Отправлено 07 January 2011 - 15:10
История, которую я имею честь вам поведать, произошла тридцать с гаком лет назад в моей деревне. Если кто не помнит то счастливое время, то напомню: в деревнях тогда существовали колхозы. Хорошая, должен сказать, была форма организации ведения общего хозяйства. Настолько общего, что некоторые колхозники грани между своим личным подсобным хозяйством и коллективным стирали напрочь , естественно, не без помощи водки. И герой моего повествования к сему напитку относился не то, чтобы трепетно, но с особой симпатией. Жить без нее не мог… Коренным жителем тех мест он не являлся. Так, прибыл на ПМЖ со своей семьей с неведомых просторов СССР. Забавный был мужичок. Не мужик, а именно – мужичок: росту далеко не гренадерского. Коротконогий… За эту особенность строения его тела местные «злые языки» дали ему прозвище «Коротколапый». Но он на погоняло не обиделся и быстро вошел в доверие к местному населению. По национальности пришлый был явным чувашем, хотя и носил хохляцкую фамилию и имя Николай. Жена его была тоже чувашкой. Они даже журнал «Капкан» выписывали. И как истинный представитель этой народности Поволжья, кроме пристрастия к водке Коротколапый умел и любил воровать. Но не у односельчан, а в родном колхозе. Должность он занимал «хлебную» - служил скотником на местной МТФ. А там всегда было что украсть: клок ли сена, мешок зерна и проч. Хотя украденное шло далеко не на прокорм скотины на личном подворье. Все взятое на службе подлежало обмену на универсальный эквивалент – бутылку водки. Чуваши ее вежливо именовали «Путылька»… Так вот ради этой «путыльки» и тянул Коротколапый всё, что плохо лежало. Пособником в этом нелегком , в прямом смысле слова, деле был полагающийся скотнику по нормам положенности и штатному расписанию мерин. Кличка у него была Серко. Ничем особенным мерин не отличался. По крайней мере до той поры, когда его возницей стал вороватый чуваш. Ну ладно, украден мешок пшеницы, выменян на эквивалент. Но душа же горит, а дядя Коля не был алкашом. Не умел он пить в одиночку… И, надо сказать, всегда находил себе собеседника. Правда, к себе домой его не звал. Предпочитал общаться на нейтральной территории, справедливо опасаясь лишнего горла, ведь супруга Николая тоже была не дурра выпить! И вот, общаются мужики, а верный Серко скромно ждет окончания светской беседы у ворот дома визави своего хозяина. Час ждет, два ждет… Финал беседы за сравнительно короткий срок конь изучил: хозяина вынесут из избы и погрузят в сани или на телегу (это, понятно, по сезону… Приезжих почему-то шокировал вид уныло бредущей лошади , в санях или телеге которой не было видно возницы… А конек конечную точку своего маршрута знал получше любого навигатора :хозяина надо доставить домой! Перед усадьбой скакун переходил на легкий галоп и оглоблей открывал створки ворот. Потом издавал дикое ржанье, тембру и силе которого позавидовала бы лошадь Пржевальского. Сей сигнал означал для хозяйки одно: мужик доставлен до крыльца , Серко свою миссию выполнил. Далее женушка трелевала мужика в хату… Впрочем, летом ей эту процедуру было лениво выполнять и дядя Коля частенько встречал рассвет, лежа на телеге. Но в один злополучный день в аккурат накануне Рождества случилось непредвиденное: хозяйка выпила, видимо, несвежей водки вот и сморил её Кумарбек после третьей «путыльки». Да так сильно, что не услышала она командного ржания Серко… Неладное утром первыми почуяли коровы на ферме, так и не дождавшись визита Серко с положняковой порцией сена. Завфермой, услышав возмущенный коровий хор, тоже возмутился и отправился к скотнику домой. Во дворе усадьбы его встретил потерявший голос конь и не подававший признаки жизни скотник… В избе начальство обнаружило не подаювшую признаков жизни хозяйку… Впрочем, вернуть её к жизни удалось с помощью стакана водки. А вот воскресить дядю Колю уже не смогли даже полкило водки… Окоченел Николай на пятидесятиградусном морозе… Супружница евойная трохи погоревала. Выпила на тризне лишку и затянула песню на родном языке. Уж не знаю, может у них так по обычаям положено – петь на похоронах… Но вдовствовала она не долго. И благодарить в устройстве новой жизни ей надо было …Серко. Ведь он после похорон своего верного возницы продолжал следовать к конечной точке их с Николаем маршрута. А взамен дяди Коли скотником назначили мужика тоже не равнодушного к водке. Причем, неженатого. И пока у него была толерантность к определенной дозе алкоголя, он корректировал маршрут коня. Но толи водку крепче делать стали, толи уставать стал сильнее скотник, а однажды заснул в санях и утром проснулся в постели вдовы бывшего хозяина Серко… Да так и остался там жить. И жили они не сказать, чтобы долго, но по- своему счастливо. Пить на стороне новобрачному расхотелось напрочь. Видимо, не хотелось повторить судьбу Николая. А посему пил только дома. Вместе с женушкой. Этот обычай осиротил и детей дяди Коли, и нажитых в общем браке… Просто в эпоху «лихих 90-х» умерла эта дружная парочка от «паленки» … P.S: надеюсь, меня в национализме не будут обвинять чуваши? В каждой нации и народности есть разные люди. Но вот в нашем районе проживали именно такие переселенцы с Поволжья. Уж не знаю зачем, но в 50- 60-е годы было массовое переселение чувашей в Сибирь. В тоске по своей малой Родине они свои деревни называли Айтат, Табак (с чувашского это слово переводится очень нецензурно!), Российка. Причем в нашем районе Россиек было четыре:Малая Российка, Средняя Российка, Большая Российка и просто Российка. Население в них было сплошь мононациональным.... Сейчас в этих деревнях (забытых и заброшенных) выживает очень малое количество народа. Основатели же деревень - чуваши и их потомки- вымерли от беспробудного пьянства. Многие - в довольно молодом возрасте. Причем, водка производства СССР не вызывала прямых смертей от отравления ею. Погибали, в основном, от переохлаждения в нетрезвом виде; в результате несчастных случаев, сопряженных с употреблением водки... Массовый же мор от отравления водкой пришелся на "лихие 90-е", когда "паленкой травились целые семьи, улицы, деревни...