Итак, продолжу.....
Сталиногорск сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, хотя был оккупирован всего 17 дней (с 25 ноября по 12 декабря 1941). В период временной оккупации в Сталиногорске была создана подпольная организация «Смерть фашизму!», в городе и районе действовали небольшие партизанские группы. Всего за годы Великой Отечественной войны погибло 7668 сталиногорцев.
Газета "Сталиногорская правда"
Пара фотографий из газет нашего города "Коммунар" и "Сталиногорская правда" времён ВОВ:
Лучшая минометная батарея командира взвода т. Коптевцева (Сталиногорский пункт всеобуча). На переднем плане - т. Козырев, у миномета т. Корешков, у телефона т. Роионов и командир взвода т. Коптевцев.Фото Н. Ховрачева
(Коммунар. 1942. №11-12)
Герой Советского Союза Гвардии майор Д.М. Шаров (Сталиногорская правда. 1945)
Стихи из газеты "Сталиногорская правда" времён ВОВ:
***
Сталиногорск, Сталиногорск! Он перенес все муки
За то, что имя Сталина носил:
Ему враги выкручивали руки. Дробили кости, рвали связки жил
А он ни слова – молча пережил.
Он постарел за двадцать дней немало,
Защитник Тулы – город и солдат.
Крутой ухваткой, волей небывалой
Он стал похож собой на Сталинград –
Ведь он ему, недаром, кровный брат.
Еще в рубцах лицо его и кожа –
Там двери нет, там вывихнут балкон,
Там у реки, глаза сощурив строже,
Глядят с тоской и болью на прохожих
Провалы черных, в копоти окон.
Сталиногорск! Любимый сын России,
Опора в тяжкой роковой судьбе
Мы для тебя здоровья не щадили.
Мы в недрах сердца свято сохранили
Любовь тому, кто имя дал тебе.
Ты слышишь, битва отошла на Запад!
И вот теперь – за дело нам пора.
Не гари чад – а стружек сладкий запах,
Не мины вой, - а говор топора
Встречают солнце каждый день с утра.
Между домов в зеленой пене листьев,
Напоминая рощи и поля,
Размашисто и вольно поднялися,
Искрясь в лучах, ветвями шевеля
Акации, сирень и тополя.
Сталиногорск! Родной, широкоплечий,
Взгляни вокруг – заводы вновь шумят
Над головой в прозрачных звездах вечер,
И далеко, так радостно звучат
Разливы песен ласковых девчат.
Ты знаешь сам, сейчас победы тыла
Равны победам фронтовых атак:
Мы бьем врага без промаха, в затылок,
Мы – это значит, спаянная сила –
И хлебороб, и химик, и горняк.
Но будет день, и мы тебя отстроим,
Чтоб облик твой ласкал невольно глаз.
До капли русский – тыловик и воин,
Ты вечно славы, как герой, достоин.
Ты будешь лучше прежнего у нас!
Сталиногорская правда. 1944. 6 авг.
***
Вздымайтесь силы красные Война змеей ужасною
Опутала страну.
Вздымайтесь, силы красные
На грозную войну!
Кащей из стойла смрадного
Полки погнал на нас.
Вздымай, страна - громадина,
Гнев миллионных масс!
За то, что людям дорого:
За честь родной страны
Громите злого ворога,
Отечества сыны.
Жестоко бей без жалости,
Родной народ, врага.
Война, обломишь жало ты,
Об наши берега.
Ты пасти не ощеривай
Со смертию в клыках.
Яйцо, где смерть Кащеева -
У Сталина в руках.
Е. Борщев.
Сталиногорск.
(Сталиногорская правда. 1941. 2 июля.)
***
Охотнику на фрицев, Сталиногорец гвардии лейтенант Вл. Стрельцов на личном счету имеет 350 убитых фашистов:
Эх, полна,
полным "коробушка",
Есть в ней Ганс, и Курт,
и Фриц.
И не тужит, гвардии
головушка
Личный счет он хочет
обновить
(Сталиногорская правда. 1945. 1 января)
Видео, где упоминается наш город в связи с событиями ВОВ:Битва за Тулу,Дедилово,Сталиногорск..... 1941
Полезная информация:Региональный социальный проект Тульской областной универсальной научной библиотеки, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию Обороны Тулы от немецко-фашистских захватчиков:Войны газетная строка - строка ПобедыЗдесь, можно посмотреть небольшой документальный фильм снятый Ленинградской студией кинохроники в 1963г., о Новомосковске:
Новомосковск - есть такой городок.......................................................................................................................................................................................
Можно многое рассказать о нашем Тульском крае, который знаменит такими достопримечательностями как например
Ясная Поляна, Поленово, Куликово Поле и всё что с ними связано..... Но, про них, в разной степени, так или иначе, известно пожалуй даже самому неискушённому обывателю проживающему не только в России и Новомосковске, но и за её пределами. А вот некоторые были и легенды которые связаны с городом Новомосковском, пусть и косвенно, а не в прямую, которые происходили на наших землях в разные времена - могу кое-что поведать. Думаю, что это будет интересно не только тем людям которые проживают в Тульской области и конкретно в Новомосковске.... Вот некоторые из них, вычитанные мной из газеты "Новомосковская правда" за разные года.;
На этом фото, изображена скульптура которая стоит в Новомосковске рядом с Детским парком. А вот ЧТО она символизирует, знают, как показал мой опрос среди моих знакомых - немногие.... А на мой взгляд, это достаточно любопытно:
Легенда о двух реках - Дон и Шат!
Во всех справочниках, энциклопедиях, на географических картах городу Новомосковску отведено свое место. Оно – у истока Дона, “Тихого Дона”, “Дона-батюшки”, как называют в песнях одну из великих русских рек.
Город находится в 220 километрах к югу от Москвы и в 60 километрах к юго-востоку от Тулы. Расположен он между реками Доном и Шатом (притоком р. Упы, впадающей в Оку). По форме этот участок напоминает треугольник. Центральная часть его является самым высоким местом Средне-Русской возвышенности: над уровнем моря высота составляет около 230 метров.
Итак, исток Дона… Считается, что две реки – Дон и Шат – берут начало из Иван-озера. Многие утверждают, что безымянный ручеек, находящийся в Детском парке Новомосковска, в центре города, и есть “родоначальник” могучего Дона. А вот что рассказывается в поэтической народной легенде о происхождении Дона и Шата.
“…Было у старого Иван-озера два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Тих и ласков был старший сын Дон; буен и неукротим нравом был его брат. Отец любил обоих сыновей, оба ему были дороги. Шат-шатун, пока отец был здоров, не смел своевольничать. Но к старости отец лишился зрения. И тут Шат задумал сбежать от старого отца, искать счастья в дальней стороне. Отец Иван различал сыновей по правой руке: у Дона была она мужественная, лохматая, у Шата – гладкая. Вывернул Шат рукав от шубы, подошел к отцу н попросил: – Дозволь, батюшка, погулять мне в других краях.
Пощупал отец руку, подумал, что это Дон, дал свое благословение, отпустил. Засмеялся Шат, что удалось обмануть старика и припустился бежать на север. Только не удалось ему далеко уйти, открылся обман, и проклял старик Иван младшего сына. Тут Шат и упал в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша потек на юг и достиг моря. Так и гуляет он на просторе до сих пор…” ДОН:
Шатское водохранилище, оно же - Иван-Озеро
Про название реки Дон, ходит много всяких легенд. Вот одна из них:
ТРИ ИМЕНИ РЕКИ
Наш город возник на землях, где происходило немало событий, сыгравших большую роль в истории русского народа. Вспомним, что войска Дмитрия Донского при движении на поле Куликово проходили восточнее
Иван-озера по границе нынешнего Новомосковского района и пересекали территорию Кимовского района.
Автор, прибыв в начале 30-х годов на Бобриковское строительство, «заболел» краеведением, собирая и детально изучая материалы по истории нашего края. Эти материалы по маленьким кусочкам печатались в разные годы. Пришло, считаем, время собрать, отредактировать и свести их в единое целое. В наше тревожное и беспокойное время они позволяют хотя бы немного отдохнуть душой, прикоснувшись к истории своего народа.
Вспомним изречение мудреца: «Все пустяки в сравнении с вечностью»...
Много красивых исторических легенд, сказаний и былей сложило население, заселявшее наш край. Особенно много их связано с рекой
Дон и
Иван-озером. Само наименование реки за тысячелетия менялось трижды. Из туманной дали тысячелетий появляется первое романтическое имя реки —
Амазония, по имени мифического племени воинственных женщин — амазонок, по преданиям, населявших берега реки. В сказаниях древних греков мы читаем поэтическую легенду об обстоятельствах возникновения нового исторического имени реки.
Сын предводительницы племени амазонок — прекрасный юноша Танаис пренебрежительно относился к девушкам своего племени, безжалостно отвергал их любовь. Одна из них обратилась с жалобой-молением к греческой богине красоты, любви и семейного счастья Афродите (она же древнеримская Венера). Как относилась к подлинным жалобам богиня, мы узнаем из оды «К Афродите», написанной греческой поэтессой VII в. до нашей эры Сафо: «О, Афродита, коварная, молю тебя с тоской. Избавь меня от скорби и томления. Владычица, и сердце успокой! И тяжесть мук сними с души скорей!.. Скажи, — та вопрошала, — не тая, к кому стремишься, кто же огорчает тебя, любимица моя? Он холоден? Так страстью загорится! Отверг дары? Так принесет их сам! Не целовал?..»
Афродита наказала неблагодарного юношу, внушив ему безнадежную любовь к девушке-воительнице. Отвергнутый юноша с отчаяния бросился в реку, превратившись в одно из греческих водяных божеств. Так река получила свое второе имя — река
Танаис.
На моем рабочем столе лежит карта народов и государств Северного Причерноморья 5—4 веков до нашей эры. На этой карте Дон именуется именно как Танаис. В устье реки, на месте теперешнего Азова, существовал богатый торговый город-колония, тоже носивший имя Танаис. Это было самое крайнее поселение греков в Северном Причерноморье. А заселены были Придонские степи в те отдаленные времена племенами царских скифов, отдаленных предков славян. Только в значительно более близкие к нам времена за рекой закрепилось третье имя —
Дон, батюшка-Дон.
Большинство историков считают, что имя река получила от племен, кочевавших в придонских степях. И на их языке Дон означает вообще
большую реку или
воду.
К сожалению у меня не сохранилось имя автора этой статьи из нашей газетя "Новомосковская правда". Есть только вырезка с этой статьёй.
Ещё одна история-легенда:
Двенадцать братьев
. В так называемом лицевом своде «Повести о Куликовской битве» XVI века четыре миниатюры, под номерами 135—138, запечатлели пребывание войск Дмитрия Донского «на месте, нарицаемом Березуй, за двадесять и три поприща до Дону», то есть на территории нынешнего Веневского района. Именно здесь сохранилось устное «Сказание о сынах Свиридовых и двенадцати ключах», в наше время известное только в кратких пересказах.
— Еще мой дед Никита Аверьянович рассказывал мне эту историю. — свидетельствовал когда-то наш известный земляк, уроженец деревни Звойка над Осетром, скульптор и художник Михаил Ильич Молодчиков. — А деду — его дед. а тому его дед...
В ту пору в наших местах были дремучие леса, некошеные луга. А у слияния речки Веневки с Сухим Осетром стоял такой могучий дуб, что его восемь человек не могли в обхват взять. От тех времен в одном из омутов Осетра в Корягином лугу и сейчас еще на восходе солнца можно увидеть громадное дерево, лежащее на дне. Это память очень далеких лет!
В лесах и лугах жили испокон веков селами и деревнями пращуры наши. Занимались охотой, рыбной ловлей в многочисленных речках, ныне превратившихся в сухие овраги. Собирали дары лесные и конечно, хлебопашествовали.
На Свиридовской горе, что между Веневкой и Осетром лесом поросла и студеные родники из своей подошвы пустила,стояло в те времена село Свиридове. А названо так было по жившему здесь мужику Свириду.
Ничего особенного в нем вроде не было. Мужик и мужик, каких тысячи. Но вот жена его царство ей небесное. она и имени своего не оставила — что ни год, то пару сынов ему приносила. Так что не прожили они вместе и восьми лет — а у них уже двенадцать сыновей по лавкам бегали.
Поначалу Свириду с женой было нелегко их поднимать! Трудились много — жили бедно. Но ребята росли здоровыми и крепкими — всем на удивление.
В народе был обычай выбирать старостами тех, у кого сыновей больше и когда младший из них помощником в семье станет. А у Свирида меньшой, тоже Свирид, в восемь лет научился метче всех из лука стрелять, да лучше всех верши для рыбной ловли плести. Только вот до сохи руки у него еще не дотягивались. Но народ на это не посмотрел и избрал «Свирида старостой.
Времена же тогда были тяжелые и тревожные. Что ни лето, в приграничных наших землях объявлялись степные кочевники: татарские царевичи со своими отрядами шастали. Жгли и грабили они города и деревни, тысячами убивали и угоняли в полон жителей. Вот поэтому одной из важнейших обязанностей старосты было охрана, оборона и спасение сородичей.
Благодаря заботам старосты свиридовцы не раз вовремя укрывались в лесах от набегов, не раз вступали в бои и оказывались победителями. Ни в лесу, ни в поле. ни на рыбной ловле не расставались они с оружием. И от тех схваток до сих пор остались в разных местах сторожевые, оборонные да погребальные курганы.
Появился на Москве сильный князь Дмитрий Иванович. Встревожилась Степь и пошла завоевывать Русь. В самый разгар полевых работ в Свиридове появился приказный из Москвы с грамотой: великий князь предписывал направить каждого десятого мужика в возрасте от 16 до 40 лет в ополчение. Староста подсчитал, и оказалось в селе таковых 120 душ. А кого послать, должен был решить сход.
На сходе жители долго спорили, а к одному не пришли. То тому не так, то другому не этак. И решили бросить жребии. На глазах у всех Свирид нарезал из пука ольховых прутьев 120 одинаковых палочек и на двенадцати сделал отметины. Старцы положили все жребии в холщовую суму и вручили ее самому старшему. Тот бережно встряхнул эту судьбоносную ношу, перекрестился на четыре стороны, а следом за ним повторили то же самое и другие жеребьевщики. Участники схода стали на колени.
А потом староста стал вызывать мужиков. Один из старцев вытаскивал из сумы жребии и показывал их народу. Вытянули первый, второй, пятый, десятый жребии — все без отметины. Вызванные по ним мужики становились справа от старцев. На левой стороне пока не было никого.
Вытянули и пятидесятый, и сотый жребий, но отметины не было и на них. Сто восемь человек назвал Свирид. но жеребьевщики всем им вытянули судьбу хлебопашцев а не воинов. И лишь двенадцать крепких. сильных сыновей Свирида, которых он намеревался назвать последними, оказались выбранными в ополчение.
В уважение к своему старосте старцы, а потом и весь сход, стали предлагать новую жеребьевку. И даже нашлись добровольцы, которые вызвались заменить сынов Свиридовых. Но отец на это не согласился.
Один из старцев сказал так: «Ты самый честный, самый уважаемый из нас. но Бог на твоих сынов указал постоять за Русь. Твоя воля — согласие дать или поклониться миру на пережеребьевку. Мир тебе не откажет!»
Свирид низко поклонился и ответил: «Вас. отцы, народ выбрал жеребьевку вести, и вы у всех на глазах хорошо это сделали. А раз выпал моим сыновьям жребий за мир постоять, за Русь-матушку, то так тому и быть, это судьба!»
Через малое время пошли из Москвы через Коломну на Лопасню. мимо древнего Венева на Березуй к Дону великие ополчения русских княжеств. К ним присоединились и двенадцать сыновей Свиридовых. А потом, как хорошо известно, закипело знаменитое Куликовское сражение...
Несколько дней продолжались на Куликовом поле похороны. На самой середине поля увидели оставшиеся в живых горы вражеских трупов, а среди них насмерть порубленных братьев Свирида-младшего. Сам же он. пронзенный копьем, лежал распластавшись на знамени.
Узнав об этом, великий князь приказал положить тела братьев на большую повозку, накрыть их сбереженным знаменем и похоронить с великими почестями на их родине. И воля князя была исполнена. Тысячи людей со всей округи собрались на эти похороны. Местом же братской могилы была выбрана низина под горой у сёла Свиридова. Много горьких слез здесь пролилось. Но не успели люди разойтись с похорон, как случилось чудо: на глазах у всех из-под горы сначала вроде незаметно, а потом все сильнее и сильнее стали пробиваться двенадцать студеных ключей.
С тех пор прошли сотни лет. Много поколений сменилось в Свиридове. Да и оно разделившись на две части, переменило место. Но живет память о 12-ти братьях и о двенадцати ключах, в которых до сих пор не иссякает чистейшая вода.
Местность же и вздымающаяся над ключами гора сейчас чаще не Свиридовской, а Прощенной называется. Некоторые называют ее святым местом.
М. БОРОЗДИНСКИЙ.На фото, место тех самых "ключей":
Источник:
http://www.veneva.ru/12keys.htmlЕсть ещё вот такая легенда:
ШАРМАНКИН ЛЕС. ТАЙНА ЗАБЫТОЙ МОГИЛЫВ первой половине XIX века руками крепостных крестьян был посажен Урванский лес. На его опушке и возник «соцгород» и прежде всего — «Бобриковский университет» — химический техникум. Урванский лес был уникальной рощей, единственной на десятки верст в раскинувшейся вокруг степи. Графы Бобринские охраняли лес как зеницу ока с помощью конных егерей. Деревенских ребятишек, тем более взрослых, задержанных при попытке собирать здесь грибы и ягоды, нещадно пороли, сажали «в холодную» и штрафовали.
В первые послевоенные годы жил в Донском замечательный садовод и цветовод А.И. Попков. В молодости он работал садовником в имении Бобринских. Не раз я посещал его. Много он мне рассказывал былей и легенд из жизни графов Бобринских. От него я и услышал легенду - быль об Урванском лесе.
Бобринские редко наезжали в свое родовое имение, предпочитая прожигать жизнь за границей, Было это при одном из последних графов Бобринских. Неожиданно приезжает в родовое имение в Бобрики молодая графиня с ребенком. Взял ее граф в жены из певичек цыганского хора, выступавших в известном Московском ресторане "Яр". Родовитые аристократы не приняли в свою среду безродную цыганку. И жила молодая графиня в Бобриках в полном одиночестве. А после смерти ребенка граф совсем перестал навещать графиню. Вот в это время и появилась в усадьбе седовласая старуха цыганка по прозвищу «Шарманка». Ей-то и была поручена охрана Урванского леса.
Зорко и преданно (со сворой свирепых собак) несла она охрану графского леса. Графиня, совершая прогулки по лесу, часто навещала старуху в ее лесной землянке-сторожке. Деревенские девушки иногда все же проникавшие в лес не раз видели, как плакала забытая графиня, паложив свою голову на колени старой цыганки.
Вскоре графиня умерла. Приехавший на похороны граф приказал не хоронить ее в родовой усыпальнице Бобринских, а предать земле рядом, за оградой усыпальницы.
Такова легенда-быль. Верно, однако, что рядом с усыпальницей графов до последних лет сохранялись и следы одинокой могилы...
P.S. Я часто проезжаю мимо того места где находится усыпальница Бобринских. Фото усыпальницы у меня имеется, про могилку той цыганки я слышал, но фотографии у меня к сожалению нет. Может как-нибудь сделаю и выложу тут. А пока - вот:
Усыпальница Бобринских:
Вход в усыпальницу:
Продолжение следует.... Будут ещё фотографии Новомосковска, как современные так и Советских времён. Собираю потихоньку......
P.P.S. Вообще.....не в обиду кому-либо будет сказано.... Если Вы, проживаете даже в самом маленьком городе, селе или деревни и Вам кажется, что в них нет "ничего особенного", НО.. если начнёте копаться в их Истории, то в большинстве случаев (я просто уверен) можно порой найти такие интересные факты, что они сразят Вас наповал..... Вместе с этим, появиться чувство гордости за свой уголок
Вашей Родины! А если после этого, Вам захочется узнать побольше и про ВСЮ Страну в которой Вы проживаете и про её Великих Людей и Великие События (и НЕ великих тоже), про своих предков....... к Вам непременно придёт то чувство, которое принято называть -
Патриотизм! И тогда, сам чёрт и никакое НАТО, не будут страшны людям этой Страны и самой Стране!
ИЗУЧАЙТЕ ИСТОРИЮ, ИБО, КТО ЕЁ НЕ УЧИТ, ТОГО ОНА ПРОУЧИВАЕТ!!! Что с нами сегодня и происходит!
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие.»Александр Сергеевич Пушкин