У каждого понятия, есть определение, одно из них, по поводу совести вы привели. Такие же определения есть у морали, нравственности, кротости и т.д.
Уважаемый СКИФ, Извините, но, для того,чтобы люди понимали друг друга, и могли до чего-то договариваться и приходить к какому-то консенсусу, они должны под одними и теми же словами понимать одинаковые вещи. Иначе произойдет то, что произошло в ходе данного обсуждения: "в огороде бузина, а в Киеве-дядька". Меня обвиняют в том, о чем я не говорил. А именно: обвиняют в отрицании моральных норм, а я говорил о совести. Еще раз объясняю: несмотря на разные определения рассматриваемых явлений, суть у них (определений) одна: моральне нормы - явление социальное, т.е. они общие для всех и для всех одинаковые. А совесть - это способ адаптации (истолкования, приспособления и т.д.) этих норм к индивидуальным запросам и потребностям каждого человека. Т.е. совесть - это, действительно, то, что у каждого человека свое. Если бы было иначе, т.е. совесть была бы для всех одна, это было бы замечательно, но это, увы, не так. Другими словами - мораль одна, а совестей столько, сколько жителей в стране.
То, что я привожу определение из энциклопедии, нельзя назвать крючкотворством. Потому что в энциклопедии включаются наиболее фундаментальные, устоявшие и апробированные временем и практикой формулировки. Особенно, если речь идет о БСЭ. И ваша ссылка на то, что есть другие определения, в данном случае значит очень мало. Можно, например, утверждать, что планета Земля плоская. Это тоже будет "другое мнение". Но это не значит, что оно имеет хоть какую-то ценность.
Что касается ваших ссылок на библейские сюжеты, то я их даже читать не стал. Эта аргментация для меня недоступна, поскольку я мыслю в рамках научной парадигмы. А это немножко другой язык и другая система аргументов. Кроме того, как сказано в правилах сайта - религия - это личное дело каждого человека. Можно, конечно, говорить, что "я думаю так, а все, кто думает иначе - неправы". Но, мы же здесь не для этого собрались. Потому что есть общепринятые вещи, которые, отражены, в том числе и в энциклопедиях.
Искать оправдание своим поступкам и иметь совесть, это две совершенно разные вещи.
Простите, не совсем соглашусь. Это не совсем разные вещи. Одно из предназначений совести - это как раз давать оправдание своим поступкам. Понятно, не единственное.
Есть люди совестливые и есть люди бессовестные, бесчестные.
Нет! Есть люди с одной совестью, есть с другой (см. приведенное определение. Совесть - явление индивдуальное. С позиций вашей совести - у меня совести нет. А с позиций другого человека, который меня лучше знает - есть. Потому что у вас и у него совести разные. И моя совесть, т.е. механизм адаптации моральных норм к моей личности ближе к его совести, чем к вашей.
В этом контексте обратите внимание на ваше (точнее Даля) определние морали. Ведь там говорится о том же, о чем пишу я. Совесть - это то, что в человеке! Т. е. на уровне субъекта! В этом ее главное отличие от морали. Мораль - это то, что в обществе! И она не может быть расяжима. Просто могут действовать разные системы морали. В чем-то они могут совпадать, а в чем-то нет. Например - светская и религиозная мораль. С позиций светской морали - убить человека за то, что он верит не в то, во что ты - преступление. С позиций религиозной - богоугодное дело. Моральный кодекс строителя коммунизма - это мораль. И формулировку "человек человеку - друг, товарищ и брат" вы никак не растянете, потому что формулировка не растягивается. Что сказали, то сказали. А то, как я буду понимать эту норму - будет определяться совестью. Вот здесь-то и начнется растяжение. И когда вы говорите, что есть люди совестные, а есть бессовестные, это следует понимать так: интерпретация этим человеком норм морали не соответствует вашей интерпретации (т.е. совести), или нормативным документам, которыми вы руководствуетесь в своей деятельности.
если он вольно, или невольно совершает неподобающий поступок, прежде чем искать себе оправдания, обычно кается.
Да ведь покаяние - это и есть механизм самооправдания!!! Неужели вы этого не видите? Я покаялся, значит я чист и могу грешить снова. Церковь и религия в этом плане очень заботятся о безнравственных людях, давая им такие удобные механизмы. Я кстати думаю, что это одна из причин такого всплекса показной религиозности, который мы наблюдаем в современной России.
а) мораль; б) совесть; в) нравственность.
Нравственность - это синоним мораль. А в остальном - цепочка верная. Т.е. она выглядит так: а) мораль, нравственность, б) совесть.
И не надо пытаться выстраивать друю схему. Есть общеизвестные истины. И мы забалтываем тему тогда, когда пытаемся навести тень на плетень и вместо того, чтобы заглянуть в любой серьезный справочник или словарь, начинаем изобретать какие-то собственные трактовки. А я должен потом должен объяснять эти прописные истины. Это я к тому, что прежде чем приписывать мне какие-то намерения, следовало бы, мне кажется, спросить у меня. Хочу ли я забалтывать тему или пытаюсь сделать так, чтобы над нашим форумом не смеялись. Это не обида, я готов продолжать объяснения сколь угодно долго, лишь бы быть понятым
.
мораль, это есть система представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, приличном и неприличном. Совесть, это механизм, определяющий степень соответствия поступков понятиям морали.
Ну, спрашивается, и что вы со мной спорили, если в конце концов стали утверждать мнение, близко к тому, о чем я говорил. Только уточните еще, что мораль - это система представлений.... дейтвующих на уровне общества, а совесть, это механизм... действующий на уровне личноси. И все, больше я ничего не утверждал.
Так что все далеко не так, как вы тут говорите.
Прелестная формулировка. Восхищен. А как я говорю? Жаль, уважаемый товарищ Flanker, что мы с вами не являемся близкими знакомыми (не говорю друзьями, боюсь, что это вызовет у вас возмущение). Если бы мы были с вами знакомы ближе, я бы обратился к вам с просьбой написать, как вы поняли то, что я написал. Увы, я с такой просьбой к вам обратиться не могу, хотя очень жаль. Я действительно жалею об этом, постарайтесь мне поверить.
Ну что же , продолжим прения...
Спасибо, Ирина! "А караван идет!"