IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Доминанта денег – ловушка для человечества!


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 4

#1 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 29 April 2011 - 04:04

Ирина Ермакова: «Доминанта денег – ловушка для человечества!»

30.03.2011
hsvhxack.jpg


Получение прибыли, а не разумная созидательная деятельность человека становится сегодня основной движущей силой человеческого сообщества. В основе всего - доминанта денег. А постоянная борьба за сферы влияния, в том числе за счет природы, неизбежно ведет к биологической и духовной его деградации. Разрушается биосфера, а это уже грозит самоуничтожением, - к такому мнению приходят уже многие ученые в мире, в числе которых и наша собеседница.

- Ирина Владимировна, Аристотель однажды сказал, что «счастье - это главная цель жизни». Древние греки воспринимали свои неудачи в жизни, как препятствие на пути к счастью, которое, как они полагали, в добродетелях и духовности. Сегодня же на пьедестал возведена философия потребительства, а счастье олицетворяет наличие денег, много денег. Чем, на ваш взгляд, чревата для человека такая подмена понятий?

- В Институте Высшей нервной деятельности и физиологии Академии наук, где я проработала долгие годы, в специальной лаборатории изучалась природа всякой доминанты. Возьмем, к примеру, такую понятную всем доминанту, как влюбленность. Ученые считают ее измененным состоянием сознания. Безответная любовь может перейти даже в патологию. Потому некоторые влюбленные кончают жизнь самоубийством.

Еще пример - доминанта жажды. Если человеку не давать воды, он будет думать только о ней, все остальные мысли эта доминанта подавит.

В наши дни в глобальных масштабах создается доминанта денег. Каким образом? В развитых странах - в результате постоянного сокращения кадров, нехватки рабочих мест и распространения системы кредитов, которые надо отдавать. Теряя работу, человек теряет все и потому доминанта денег диктует его поведение. Ради заработка он готов на все, что от него потребуют.

В то же время, в развивающихся странах, где наблюдается нехватка денег и, как следствие, небольшие зарплаты, также все помыслы человека сосредоточены на проблеме добывания средств к существованию.

Таким образом, в современном обществе деньги становятся критерием выживаемости человека, оценкой его деятельности и благополучия. Зависимость от них приводит к тому, что способы их получения уже не имеют значения.

- Из ваших слов следует также, что управлять людьми, которые подвержены влиянию доминанты денег, легче. А если продолжить ряд, то такая доминанта может даже стать национальной политикой страны, которая стремится к господству в мире...

- Именно это и происходит! В годы Великой депрессии в США разорившиеся миллионеры кончали жизнь самоубийством, выбрасывались из окон своих офисов. А ведь у многих из них было все, что нужно для нормальной жизни: еда, жилье, семья. Оставалась даже часть средств, но богатый человек, утратив ощущение своей избранности, теряет смысл своего существования. Таким образом, доминанта денег создает внутри страны круг избранных, у которых свои самолеты, яхты, дома и виллы за рубежом, а также возможность влиять на экономическую и политическую ситуации в стране и в мире.

- Получается, что доминанта денег - бомба замедленного действия, которая может привести к расколу общества, породить в сердцах людей зависть и злобу. Не зря уже сегодня мы с тревогой замечаем, что из нашей жизни уходят доброта и милосердие, то есть то, что всегда было нравственной защитой от чрезмерности во всем.

- Это так и есть. В СССР люди ценили деньги, заработанные трудом, и никакой их доминанты у нас тогда в помине не было! Как и не было такой глобальной бездуховности, безнравственности, которые пришли к нам вместе с ней и ведут нас просто к погибели.

Возьмите те же модифицированные продукты, так опасные для нашего здоровья. Американская фирма, создавшая ГМО знает об этой своей страшной ошибке и еще не поздно признать ее. Но - деньги должны делать деньги! По этому поводу известный финансист Д. Сорос, создавший огромное состояние благодаря рыночной экономике, однажды цинично заявил по российскому телевидению, что рынок по природе своей всегда аморален.

Доминанта денег создается с помощью пропаганды, рекламы, ТВ-программ и газетных статей, которые подробно описывают жизнь богатых знаменитостей. Происходит подмена ценностей и приоритетов. Однако, доминанта денег, как ни странно, довольно часто приводит ее приверженцев и к добровольному уходу из жизни. Им просто становится… скучно жить!

Доминанта денег повинна в том, что происходит глобальное разрушение и семейных ценностей. В Америке масса одиноких стариков. Они живут в своих домах с приличной пенсией, но лишены любви и ласки. Их дети и внуки шлют им к праздникам поздравительные открытки и на этом все общение кончается.

- К сожалению, нечто похожее уже и у нас наблюдается, чего не было прежде.

- И это очень опасно для нравственного здоровья общества! Это надо разъяснять людям. Только тесный контакт между поколениями может защитить человека от многих бед, в том числе - от той же доминанты денег, которая способствует обесцениванию человеческих ценностей в нашей жизни.

Кстати, почему, как вы думаете, по сравнению с нашими бабушками и дедушками, у нас гораздо больше появилось новых болезней? Опять же, безнравственность тому причиной.

Известно, что фармакологические фирмы получают прибыль от продажи лекарственных препаратов. Эта прибыль напрямую зависит от количества больных. Именно поэтому до сих пор так и «не найдены» способы лечения многих серьезных заболеваний. Так, один перуанский врач разработал способ лечения диабета, вылечил себя, своих друзей, и свой новый метод запатентовал. Но этот патент купила богатая фармацевтическая фирма с одним условием - никто не имеет права использовать разработку 20 лет. И эта фирма продолжала выпускать инсулин.

Медики обратили внимание, что в Америке очень богатые люди, как правило, попадают в число заболевших болезнью Паркинсона. Заболев, такой пациент тут же начинает вкладывать деньги в развитие фонда, который занимается изучением лечения этого заболевания. Однако, даже экс-президенту Америки Рейгану не удалось излечиться, хотя такая возможность давно существует.

И в Институте высшей нервной деятельности и физиологии, в котором я когда-то работала, мы разработали схему, по которой можно вылечить болезнь Паркинсона. Но этим не заинтересовались в Минздраве. Причина понятна - надо уметь лечить, но не надо излечивать, чтобы было на ком зарабатывать!

- Хотите сказать, что доминанта денег делает и нашу медицину безнравственной?

- Именно. Поэтому до сих пор, несмотря на все прорывы в медицине, остаются неизлечимыми многие хронические заболевания. Многие из них, между прочим, связаны с применением химических средств в быту - разнообразных моющих, чистящих средств, которые бесконечно рекламируют по ТВ, хотя о вредном влиянии их на наш организм давно говорят ученые. Как вы полагаете, отчего такое происходит? Оттого, что наука под влиянием доминанты денег превращается в бизнес. Она «работает» на того, кто больше платит, независимо от конечной цели.

А возьмите экологически безопасные предприятия, не наносящее урон окружающей среде и человеку. Часто они оказываются в проигрыше в экономическом отношении, чем те, которые активно эксплуатируют природные ресурсы, не заботясь об их восполнении. И это понятно - охрана природы, борьба с загрязнением не дают сиюминутной прибыли. Наоборот, требуют еще и дополнительных затрат.

Человек разрушает природу потому, что он на этом зарабатывает, и часто много зарабатывает. Тем временем, начавшиеся разрушительные процессы в биосфере ведут к климатическим катаклизмам, истощению озонового слоя, опустыниванию, изменению влагооборота над сушей, что приводит к еще большему ухудшению состояния окружающей среды, а значит - к угрозе исчезновения нашей цивилизации.

- Ирина Владимировна, все это происходит, как вы говорите, не без участия ученых - вот ведь в чем парадокс! Они-то лучше всех должны понимать значение отдаленных последствий того, что происходит сегодня!

- С учеными такая ситуация. Скажем, в США существует система грантов, которые даются ученым, как правило, под какие-то узкие научные темы. Но фирма, привлекая ученых для их разработки, не дает им возможности провести работу от начала до конца, то есть до получения результата. Такое поведение предпринимателя диктует опять же доминанта денег, которыми он не хочет ни с кем делиться. Например, когда создавались мобильники, то уже в ходе работы над ними обнаружилось, что они пагубно влияют на генетический аппарат человека. Создатели технической новинки готовы были устранить этот недостаток, но фирма больше не дала им грантов. У нее была одна задача - получить поскорее прибыль! Так и появились первые модели без защиты.

- И все-таки, сможем ли мы когда-нибудь выбраться из этой ловушки?

- У человечества только один выход - создание такой системы, в основе которой была бы интеллектуально-духовная доминанта, а не доминанта денег. Движущей силой развития цивилизации должно быть не получение прибыли, а разумная гуманная деятельность человека. Она должна базироваться на следующих принципах: во-первых, на понимании человеком тех процессов, которые происходят в природе и обществе; во- вторых - на духовном и нравственном воспитании человека; в-третьих - на восприятии себя, как частицы целого - общества, государства, планеты, космоса; в-четвертых, она должна базироваться на разработке и применении высоких технологий для сохранения биосферы и развития цивилизации, а в пятых - на строжайшем контроле над деятельностью человека, которая может принести вред, как ему самому, так и окружающей среде.

Для того, чтобы выжить, человечество должно избавиться от доминанты денег и создать новую доминанту, которая будет направлена на взаимодействие человека и природы, прийти к развитию научно- организованной, управляемой, эколого-социально-экономической системе, о которой мечтали такие крупные ученые, как В.И. Вернадский и другие.

Эти этапы гуманной деятельности человечество должно пройти сообща. А это значит, что сегодня, как никогда прежде, важны тесные контакты не только ученых, работающих в разных областях науки, крупных экономистов, а также руководителей ведущих кампаний мировой системы, но и самое важное - глав государств.

Этот и только этот путь даст человечеству возможность спастись от самоуничтожения!

Беседу вела Новелла Иванова
Специально для Столетия


Ермакова Ирина Владимировна (1952, Москва) — доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Член экологической женской Ассамблеи при ООН.

Источник: http://www.stoletie...._2011-03-30.htm

#2 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 08 June 2011 - 16:28

Что такое дауншифтинг и апшифтинг?

21.04.2007
11234.jpg


Помните советский фильм «Три плюс два»? Для тех, кто не смотрел: там трое друзей мужчин каждое лето в отпуск отправлялись не просто на побережье моря, а в определённое место этого побережья и проводили там все свои отпускные деньки в почти полной отрешённости от цивилизации, а по прибытии «в мир» не стремились к росту на работе. Неотменной частью такого отдыха было отпускание бороды. Но не это главное.

Оказывается, стремление к такому времяпрепровождению имеет даже своё название – апшифтинг, а подобное отношение к работе зовётся дауншифтингом. Термины эти в России появились пару лет назад. Слова заморские и обывателю не совсем понятные. К этому добавляется и то, что понимание их у нас и «там» разное. Так что же это такое?

Дауншифтинг (downshifting) – это переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней, а также отказ от предметов роскоши и карьерных перспектив в будущем.

Само понятие «карьера» в большинстве случаев связывают с постоянным движением вверх, с покорением новых рубежей, а также с профессиональным и должностным ростом. Но приверженцы дауншифтинга своим примером показывают, что, по карьерной лестнице можно не только подниматься, но и спускаться, причем абсолютно добровольно.

Движение современных «отказников» от их более успешной бизнес-жизни противопоставляется образу яппи – молодого, невероятно честолюбивого и амбициозного «белого воротничка», придерживающегося своеобразного мировоззрения. Работа и карьера, непременно с жесткой установкой на лидерство, для яппи кумир номер один, имидж и социальный статус – кумир номер два. Любой успешный карьерист-яппи является заложником собственного положения: его траты направлены на приобретение престижных вещей ради очередного карьерного рывка, и так может продолжаться до бесконечности.

Главный внешний признак дауншифтинга – отказ от карьеры в таком её виде – замкнутого круга бесконечного потребления, демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых обществом, ради иных жизненных ценностей, прежде всего семьи, хобби, психологического комфорта и заботы о собственном здоровье. По сути, дауншифтер – это человек, дошедший «до ручки» – нервного срыва, депрессии, которому уже не помогают успокаивающие нервы медикаменты. Не большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то, КАК он их добивается.

Слово «дауншифтинг» заимствовано из лексикона автомобилистов – так называется переключение коробки передач на меньшую скорость. Но как гласит поговорка: «Тише едешь – дальше будешь», т.е. при таком ритме достигнешь большего, нежели новая машина, яхта и замок, а именно – найдешь себя и гармонию с самим собой. В каком-то смысле дауншифтинг можно рассматривать как этап к апшифтингу – полному отказу от прошлой жизни. Но апшифтинг свойственен только «радикалам» в поиске себя.

Апшифтеры – это радикально настроенные дауншифтеры, предпочитающие вообще сойти с дистанции, занявшись совершенно иным видом деятельности и пожертвовав наработанным за долгие годы статусом и положением, в то время как большинству бывает достаточно спуститься вниз на одну-две ступеньки карьерной лестницы, уменьшив объем ответственности и должностных обязанностей. Существует вариант и временного дауншифтинга, с возможность возобновления карьеры после тайм-аута.

Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) – это всегда революция в ответ на требования компании. Дауншифтер – корпоративный бунтарь, неожиданно подставляющий свою компанию (да и отрасль в целом). Таких не берут в космонавты, то есть в Procter&Gamble, Mars и прочие цитадели коммерческой стабильности. Самое интересное, что как раз такие компании и являются основными производителями дауншифтеров – корпоративная этика требует многого, давая взамен лишь деньги и статус, значащие для человека далеко не всё.

Вместе с солидными заработками, красивой жизнью и уважением окружающих нередко настигает целый букет заболеваний – результат «сгорания на работе». Дауншифтинг в таких условиях является, как правило, вынужденным, о нем задумываются, лишь когда вопрос встает ребром: или карьера, или здоровье. Чуть менее важным основанием для отступления является стремление минимизировать юридические риски – «меньше знаешь – лучше спишь» (меньше будет способов придраться к тебе у работников органов). Желание проводить больше времени с семьей и детьми или посвящать себя любимому делу тоже приводит людей к идее ограничить свои аппетиты на работе.

Следует помнить, что чем раньше человек начнет прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу – тем меньше вероятность, что ему придется от чего-то отказываться – «играть на понижение». В классическом понимании дауншифтинг — это всегда выбор между доходами и стрессами, с одной стороны, и душевным комфортом за меньшее вознаграждение, с другой. Так что выбор всегда за вами, а не за вашим руководителем и партнёрами.

Илья Мирошниченко

Источник: http://shkolazhizni....chive/0/n-5067/

#3 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 11 June 2011 - 16:31

Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине


Прикрепленное изображение: homeless-stars-04.jpg


«Девочка моя!

Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.
Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях.

Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом.

Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.

Я твой отец, Джеральдина!
Я Чарли, Чарли Чаплин!

Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним иговорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!» Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили:
«Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?» Да, я Чарли! Я старый шут!

Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Тыдолжна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.
Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: »Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина. Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою
сказку – никогда. А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом собирал милостыню.

Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой. Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранилибросаемые монеты. И все же я жив, так что оставим это. Лучше поговорим о тебе. После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка!

В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город.
Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они».

Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине. Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было
такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены.

Я умру, но ты будешь жить. Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу.

Я немало провел времени в цирке. И всегда очень волновался за канатоходцев. Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната.

Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо. Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех. А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем. Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом.

Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка.
Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым. Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых. Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз
не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес. Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать.

Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.

Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком.

Постарайся и ты.

Целую тебя, Джеральдина.
Твой Чарли.
Декабрь 1965 г.»

Источник: http://sobiratelzvez...ri-dzheraldine/

#4 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 11 June 2011 - 16:34

Далай-лама: людям нужны не деньги, а сострадание

11.06.2011
Прикрепленное изображение: 1291094346_dalay-lama.jpg


Увеличение количества самоубийств вызвано отсутствием сострадания в обществе, и мы должны стать более ласковыми и отзывчивыми друг к другу, если хотим изменить мир к лучшему, сказал Далай-лама.

Обращаясь к тысячам своих последователей в Мельбурне, духовный лидер Тибета говорил об истинном смысле счастья.

"Замена любви жадностью принесла человечеству только разочарование и одиночество", - напомнил Далай-лама. - Деньги и материальные блага приносят лишь временное счастья, но не создают истинный мир и гармонию внутри нас".

Он призвал людей проявлять сострадание и растить молодое поколение в любови, чтобы они могли создать более счастливый мир, чем тот, который существует сейчас.

"Создание моральной этики на основе привязанности и любви – это, в конечном счете, единственный ответ", - отметил Далай -лама. - Нам нужно обучать моральной этике, начиная с детского сада и вплоть до университета ... только тогда, я думаю, можно реально надеется на преобразования и изменения к лучшему в нашем обществе".

"Пожалуйста, прививайте новому поколению чувство сострадания", - подчеркнул он в заключении.

Источник: http://mignews.com/n...4254_99626.html

#5 irina-sssr

irina-sssr

    Ирина

  • Редакторы
  • 264 сообщений

Отправлено 08 December 2011 - 21:54

Что такое потребительское общество?

Так называемые развитые страны Запада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительское общество - общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что это и есть то общество материального благополучия, которое обещали построить коммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, только западная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будто бы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу стране может и быть по настоящему счастлив. Попробуем разобраться так ли это?
Википедия даёт следующее определение потребительского общества:
«Потребительское общество - политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменением структуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличением свободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализацией потребления».
Думается, что это определение не объективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.
Совершенно очевидно, что определение принадлежит перу апологета либерализма - идеологии далеко не всеми приветствуемой!. Причиной создания потребительского общества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижении продолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот, и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасение всеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса, с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов - с другой. Известно, что капиталистический способ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчность человеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угроза перепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки уже распределены. Этим рынком и становится потребительское общество - общество с постоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированием соответствующей системы ценностей и установок! Отметим, что термин «общество потребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм один из идеологов этого феномена. Другой мыслитель - Жан Бодрийяр, исследовавший проблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке его книга вышла в 2006 году) даёт потребительскому обществу более реалистичную, чем приведенная выше оценка Википедии. Он считает, что потребление вообще - есть психологическая реакция, природа которой бессознательна. Избыток предметов потребления - только мнимое изобилие. Общество потребления - это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие - следствие тщательно маскируемого дефицита и имеет смысл только для выживания существующего мира. Потребительское общество - есть следствие возведения в культ социальной дифференциации, направленной на оправдание необходимости экономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации - необходимости бедности и войны, преследующих одну цель - создание условий для наращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечить стабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всё новые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Земли ограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен! Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!
Человеческое счастье в потребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологией потребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводит к ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредством внедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальной дискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.
Сегодня на Западе уже не существует рационально потребителя. Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит социальное отличие - стремление человека выделиться из толпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам - стремление отличиться. Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётся неудовлетворённой! Общество потребления буквально толкает человека на активное потребление, наказывает за пассивность и экономичность, ибо такое его поведение ведёт к утрате потребительской способности общества, падению рынка, кризису, чего, естественно, опасаются, прежде всего, хозяева жизни, - это грозит им утратой всех привилегий.
В потребительском обществе, - считает Бодрийяр, - отношение массовой культуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления. Как в основе моды лежит устаревание предметов потребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременного использования. Согласитесь, читатель: современное искусство, в частности, не создало ни одного произведения, которое бы претендовало на звание классического! Ныне и у нас в России уже искусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для «культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского общества является китч - никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характерный лавинообразностью распространения. Это ни что иное, как способ приобщения к моде, приобретение отличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольном заболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарным поп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, как впрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропало понятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!
СМИ, в абсолютном большинстве своём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Они просто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность», состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляют жить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, - лишают его возможности размышлять, анализировать реальность!
Общество потребления насаждает настоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота, эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тоже имеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеет своих потребителей - других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики и т.п. Сексуализация предметов потребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку их производителям. Стыд и скромность, целомудрие и человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом - становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив: распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежение традиционной моралью - признаками высокого общественного социального статуса (продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!
Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе о них. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы и алчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществе маскируется лицемерным участием и доброжелательностью. Услужливость и раболепие скрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушить общество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществе появился новый вид насилия - насилие вещизмом, доказывающий его недолговечность и неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западного человека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачным богатством - «золотым тельцом». Как утверждает Бодрийяр, в потребительском обществе постепенно исчезает, гибнет Человек!
Несмотря на то, что потребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и в целом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. С некоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ. "потребитель»).
Консюмеризм - потребительство, перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью. Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства посредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовольствие, чем покупаемый предмет. Человеческое счастье ставится в прямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью и смыслом жизни! Это уже какой-то новый гедонизм! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости и основой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ, конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревле прибегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление. Статусная трата - это желание показать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее же время показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужен такой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хуже соседа!» - рассуждает обыватель. Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свой потребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов это пиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры - всё, что позволяет заполнить время массового небогатого обывателя. Именно этого добиваются хозяева! И, надо признать, достигли в этом больших успехов. С удовлетворением отметим, что критика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировые религии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковь предлагает с ними бороться. Папа Иоанн Павел II считал консюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!
Сегодня и в России и на Западе уже многие считают, что потреблятство - нечто заразное, вирус, болезнь, наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, от потребления совершенно ему ненужных для жизни товаров и услуг. Но США - первая страна, где это приобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалисты используют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни по всему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобального процесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительно легче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных, примитивных потребностей. Стеклянные бусы, зеркальца, другие украшения и «огненная вода» издавна использовались колонизаторами! Современное потреблятство - это особый образ мыслей, особое понимание действительности:
1) Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).
2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешь купить (отсюда и культ «золотого тельца»!).
3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое (надёжность изделия перестала служить критерием его качества, пропало уважение к предметам человеческого труда!)
Деньги правят современным западным миром. Абсолютно всё покупается и продаётся! Оглянитесь вокруг: сколько вы увидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Это особенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили: «Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди» в борьбе за власть и деньги!
Если подумать, то потребительское общество - это общество сплошных рабов, рабов «золотого тельца». Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разница заключается только в цене! В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет его здоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обучения физкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики! Раб должен быть здоров, и понимать язык хозяина! Сегодня быть больным не только не престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоит удивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащий ремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современной литературе. Человек - герой романа - предупреждается о сроке принудительной эвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназия добровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемся известию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом они даже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали это высшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества, живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же - раб «золотого тельца»?
Как уже говорилось, общество потребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимость всестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Это ускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их как личностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами и поддерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процесс манипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!
Ныне даже мыслящая часть американцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США - ни что иное, как результат сознательного деяния властей ради достижения экономических целей - прежде всего продления существования капитализма. Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателем автомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуется творениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. А это ущемит интересы хозяев. Вот власти и стараются не допускать роста общей культуры населения. Разве не это происходит сегодня у нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!? Настоящие патриоты России отрицательно относятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, в частности. К голосам протеста присоединилась и русская православная церковь. Патриарх Кирилл приводит следующие доводы: «Простые люди, покупая новую вещь радуются. А безудержное потребительство убивает эту радость. Таким образом, человек обкрадывает себя. Если всё наше общество встанет на путь такого безудержного потребления, то земля наша и её ресурсы этого просто не выдержат! Давно доказано, что, если средний уровень потребления будет такой как в США, то основных ресурсов хватит только на 40 - 50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем так жить. А если все не могут так жить, так что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?» К сожалению, по данным «Российской бизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российского потребительского рынка - 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый на примере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большую отрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками, преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитию процесса глобализации по-американски. В новой России уже пышным цветом расцвёл вещизм - пристрастие к материальным ценностям в ущерб традиционным для нашей страны ценностям духовным. Россия из самой читающей и образованной страны на планете Земля превратилась усилиями реформаторов в рядовую страну третьего мира, пока ещё имеющую ядерное оружие. У нас появилась прослойка неграмотных граждан, что было совершенно изжито в СССР.
Чем же ещё характерно такое общество? Чего в нём больше: положительного или отрицательного?
Общеизвестно, что капитализм основан на активном товарообмене. Вместе с техническим прогрессом наступает время, когда количество людей, занятых в сфере производства, становится меньше, чем их количество, занятых в сфере обслуживания и торговле. Торговля теперь при меньшем напряжении сил приносит больше дохода, чем производство товара. Всё продаётся и всё покупается! Человек так же становится товаром. Появляется термин «человеческий капитал». Производство всё теснее связывается с потреблением. Бизнес производит не только материальные, но и духовные ценности. Он формирует вкусы человека, его желания, систему ценностей, нормы поведения (мораль), жизненные интересы. Важнейшую роль при этом играют СМИ и реклама - средство воздействия на сознание потребителя материальных и духовных благ. Конкуренция производителей, присущая капитализму, порождает и конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится всё больше потреблять. Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики человека, но и его социальный статус. Сегодня в России процветает то, над чем смеялись в 70-х - 80-х годах, говоря о южанах-торговцах фруктами на рынках: «Большой человек должен носить большую кепку!» Только сегодня о статусе россиянина свидетельствует не большая кепка, а большой автомобиль!
Развитая система кредитования превращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основано на вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателя в свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитные возможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовому долгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом, стариками, родиной!
Приобретения в потребительском обществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически даже при намеренно сниженном качестве (надёжности) товаров. Вещи могли бы служить ещё годы, но должны быть заменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо». Человек должен покупать, покупать и покупать, иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретя товар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилось что-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулирует экономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли это хорошо и как долго может продолжаться? Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил даже Пётр Мостовой - активный соавтор либерализации экономики России (См. сайт ПОЛИТ.РУ).
По его словам ещё в середине XIX века было замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребитель товаров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя в обратном. Для того, чтобы всё возрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был создан потребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая, эффективная форма социального контроля: конфликт на работе - безработица - кредитный долг - санкции. Система на деле эффективнее всякой репрессивной! С другой стороны всякий кредит - это фиктивные деньги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальный сектор экономики составляет только 15% от ВВП, а 85% - это рынок финансовый. Примерно тоже происходит в России. Иными словами, деньги появились, а ничего ещё не произведено! Нужны рынки сбыта! Первая Мировая война шла за рынки сбыта для Запада. Вторая - за передел рынков (обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового идёт «война эпохи ВТО», война экономическими методами. Зададимся вопросом: почему сегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-то развитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведь можно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Запад потеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров! Задачей в новой войне ставится - прежде всего, не допустить чужих на свои внутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает! Она не хочет даже сопротивляться. Почему и кому это нужно - вопрос отдельный!
Всем ясно, что сегодня ограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны за ресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «У соседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!» Не ожидает ли Россию участь Ливии, а её руководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстом говорил в сенате США сенатор Маккейн.
Жизнь людей, запрограммированных на потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске. Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как и американцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговоры ведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал! Но ведь для Человека потребность души, духа и является базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребности материальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной и духовной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова специфика потребительского общества.
Даже безработный в этом обществе не перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы. Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское общество сохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца до российского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится! Он приучен жить «красиво».
Экономика потребления и информационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучают людей думать. Надо признать, что человека потребительского общества весьма трудно изменить так, чтобы безболезненно, легко перейти к образу жизни подобному советскому, когда на машинах ездили десятки лет, обувь и одежда служили пока не износятся, излишки продуктов питания не выбрасывались в помойку. При этом ещё и воспитывая людей духовными, нравственными. К счастью, сегодня уже многие россияне ностальгируют по прошлому, готовы отделиться от Запада и создать на Родине нечто подобное СССР. Эти люди понимают, что ресурсы Земли очень ограничены, чтобы сохранить жизнь придётся рано или поздно перейти к экстенсивной форме потребления, то есть, думают не только о себе, но и о будущих поколениях!
Беда в том, что в обществе потребления индивидуальные потребности населения страны далеко выходят за рамки борьбы за физическое выживание. И это относится не только к богатым. Потребление становится инструментом социокультурной интеграции населения. Массовое производство позволяет потребителю конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Общество производит символы различия, знаки, позволяющие индивиду не слиться с толпой. Можно, например, не демонстрировать своего шикарного коттеджа всем и каждому, но показать другими способами, что его имеешь. Вспомним: «Большой человек носит большую кепку!»
В потребительском обществе хождение по магазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формы общения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всё больше определяются рынком - практической пользой. Люди, живущие в соседних квартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседей бесполезными и не ожидая от них добра и соучастия. Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи, на глазах разваливается! Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе! На глазах ныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура. Ещё совсем недавно мы жили в культурной среде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношения к предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуется совершенно противоположное - расточительство, основанное на кредите! Стала нормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русского неприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долг никто не стреляется!
Реклама - важнейший элемент потребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной. Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания и способна насиловать сознание! Именно отсюда следует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков - различного рода «звёзд» и скоморохов. Эффективной экономической деятельностью становится продажа брендов - марок порой совсем ничем не выдающихся товаров. Мода является двигателем производства и сбыта! В ущерб качеству товара делается привлекательной его упаковка. Для сбыта она важнее качества. Сегодня россияне убедились на собственном опыте в том, что красивая и дорогая обёртка вовсе не свидетельствует о высоком качестве товара!
Образование, медицина, да и вся государственная деятельность в потребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасно многие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Законом о государственных услугах. Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует! На рынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает! Не стоит удивляться и тому, что государственные должности - тоже товар, имеющий свою цену!
Неустанная погоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует в потребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились «трудоголики» - люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным ради денег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы не слиться с толпой!» Слово «трудоголик» созвучно со словом «алкоголик». Объединяет таких людей то, что оба они заражены вирусом потреблятства: один неуёмной погоней за долларом, другой - за бутылкой. Остановить и того и другого в их погоне за призрачным «счастьем» очень непросто!
Итак, капиталистический способ производства на определённом этапе развития порождает тенденцию к формированию общества потребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления в центр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениями во всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики. Общество потребления - это целенаправленный синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека, обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма и буржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!
Особо отметим, что потребительское общество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, для этого потребовались бы ресурсы пяти таких планет. Запад, из опасений народного бунта, естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровня потребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращение населения Земли. Теоретики либерализма уже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однако большинство людей не желают задумываться о будущем своих потомков. Увы, Г. Форд был прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являются наказанием! Они не хотят понять, что идея глобализации по-американски - это реализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО - один из инструментов, обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотого миллиарда»!
В отличие от развитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется в кризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то часть населения уже живёт в них, большинство же довольствуется виртуальным обществом потребления, которое наблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах больших городов. Перспектива доведения потребления материальных благ в России до уровня американского, не реальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вот воспитание человека, подобного американцу, - потребителя, раба «золотого тельца», протекает в России вполне успешно! И, наконец, может ли быть счастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте? Думается, что вопрос чисто риторический!
Источник http://www.newsland....tail/id/831885/