Согласен, если что-нибудь вспомните, сообщите.
Я повторю свой вопрос: Какой временной период в Истории Руси/России вас интерисует? Например мне, больше всего интересно читать книги, начиная с древнейших времён - (2-е тысячилетие до н.э. и до "Златого Века" Екатерины II, включительно.) Разумеется и по более раньней истории кое-что знаю не мало. Если всё же говорить о том периоде о котором я вам писал (14 век), то на эту тему я могу назвать достаточно много книг, котрые НА МОЙ ВЗГЛЯД достойны прочтения. Но, пожалуй самым интересным, ПОЛНЫМ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ (для меня) оказался цикл книг, автором которых является Балашов Дмитрий Михайлович. Цикл называется;
"Государи Московские". Что бы не затруждать вас поисками информации об авторе, то я прямо здесь вам сообщу кое-что о нём. Информация взята из Википедии и она верная:
При рождении носил имя Эдвард Михайлович Гипси. Отец — актёр (сыграл, в частности, эпизодическую роль в фильме «Чапаев»), автор одного сборника стихов Михаил Михайлович Гипси? (псевдоним, настоящая фамилия — Кузнецов, 1891—1942, умер в блокаду), мать, Анна Николаевна Васильева — художник-декоратор. С 1942 по 1944 год был в эвакуации в Алтайском крае. После войны Эдвард и его младший брат Генрик Гипси сменили фамилию на Балашовы (выбрав её в телефонной книге), а имена — на Дмитрий и Григорий Выпускник Ленинградского театрального института им. А. Островского, кандидат филологических наук, писатель, фольклорист и историк. В 1967-71 гг. учился в аспирантуре Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. В 1961-68 гг. работал в Институте литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР в Петрозаводске. Балашов предпринял несколько экспедиций на Север и издал несколько научных сборников: «Народные баллады» (1963), «Русские свадебные песни» (1969), «Сказки Терского берега Белого моря» (1970) и др. В 1962 Балашов принял участие в организации «Общества охраны памятников старины». С 1972 по 1983 год Балашов жил в деревне Чеболакша на Онежском озере. После того, как его дом сгорел, он переехал в Новгород. К художественному творчеству Балашов обратился уже в зрелом возрасте. Первая повесть «Господин Великий Новгород», опубликованная в журнале «Молодая гвардия» в 1967 году, изображала жизнь новгородского общества XIII века пластично, зримо и достоверно, знакомила с духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры. С этого момента, не оставляя научную работу, Балашов посвящает себя и литературному труду. Талант исторического романиста проявился в романе «Марфа-посадница» (1972), охватывающем период с 1470 по 1478 год и посвящённом присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству. Опираясь на труды историка В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой. Целостное, исторически документальное воссоздание эпохи сочетается в романе с воплощением ярких, драматических характеров людей из разных сословий. Вместе с тем критика отмечала, что в романе «противоборство Москвы и Новгорода увидено лишь по-новгородски» (С. Котенко). Апология «воли», симпатии к новгородским еретикам XV века при явной антипатии к москвитянам и деятелям Православной церкви (в чем проявилось некоторое следование В. Л. Янину) в известной мере лишили роман «объективности и мудрого историзма» (С. Семанов). Главный труд Балашова-художника — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991—97), «Воля и власть» (2000), «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года. Именно в «Государях Московских» впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей. Соединение эпичности с напряжёнными нравственно-психологическими коллизиями, духовное содержание русской истории XIV века, высокие художественные достоинства поставили романы Балашова в ряд серьёзных реалистических произведений, повествующих о мире и человеке. Эту эпопею писатель творил опираясь на научное наследие историка Л. Н. Гумилёва, вследствие чего, его проза получила подлинно масштабное видение исторического развития Евразии в XIII—XV вв., превосходящее панораму первых исторических романов «Новгородского цикла».
Государи московские:
«Младший сын» — о борьбе за власть сыновей Александра Невского — Дмитрия и Андрея, об отношениях с Ордой, о созидании младшим сыном Невского Даниилом Московского княжества как центра последующего объединения страны.
«Великий стол» — о трагическом противостоянии Москвы и Твери.
«Бремя власти» — о княжении Ивана Калиты.
«Симеон Гордый» — о времени правления Симеона Гордого
«Ветер времени» — о жизнедеятельности митрополита Алексия и времени правления Ивана Ивановича (Красного).
«Отречение» — о молодых годах князя Дмитрия Ивановича.
«Святая Русь». Книга 1 «Степной пролог» — о годах княжения Дмитрия Донского и Куликовской битве.
«Святая Русь». Книга 2 «Сергий Радонежский» — о Сергии Радонежском и исторических событиях 1380-х гг. (походе Тохтамыша на Москву, заключении Кревской унии и др.).
«Святая Русь». Книга 3 «Вечер столетия» — об исторических событиях конца XIV века (отношениях Руси с Золотой Ордой, Великим княжеством Литовским и др.).
«Воля и власть» — о княжении Василия I.
«Юрий» (незаконченный роман)
[править]
Исторический роман
«Бальтазар Косса» — о папе римском Иоанне XXIII
(От себя. оооочень советую прочесть!!!)[править]
Историческая проза
«Господин Великий Новгород» — о битве под Раковором между новгородцами и крестоносцами, стремившимися взять реванш за недавний разгром на Чудском озере.
«Марфа-посадница» — о Марфе-посаднице.
«Похвала Сергию» — о Сергии Радонежском.
Уважаемый wold, если вы ЭТО возмётесь читать, то я уверяю вас - вам придётся расстаться со многими стереотипами и иллюзиями, которыми вы рассуждаете когда говорите про церковь.... Но это - ещё не самое главное! Главным, будет то, ЧТО вам придётся прочесть и узнать о том периоде 14-15 веков (берётся 100 лет) и избавиться и от других многих стереотипов, уже в плане - Историческом, о том времени.... Например, вы узнаете, что "монголо-татарское иго" - БЫЛО! НО....оно было не совсем таким каким мы привыкли о нём читать в других изданиях и монографиях и научных трудах других авторов.....
Поверьте, я достаточно много прочёл книг о том не простом времени, самых разных авторов. Даже зарубежных. И мне хорошо известно КАК на те события ПРИНЯТО смотреть и интерпритировать их в большенстве случаев..... Балашов, автор не обычный. Его интерпритация исторического хода событий тех времён, во многом отличается от, если так можно сказать - традиционной интерпритации. По мере того, как вы будете его читать, он будет вам говорить о том - КАК на это ПРИНЯТО смотреть, НО, вместе с тем, путём СВОИХ логических рассуждений, ссылаясь на многие и многие факты, документы, мнения самых разных авторитетных личностей и проч. - будет либо оставлять как есть, либо будет предлагать другие версии ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ тех или иных событий. В результате, ваши представления и познания о тех далёких временах намного расширяются, потому как он добавляет много новой информации, а его многосторонний подход к теме/событию/исторической личности и т.д, позволяет вам заглянуть глубже в проблему. Не на все вопросы у него есть ответы. Например: там где другие историки НЕ видят проблемы и принимают некий исторический момент чуть ли не как аксиому, Балашов, заостряя на ней внимание, либо полностью разрушает эти их взгляды, предлагая взамен свои (часто очень убедительные), либо соглашается с ними, а либо, считает, что на этот вопрос ПОКА достоверного ответа не существует.... Вообщем я могу много чего написать о нём, но и вы сами можете легко что -нибудь о нём найти в интернете. Это очень солидный и авторитетный историк. Он считает себя учеником Л.Н.Гумилёва (надеюсь знаете такого историка) и строит свои взгляды и подход к историческим событиям из теории Гумилёва о пассионарности.... За что их некоторые историки критикуют. Что собственно не удивительно, пожалуй нет такого историка, которого нельзя было бы за что то не покртиковать. Как некоторые говорят: "История есть самая заказная, самая ангажированная, самая политизированная и самая идеологизированная "наука".
Отчасти, это конечно так. У каждого человека есть своё кредо и историки не исключение. Лично мне, Балашов нравится тем, что у него нет одностороннего подхода, он не навязывает своего мнения, а как бы предлагает читателю из нескольких версий выбрать какая ему по душе. У него нет исторических персонажей "любимых". Если это подлец, но в тоже время сделал что то хорошее и полезное для страны и общества, то не взирая на все чины/звания и заслуги, он будет представлен читателю во всей своей "красе", а читатель пусть сам решает - кто он. Балашов, мне чем то напоминает В.Пикуля, хотя они и писали о разных исторических событиях, но у них есть одно общее, чем они очень ярко заметны и потому наверное, являются одними из наиболее читаемыми историческими авторами... У них, на первом плане всегда стоит - НАРОД! Причём, именно РУССКИЙ НАРОД! Как бы не были высоки заслуги у какого нибудь исторического персонажа, который стоит на высокой иерархической лестнице, будь то царь, князь, или митрополит - НАРОД - ВСЕГДА - ВЫШЕ!!! Мне иногда кажется, что именно за это их обоих часто и критикуют, хотя в прмямую так разумеется не говорят. Или завидуют, что они популярнее у читателей, чем они(кто критикует) Вот например что сказал Л.Гумилёв в одном из интервъю, когда ему был задан вопрос о его критиках:
"......имеется академия наук, представитель которой, академик Трухановский, объяснил мне, почему меня там ненавидят.Три причины. Причина первая. Вы пишете, сказал он, оригинальные вещи, но это не страшно, все равно мимо нас вы не пройдете, нам же их и принесете. Хуже Другое: вы доказываете ваши тезисы так убедительно, что с ними невозможно спорить, и это непереносимо. И наконец, третье: оказывается, что мы все пишем наукообразным языком, считая, что это и есть наука, а вы свои научные суждения излагаете простым человеческим языком, и вас много читают. Кто же это может вынести?! Ой, что то я разошёлся. Пора заканчивать. Если будут какие то вопросы, пишите сюда, или в "личку", рад буду ответить вам.
П.С. Кстати, обратите внимание, когда был написан первый роман из цикла "Государи Московские(1975) и когда последний, правда не дописаный(2000) Скрлько времени автору пришлось собирать материал и обработать его копаясь в архивах и т.д. Много ездил по стране, общался с простыми людьми. Сыграл роль в фильме "Господин Великий Новгород". Будучи далеко не бедным (его труды переведены на мнгие языки мира. Часто приглашали куда-нибудь читать лекции и т.д.) в столицах не проживал. Под старость лет, как Л.Толстой, жил в деревне, пахал землю, разводил скот и вообще жил крестьянской жизнью...
Пользуйтесь моментом, уважаемый wold, таких писателей-историков сегодня нет и неизвестно когда они появятся вновь на Руси....
Сообщение отредактировал СКИФ: 18 November 2011 - 15:32