15.01.2011
Страстные репортажи о кровожадных московских скинхедах затмевают собой ту обеспокоенность, которая существует у русских по поводу национализма иного рода.
Я вырос в тихом подмосковном поселке, похожем на любое другое место за исключением того, что в нем размещались студенческие городки трех вузов и академий, один из которых был особенно популярен среди иностранных студентов. Слово «иностранец» в советские времена означало гражданина страны, которая была союзницей СССР. Вы до сих пор можете встретить почти в совершенстве владеющих русским языком врачей и инженеров в любом уголке нашей планеты – от Афганистана до Замбии. И они с огромной теплотой вспоминают свои студенческие годы.
Московский технологический институт в Тарасовке был особенно популярен среди африканских студентов. Выйдя из электрички и направляясь к своей даче, вы могли встретить скорее группу высоченных баскетболистов из Ганы, чем классическую русскую бабушку с шалью на голове и с палочкой в руках. Я до сих пор помню одну совершенно удивительную сцену. Я пошел как-то купаться на Клязьму. И там я увидел просто идеальную репродукцию картины Васнецова «Аленушка» - деревья, камни, тростник и девушка, сидящая в печальной и задумчивой позе. Единственное отличие от этого шедевра мистического реализма передвижников состояло в том, что героиня была чернокожая, а волосы у нее были заплетены в сотню тонких косичек. Возникало какое-то идеальное впечатление смешения культур, в котором я, как и другие обитатели этого тихого российского поселка, жили на протяжении десятилетий.
Я вырос, веря в то, что живу в подлинно интернациональной и гостеприимной стране.
Меня трясет от злости, когда читаю «мнения экспертов», как доморощенных, так и зарубежных, о том, что Россия - это от природы расистская страна, преследуемая призраками ксенофобии. Почти в каждом сообщении из Москвы с рассказом о волнениях на этнической почве звучат заявления о том, что городские улицы кишат кровожадными скинхедами, ищущими очередную жертву неславянской внешности, а газетные полосы квадратными метрами отдают под материалы, которые я называю «нацистской порнухой»: снимки крупным планом молодых людей в вязаных шапочках, тянущих руки в римском приветствии.
Но у меня на сей счет совершенно иное представление. За последние месяцы несколько моих друзей подверглись в Москве нападению; в них стреляли, их били, им наносили удары ножами. В каждом случае нападавшими оказывались группы молодых людей из разных кавказских республик, в основном из Дагестана. И в большинстве случаев их в отделении милиции отпускали, даже ни о чем не предупреждая. Большая часть кавказских республик имеет своих «спецпредставителей» в других регионах России, которые готовы прийти на помощь землякам, оказавшимся в беде. Чаще всего это означает вытаскивание их из милиции. Журналист из газеты «Известия» Дмитрий Соколов-Митрич утверждает, что вмешательство этих самых «спецпредставителей» мешает кавказской молодежи по-настоящему интегрироваться в российском обществе и создает «культуру безнаказанности». Другой журналист Александр Митяев, которого вместе с друзьями избила в кафе группа кавказцев, говорит, что милиция делает все возможное – чтобы не начать уголовное расследование. Жертвам часто советуют забрать свои заявления со словами: «Вы же знаете, что это ничего не даст, поэтому давайте не будет терять и ваше, и наше время попусту».
Я не говорю, что опасности русского правого экстремизма не существует. Но существует и национализм совершенно иного рода, который действует в прямо противоположном направлении. Многие русские хорошо знают, что это такое – стать жертвой этнических преследований. Тому масса примеров: и унижающие достоинство «паспорта чужих» в прибалтийских государствах, и издевательства в студенческих общежитиях и казармах (достаточно вспомнить дело Максима Сычева, который погиб в Ростове после конфликта со своим сокурсником-ингушем). Немногочисленные православные храмы, оставшиеся на Северном Кавказе, существуют в условиях постоянной угрозы осквернения – потому что это храмы РПЦ. Но фактически никто из представителей российской власти, западных СМИ и активистов-правозащитников не признает существование этих проблем.
Западные журналисты, пишущие об этнических проблемах в России, не просто несправедливы, недобросовестны и пристрастны. Они своими статьями усугубляют эти проблемы. Российские власти, озабоченные репутацией и имиджем страны в преддверии чемпионата мира 2018 года, реагируют на подобные истории-страшилки ужесточением мер против весьма умеренных правых организаций, обеспечивая дальнейшую радикализацию их и без того опасных собратьев экстремистского толка. При этом они полностью игнорируют причины беспорядков, боясь, что на них наклеят ярлык расистов.
Именно это заставляет русских, даже тех, кто прежде был совершенно аполитичен, приходить на митинги и демонстрации, подобные той, что состоялась на Манежной площади (на самом деле, сейчас созревает совершенно новое протестное движение, планирующее проводить митинги 11 числа ежемесячно). И дело здесь отнюдь не в какой-то патологической ненависти к людям с другим цветом кожи. Наибольшая опасность заключается в том, что инициативу на таких митингах могут перехватить по-настоящему злобные правые экстремисты со своей ненавистью к иммигрантам.
Но мы не расисты. (Почти) любой иностранец рано или поздно обнаруживает, что русские, несмотря на свою кажущуюся холодность и грубость, могут оказаться самыми приятными и гостеприимными людьми на свете. Да, мы пока не освоили культурную чуткость и восприимчивость Запада, и то, что в России считается добродушным подшучиванием, может оказаться грубым расистским оскорблением в других странах. Но это не превращает нас в ксенофобов. Единственное, что мы ненавидим по-настоящему, это несправедливость. Мы не хотим крови; мы хотим справедливого правосудия для каждого – и неважно, есть или нет у них «специальные представители» и выступающая в их поддержку влиятельная диаспора.
Заниматься этим должны российские власти. Но, пожалуйста, прекратите изображать нас как вечное зло.
"The Guardian", Великобритания
Источник:
Оригинал:
Хочу добавить свой комментарий к этой статье. Недавно, на просторах Сети, наткнулся на один материал, опубликованный Азербайджанским информационным агенством Vestti.az. Я долго не решался его опубликовать, потому что не знал, как он будет воспринят нашими читателями. Тем более, что недавно нам пришлось пережить московские события 11 декабря, которые, я уверен, отозвались большой болью и горечью в сердцах всех честных людей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Да, и накал эмоций был высок. Сегодня же, все-таки рискну дать этот материал, в качестве комментария к вышеприведенной статье из "The Guardian". Вот эта статья:
08.01.2011
Для любого азербайджанского, тем более бакинского ребенка, выросшего (или до сих пор растущего) в родных стенах, на родной земле, снег является сказкой. У нас ведь в Баку он как часто идет? Ну, один или максимум два раза в год, зимой, и лежит максимум 3-4 дня. А потом все. Грязь. И никакого удовольствия.
Естественно, санки в Баку вряд ли у кого есть. Коньки и лыжи – аналогично.
В Москве я и моя семье будет находиться около полутора лет. Приехали мы сюда несколько дней назад. В снег. Дети конечно в восторге. Решил, пользуясь случаем, купить им санки. Когда еще покатаются. Тем более в Москве вряд ли найдете семью, у которой не будет санок.
Купили. Опробовали 30 декабря. Понравилось. 1 января решили повторить. Вышли в двор на горку всей семьей. Рядом катались другие дети с родителями. Некоторые гуляли с собаками.
Стоим, помогаем детям кататься. Рядом стоит парень лет 27-30. Возможно, чуть больше. Одет он был плотно. На голове помимо шапки у него был еще и капюшон от куртки. Так что вечером, так сразу и не определишь. Возраст то есть.
Гулял с собакой. Как выяснилось потом, зовут Долли. Породы лабрадор. Добрейшая собака, кстати была. Дети быстро с ней сдружились. Супруга панически боялась. Я был нечто средним между детьми и супругой. Правда, старался не выдавать некоторую настороженность по поводу того, как близко дети играли с собакой.
- Вы не бойтесь, собака не укусит, - обратился к нам хозяин собаки. – Она очень добрая. Это же лабрадор. Это собака-спасатель. Даже если ее ударить, она никогда не укусит. Так что не беспокойтесь за детей.
- Спасибо, а сколько ей лет?
- Три. Это девочка. Долли.
- Ясно. Хорошая у вас собака.
Пауза.
- Вы – армяне? – неожиданно спросил хозяин собаки.
- Что?
- Говорю, вы армяне, - немного засмущавшись, вновь переспросил собеседник.
- Нет, азербайджанцы. А что, похожи на армян? – спросил я, улыбаясь.
- Да, нет. У меня просто друзья – армяне, поэтому спросил.
- Уверяю вас, мы – азербайджанцы, - продолжаю улыбаться.
Пауза.
- Мы здесь недавно, - продолжаю разговор с собеседником. – Вы сами здесь живете, в этом районе?
- Да.
- Район вроде неплохой, нам нравится. Все хвалили. Вроде тихий. Культурный.
- Ну, как сказать...
- В смысле?
- Ну, здесь всяких уродов тоже хватает…Я сам стараюсь по вечерам из дома не выходить. Особенно в праздники.
- Серьезно? А мне казалось…
- Да, здесь, когда наши голландцев выиграли (имеет ввиду победу сборной России по футболу в четвертьфинале чемпионата Европы 2008 год – Авт.), народ от радости дорогу перекрыл…Били всех подряд.
- Не понял? Как били? За что? Ведь не проиграли же, чтобы злость срывать. Выиграли ведь…
- Ну, народ… кайф ловил. Всех били, кто под руку попадался. В основном приезжих.
- Мда, неприятно слышать, если честно.
Пауза.
- Я вообще-то тоже «правый», - продолжил мой собеседник.
- Вы хотите сказать, националист?
- Ну, да. Правда, на митинги я не хожу. Но ребят, которых поймали, которые, как я думают, их жалко. Их ведь милиция побила…Да, и одно пацанье там было.
- Вот именно. Подростки…Но как так? Вы же сказали, что у вас друзья – армяне. И при этом вы националист?
- Да. Ну, это армяне, с которыми я с первого класса рос. Я за них жизнь готов отдать.
- То есть лозунг: «Россия – для русских!» - ваш лозунг?
- Да, я его приемлю.
- И все же не пойму. Невозможно же быть правым, и дружить с «черными». Есть у вас какое-то объяснение такому противоречию?
- Ну, так получилось…такой я…придерживаюсь таких взглядов.
- Мда…ясно…
Пауза. Каждый занят своим делом. Через несколько минут собеседник, как бы извиняясь за те взгляды, которых он придерживается, задает абсолютно непонятный вопрос:
- А ваши мандарины скоро будут?
- Не понял?
- Ну, у вас же растут мандарины?
- Растут.
- Ну, скоро они будут в Москве? Люблю я их.
- Ну, вообще-то они уже есть на базаре. Можете купить. Да и к тому же мандарины растут не только у нас. Что до Азербайджана, то у нас много чего растет.
- Люблю просто мандарины.
Тут у меня закралась мысль, что собеседник мой, скорее всего, еще и навеселе. Правда, он через несколько минут достал из кармана какой-то энергетический безалкогольный напиток и стал поглощать. По поводу «навеселе» меня стали одолевать сомнения. В любом случае, общей картины это никак не меняло. Говорил он слаженно. Вроде адекватно.
- Слушайте, я не понимаю, как можно в такой холод (на улице было где-то 8 градусов мороза) еще и пить что-то?
- Да не, нормально. Только руки замерзают (банка была алюминиевая – Авт.).
Пауза.
- А вы снимаете здесь? – спрашивает хозяин собаки.
- Да, недавно тут. На время приехали в Москву.
- Можно узнать, чем занимаетесь?
- Учиться будем.
- Здорово, поздравляю. Красавцы!
Пауза.
- А у меня здесь еще одна квартира есть. Я ее сдаю. Двушка.
- Приезжим?
- Что, простите?
- Говорю, приезжим сдаете?
- Да, приезжим. Семья одна.
- Ну, извините, за вопрос, не славяне?
- Ну да. Не славяне. Семья одна. Семье-то лучше сдавать.
- Интересно получается. Деньги за квартиру от не славян - хорошо, мандарины вы любите, а вот приезжих нет. Несправедливо ведь. Разве не согласны?
- Ну, такой я…Таких взглядов придерживаюсь.
- Вы знаете, если вам по жизни попались непорядочные представители иных национальностей, это не значит, что все такие. Уроды ведь среди представителей всех национальностей есть. И среди русских, верно?
- Верно.
- Так может дело все же в воспитании, а не в национальности?
- Ну так я считаю…такой я…
Пауза.
- А это вы с грузинами воевали, да? – неожиданно спрашивает собеседник.
- Мы? Нет. Вообще-то у нас конфликт, с Арменией из-за оккупации Карабаха ими.
- А…ну…Карабах я знаю…да. Думал, у вас еще и с грузинами…У меня отец просто военный. Он где-то на базе в какой-то стране кавказской работал.
- В каких годах?
- Да, недавно. Несколько лет назад.
- Возможно, в Армении. Там есть российская база.
- Наверное.
Пришло время прощаться.
Попрощались.
- От души…от души поздравляю с Новым годом, - сказал собеседник.
- Желаю, чтобы ваши взгляды все же изменились, - сказал ему на прощание.
По дороге домой думал о том, что мой собеседник ведь так и не смог внятно объяснить причину своих националистических взглядов. И это он – человек, который с детства дружит с «черными». А ведь таких в Москве, да что там, в Москве, по всей России, наверняка сотни тысяч, если не миллионы…
Москва, Россия
Источник:
"- Да. Ну, это армяне, с которыми я с первого класса рос. Я за них жизнь готов отдать." - ну, что к этому можно еще добавить? Этот парень даже не смог дать вразумительного ответа на вопрос о том, почему он придерживается правых взглядов? Думаю, что вывод напрашивается сам-собой: Проблема национализма и ксенофобии в России, если и не надумана, то по крайней мере, искусственно создана. На самом деле, идея того, что произошло в Москве, 11 декабря, это есть проявление протеста против той несправедливости, которая творится в стране. И в этом трудно поспорить с Алексеем Ковалевым, автором статьи из "The Guardian". А то, какое развитие получили эти события-это чистейшей воды, провокация. Кое-кому очень выгодно разыгрывать национальную карту, проводить политику "разделяй и властвуй"! Вспомните, как разваливали Союз-главным мотором это процесса был национализм. Подумайте о том, что мешает Союзу возродиться - тот же национализм! Ведь плохо-то всем. И не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы не понимать, что когда вместе, тогда и выжить легче. Но... Опять... Национализм мешает сделать шаг навстречу друг другу! А теперь эта политика применяется уже против самой России, и направлена на ее расчленение. Вспомните разговоры об отделеннии Сибири и Кавказа! И когда об этом громко заговорили? Вот! То-то и оно! Так что, братья и сестры мои, есть серьезный повод задуматься!