Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
Ф.Шиллер
«Заговор Фиеско»
Ф.Шиллер
«Заговор Фиеско»
ПЕРВЫЙ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
(из стенограмм заседаний)
(из стенограмм заседаний)
25 мая 1989 года в 10 часов утра в Кремлевском Дворце съездов начал свою работу Первый Съезд Народных депутатов СССР.
На съезде был избран председатель Верховного Совета СССР - М.С.Горбачев.
И депутат Оболенский выдвинул свою кандидатуру на этот пост, но...
На съезде был избран Верховный Совет СССР.
В состав Совета Союза не прошел депутат Б.Ельцин. И депутат Казанник отказался от места в ВС СССР, чтобы уступить его Б.Ельцину.
Источник:
Казанник, Алексей Иванович
Казанник Алексей Иванович (род. 26 июля 1941, село Перепись Черниговской области УССР) — известный российский юрист и политик, доктор юридических наук (1991), профессор, Генеральный прокурор Российской Федерации (c сентября 1993 по февраль 1994). В начале 1990-х годов был известен тем, что, будучи избранным в Верховный Совет СССР, уступил своё место Борису Ельцину, тем самым повлияв на дальнейшие события в истории России.
Биография
Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 — в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975—1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год — заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время — кафедра государственного и муниципального права).
Политическая деятельность
Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.
После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992—1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 — член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.
Генеральный прокурор России
В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России». 5 октября 1993 года, сразу после разгона Верховного Совета, был назначен Генеральным прокурором РФ согласно указу президента Б. Н. Ельцина. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова, сотрудничавшего с Верховным Советом после указа о его роспуске. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко. На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с попытками путча в августе 1991 года и государственного переворота в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.
С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна. В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудящихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).
Источник:
---------------------------------------------------------------------
Итак, прошло всего каких-то пять лет. Давайте посмотрим, получилось ли все так, как хотелось бы Алексею Ивановичу. Вот его интервью "Независимой газете":
Алексей Казанник: "Я думаю, что в ближайшее время могут быть запрещены какие-то политические партии и ограничены права и свободы граждан".
За несколько часов до своего возвращения в Омск генпрокурор России дал интервью корреспонденту "НГ"
10.11.2000
- ГОСПОДИН Казанник, есть ли у нас сегодня генеральный прокурор России, и если да, то кто?
- Де-юре есть генеральный прокурор Казанник Алексей Иванович, поскольку для оформл ения моей отставки требуется постановление Совета Федерации. Но я думаю, что оно будет принято без дискуссий. Что касается исполняющего обязанности, то если меня нет де-факто, то его нет ни де-юре, ни де-факто. Дело в том, что ни Конституцией РФ, ни законом о прокуратуре не предусмотрено назначение исполняющего обязанности генерального прокурора со стороны. Им может быть только заместитель генпрокурора, и он назначается на период отсутствия генерального прокурора его распоряжением.
Ситуация здесь действительно сложная. Ведь президент Ельцин и его окружение при назначении Алексея Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора пошли на нарушение статьи 102 Конституции (пункт 1 "з" относит к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности генпрокурора РФ. - О.Р.) и закона о Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
- Предполагали ли вы, что Совет Федерации может не утвердить вашу отставку?
- По правде сказать, я об этом не думал. Во-первых, у меня были опасения другого порядка. Президент издал указ о том, что отставка генпрокурора принимается независимо от Совета Федерации. Логика была какая? Генерального прокурора Алексея Казанника назначал в октябре президент. Стало быть, Ельцин и должен принимать мою отставку, а не Совет Федерации. Но это было не что иное как попытка домыслить закон, именно так юристы и говорят.
Я назначался на основании пресловутого Указа # 1400, и тогда не было представительного органа государственной власти. Но в самом указе говорится, что он действует до принятия новой Конституции и созыва Федерального собрания. Совет Федерации в любом случае должен был принять мою отставку. Для меня самым главным было, что сенаторы, вопреки неконституционному указу, приняли этот вопрос к рассмотрению и разрешили его в соответствии со 102-й статьей Конституции. Для меня как юриста это было исключительно приятно. Я посчитал, что это - первый шаг на пути к правовому государству.
- И тем не менее, по определению многих, ситуация зашла в "юридический тупик". В президентских кругах считают, что вопрос с вашей отставкой решен и исполнять обязанности генпрокурора должен господин Ильюшенко. Совет Федерации, не утвердив вашу отставку, оставил генпрокурором господина Казанника. Третьи утверждают, что генерального прокурора в России сегодня вообще нет.
- Выход из сложившегося тупика состоит в следующем. Если бы разум восторжествовал, то я должен был бы издать распоряжение о назначении исполняющего обязанности генерального прокурора. Им мог быть только один из моих замов, и президент в срочном порядке представляет кандидатуру на утверждение в Совет Федерации. Этот прокурор будет уже легитимный, конституционный. Другого пути нет.
- Вы обозначили конституционный путь развития ситуации. А насколько реален другой поворот событий?
- Ситуация уже развивается по-другому. И я не думаю, что это самый оптимальный вариант. Президентская сторона настаивает на том, что Ильюшенко является исполняющим обязанности генерального прокурора, и он может принимать и административные решения (то есть по руководству кадрами), и процессуальные решения. Это путь не правовой. А если президент представит кандидатуру Ильюшенко на пост генпрокурора, а я в этом не сомневаюсь, то гарантирую - на Совете Федерации эта кандидатура не пройдет.
- Так каков же все-таки выход?
- Надо срочно представлять третью кандидатуру, исключая меня. При этом с сожалением констатирую, что для президентской стороны не имеет значения Конституция, не имеют значения законы, решения Совета Федерации. Просто они не допустят меня - физически не пустят в здание прокуратуры.
- Вы всерьез полагаете, что и до этого может дойти?
- Теперь уже нет. Я не хочу, чтобы различные ветви власти встали на путь непримиримой конфронтации.
Да и останься я генеральным прокурором, меня бы задушили теми же финансовыми методами - вся система недополучала бы деньги. Они бы пошли на какие-то организационные провокации, чтобы любым путем дискредитировать меня. Я этих людей хорошо знаю. Поэтому считаю, что в интересах дела надо срочно подбирать соответствующего кандидата на пост генерального прокурора.
- Как известно, президент Ельцин категорически настаивает на кандидатуре господина Ильюшенко, и ни о каком третьем лице в президентских кругах разговоров пока нет...
- После моей драматической отставки я убедился, что президенту Борису Ельцину нужен карманный, марионеточный генеральный прокурор, который будет выполнять любые, в том числе и незаконные, указания не только президента, но и каких-то клерков администрации. Я опасаюсь, что он будет упорствовать именно на кандидатуре Ильюшенко, пойдет на грубейшие нарушения Конституции и вопреки мнению Совета Федерации поставит его исполняющим обязанности.
- В последнее время все чаще можно слышать утверждения о том, что довольно большое влияние - и далеко не лучшее - на господина Ельцина оказывает его окружение. Насколько актуальны, по-вашему, эти разговоры?
- Я общался с Борисом Ельциным неоднократно, информировал его о состоянии законности, о расследовании первомайских и октябрьских событий.
Когда я был на расстоянии, в Омске, то читал в газетах "окружение президента", "коллективный Распутин" и так далее. Но мне это ничего не говорило, поскольку я считал и теперь считаю, что президент - глава государства - несет личную ответственность за все указы и распоряжения, которые он подписывает.
После же общения с его окружением я убедился, насколько я заблуждался. В администрации президента есть такие люди, которые могут подписать любой указ - о назначении-смещении должностных лиц страны, о ликвидации Министерства безопасности, о передаче Генпрокуратуре следственного изолятора в Лефортове. Из последнего указа я, например, узнал, что Генпрокуратура - впервые за всю свою деятельность и вообще впервые в мире - обзавелась своей собственной тюрьмой. Видел я и другие распоряжения президента. Сегодня дискутируют, подписывал или нет президент указ о строительстве военных баз в Прибалтике. Из Генштаба заявляют: да, подписывал, и мы будет строить эти базы. Пресс-секретарь президента Костиков опровергает: у нас и в уме такого не было...
Все это просто удивительно. Для меня это было страшно необычно. В деятельность прокуратуры пытался вмешиваться не только Ельцин, но и его советники, помощники, вплоть до чиновников, которые считали себя вправе позвонить мне.
- Не хотите ли вы назвать имена людей из окружения президента, которые пользуются особым авторитетом у господина Ельцина?
- Вы знаете, в самой же администрации президента мне говорили, что если надо подписать какой-то указ без соответствующей разработки, то это сделает не первый помощник президента. Надо обратиться к начальнику его личной охраны Коржакову - он решит все проблемы.
- На прошлой неделе в Совете Федерации вы сделали заявление, в котором предупредили о "грядущей открытой диктатуре". Интересно, а не жалеете ли вы сегодня о том, что некогда отдали свое место господину Ельцину?
- Я об этом не жалею. Во-первых, у меня всегда было развито чувство справедливости, и я считал, что если за меня было подано полтора или два миллиона голосов в Омском национально-территориальном округе, а за Ельцина было подано шесть с половиной миллионов голосов, то надо формировать ВС по рейтингу. И я полагал, что будет выведен такой рейтинг: за кого больше проголосовало, тот и обладает приоритетным правом, поменьше - на втором месте... Я рассчитывал, что таким образом я попаду в Совет национальностей.
Не жалею я о своем решении и по другим мотивам. На тот период этот шаг был оправдан. Тогда стояла задача разрушить тоталитарную систему (или, как мягко ее называли, административно-командную). Я думаю, что Борис Николаевич выполнил эту задачу, но было бы очень здорово, чтобы он ушел в отставку в августе или сентябре 1991 года, после известных августовских событий.
Общаясь с ним, я убедился, что у него если и есть какой-то талант, то только разрушителя. Разрушены экономика, культура, нравственность, и он продолжает выполнять свою роль.
Что касается диктатуры - возьмите октябрьские события. Как бы мы ни рассуждали, указ # 1400 неконституционен. Тогда я переживал за президента Ельцина, поскольку в то время он представлялся мне мудрым политиком, руководителем. Мне было непонятно, почему он делает ошибки, которые видны невооруженным глазом.
Другой разрушительный момент. Разве можно было приостанавливать закон о Конституционном суде? Хороший или плохой суд, но он в какой-то мере заполнял правовой вакуум.
И, наконец, тупиковая ситуация с генеральным прокурором Российской Федерации. Она порождена искусственно.
Я думаю, что в ближайшее время могут быть запрещены какие-то политические партии и ограничены права и свободы граждан.
- Чем вы намерены заняться по возвращении в Омск?
- Наряду с преподавательской и научной работой я намерен заняться и политической деятельностью. Я собрал своих доверенных лиц 1989 года, когда баллотировался в народные депутаты СССР. Мы приступили к созданию Партии единства и национального прогресса.
Я начал рассуждать так: в 1941 году сибирские дивизии спасли Москву от немецко-фашистского нашествия. Так, может быть, пришло время, когда сибирские политики спасут теперь Россию, но только уже не с оружием в руках, а в результате избирательной кампании. Я думаю, что наша партия будет ни справа, ни слева - она будет впереди. В отличие от других партий на первое место мы должны поставить возрождение нравственности, культуры.
Олег Рубникович
Источник:
P.S. Скажу честно, открывая эту тему я не испытывал тех же чувств к Казаннику, что к другим персонажам нашего "Паноптикума". Так же, не преследую цель - поставить по под сомнение порядочность этого человека. Но тогдашний роковой поступок Алексея Ивановича, на съезде народных депутатов СССР, в определенной степени, предопределил весь дальнейший ход нашей истории. Поэтому он и оказался среди тех, чьими стараниями мы имеем то, что имеем... Как говорится, пусть страна знает своих "героев".
И воздастся каждому по деяниям его!(с)