновались дома, хозяйка готовила угощения и накрывала стол, а гости благодарили ее подарками, песнями и плясками, создавая атмосферу праздника своими красноречивыми поздравлениями, веселым смехом и смешными шутками.
В те времена влюбленным, стремящимся создать крепкие семьи, старались помогать все. Если в вашем колхозе были лишние средства - их запросто выделяли на организацию торжества. Ратовали за семейные узы и профсоюзные комитеты. Плодитесь и размножайтесь, товарищи!
Возили среднестатистических молодожен на Москвичах, а уж если встретился свадебный кортеж с Волгой во главе - явно не простой человек сегодня свадьбу затеял. Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Такие роскоши, как сегодняшние ведущие, в те времена были большой редкостью. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей приятелей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю - этот ключ и так был у него в руках. Он знал, что кому нравится, а чего делать с этим человеком не следует. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы. Каждому давалась возможность выступить, блеснуть своими талантами перед всеми собравшимися.
Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартиры или столовой можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый атташе». Также использовались любые подручные средства: цветы, цветная бумага и другая атрибутика. Главное, чтобы было ярко и красочно.
Такая традиция, как выкуп невесты женихом, на некоторое время потерялась. Выкуп появился в середине 1960-ых - начале 1970-ых годах. С этого момента стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях.
Стоит сказать, что во времена СССР никто не венчался. Так как правительство сразу «разругалось» с церковью, то в некоторые годы попытка совершить церковный обряд могла даже привести к суровому наказанию. Запуганные люди перестали ходить в церкви, а зачастую и верующими оставались только про себя. И даже в тот момент, когда к обряду венчания стали относиться более лояльно, новое поколение молодоженов, выросшее на всевозможных запретах государства в связи с церковью, не спешило венчаться. В те времена мало, кто верил в Бога. Поколение выросло в атмосфере атеизма, с самого детства им прививали именно эту точку зрения, так что глупо было полагать, что с отменой запрета кто-то из них побежит в церковь. Обряд венчания начал возрождаться только после перестройки. Тогда эта красивая традиция стала вспоминаться, постепенно обрастая всевозможными необходимыми деталями.
В целом, церемония молодоженов, заключавших браки во времена СССР, и сегодняшние традиционные свадьбы во многом схожи. Те же классические ритуалы, те же конкурсы для новобрачных. На самом деле, мало что поменялось. Свадьбы тех времен приходилось организовывать своими силами, а сегодня можно обойтись своим капиталом. Но суть-то остается одна - радостное и веселое торжество вам обеспечено.


http://podgotovka-k-...k-eto-bylo.html

Прикрепленное изображение: 69821c2ecd2f29791d0ac483e42c8ebe.jpg
Назад в СССР

#5 Lena

Lena

    Елена

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 367 сообщений

Отправлено 05 March 2012 - 16:57

Отправлено Вчера, 21:22:26

Lena!!!!
Подскажите пожалуйста,второе фото снизу!!! а какой году и городе оно было сделано?? в крайне женщине справа я узнаю свою бабушку!!!!!
  • Эти фото я взяла на сайте РИАНОВОСТИ. Это видно на фотографиях.

Сообщение отредактировал Lena: 05 March 2012 - 16:58


#6 стас)))

стас)))

    Станислав

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 984 сообщений

Отправлено 08 March 2012 - 09:47

Прикрепленное изображение: 32643acdd4c96ce018d7ac56f52b0fcc.jpg
Назад в СССР