IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

автомобильные номера времен СССР


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 191

#1 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 12:25

1. ИСТОРИЯ НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ СССР

1.1. ПРЕДЫСТОРИЯ

Номерные знаки в нашей стране были введены ещё в конце 19-го столетия, почти одновременно с появлением первых номерных знаков в Европе. Однако есть сведения о том, что в одном из государственных указов 1812 года говорилось о необходимости установки жестяных табличек с номерами на повозки.
Единого стандарта номерных знаков изначально не существовало; знаки могли иметь разные цвета и размеры. Ежегодно, при прохождении техосмотра они подлежали обязательной замене, причём их цвет менялся. Поскольку у них не было стандартного крепления, их привязывали шнурками к транспортным средствам (автомобилям и гужевым повозкам) сзади. При движении транспортных средств номерные знаки болтались на шнурках и бились, вследствие чего они зачастую терялись.
Позднее было принято решение выпускать номерные знаки в виде узких и длинных табличек, соответствовавших мировым стандартам.

1.2. ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ СТАНДАРТЫ 30-Х ГОДОВ

Номерные знаки единого стандарта были введены в СССР в 1931 году. Они содержали букву, дефис и четыре цифры чёрного цвета на белом фоне. Выдача номерных знаков и учёт ТС находились в ведении Центрального Управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУ Дортранс).
В 1934 году был введён новый стандарт номерных знаков. Согласно новому стандарту, номерные знаки содержали четыре или пять цифр, под которыми мелким шрифтом писали название регионального отделения Дортранса. На момент введения стандарта в стране было 45 региональных отделений Дортранса, которые также назывались Дортрансами. Позднее, в ходе проводившегося тогда разукрупнения регионов были созданы ещё 9 Дортрансов.
В 1935 году в Системе ЦУ Дортранса была создана Государственная Автоинспекция (ГАИ), в ведение которой был передан учёт ТС.
Номерные знаки данного стандарта устанавливались на мотоциклы и в в некоторых случаях на тракторы. Если автомобиль ездил с прицепом, то задний знак крепился на него. Также были введены транзитные и тестовые номерные знаки ("ПРОБА").
В 1936 году Дортранс подвергся реорганизации: ГАИ была передана в ведение Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. В связи с этим стандарт номерных знаков был вновь изменён. Согласно стандарту, номерные знаки стали содержать белые символы на чёрном фоне. Изменился также и формат: цифр стало только четыре, а регионы стали обозначаться двухбуквенными сочетаниями (сериями) с использованием всех букв русского алфавита, за исключением "Ё", "Й", "Ъ", "Ы" и "Ь". Буквы серии ставились в начале, перед цифрами, а цифры разделялись дефисом по две.
Номерные знаки стандарта 1936 г. зачастую выпускались кустарным способом; как следствие, размеры номерных знаков и шрифт символов были разными.
В 1940 году, после вхождения прибалтийских республик в состав СССР, на их территории выдавались номерные знаки латинских серий ("ER" - в Эстонской ССР, "LR" - в Латвийской ССР). Однако номерные знаки серии "LR" отличались от стандарта 1936 г. (выпускались с символами выполненными другим шрифтом, а также со специфическим треугольным знаком Госавтоинспекции). Номерные знаки серии "ER" также выпускались кустарным способом на автобазах, что ставит под сомнение их соответствие стандарту 1936 г.
В годы Великой Отечественной Войны множество автомобилей были реквизированы для нужд армии, где получили военные номерные знаки. Формат военных знаков был типа А-6-66-83. Такая нумерация просуществовала до начала 60-х годов. Никакой системы в этих знаках не было, и это правильно с точки зрения ввода врага в заблуждение, правда буквы в военное время были в основном из начала алфавита.

1.3. НОМЕРНЫЕ ЗНАКИ ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ: СТАНДАРТ 1946 ГОДА

После окончания войны автомобили стали возвращать в народное хозяйство. Из-за того, что прежние регистрационные документы были утеряны, в учёте ТС воцарился хаос. Кроме того, появилось немало трофейных автомобилей с несоветскими номерными знаками. В связи с этим в 1946 году стандарт претерпел изменения: цвет знаков стал жёлтым, символы - чёрными. Буквы стали мельче, чем цифры, и располагались в верхнем левом углу на переднем знаке и сверху посередине - на заднем. Московской области, как отдельному региону, были выделены серии букв от "ЮА" до "ЮЯ". В некоторых регионах целиком выделяли серию для частных автомобилей (в Москве таких серий было 6).
Однако в Москве на служебные и частные легковые автомобили выдавали чёрные номерные знаки с белыми символами. На легковые автомобили номерные знаки (серий "МА", "МЩ", "МЮ" и других) устанавливались только сзади. Московская серия "МЯ" была выделена грузовым автомобилям и автобусам, а серия "ЭЖ" - такси. Номерные знаки с теми же сочетаниями букв и цифр выдавались и на мотоциклы .
В некоторых регионах автомобильные номерные знаки устанавливались на колёсные тракторы.
Стандартом 1946 года также был предусмотрен отдельный тип номерных знаков для прицепов. Как и автомобильные знаки, они содержали чёрные символы на жёлтом фоне, расположенные в два ряда: в верхнем ряду - две буквы кода региона и надпись "ПРИЦЕП" мелким шрифтом, в нижнем ряду - четыре цифры, разделённые дефисом по две.

1.4. НОМЕРНЫЕ ЗНАКИ ЭПОХИ "ЗАСТОЯ": СТАНДАРТЫ 1958 И 1965 ГГ

Однако к концу 50-х гг номерная ёмкость стандарта 1946 г. подошла к концу, в связи с чем в 1958 году был утверждён новый стандарт. Согласно ему, автомобильные номерные знаки стали содержать три буквы и четыре цифры белого цвета на чёрном фоне. Первые две буквы означали код региона регистрации ТС. Передние знаки выпускались в однорядном исполнении, задние - в двухрядном (в верхнем ряду - цифры, в нижнем - буквы).
Мотоциклетные номерные знаки выглядели точно так же, как и задние автомобильные, но отличались от них меньшими размерами.
Также были введены двухрядные прицепные номерные знаки. В верхнем ряду располагались четыре цифры, в нижнем - две буквы кода региона и надпись "ПРИЦЕП" мелким шрифтом.
Выдача номерных знаков нового стандарта началась с 1 января 1959 г.
Позднее, в 1965 году были введены номерные знаки для сельхозтехники (тракторов и тракторных прицепов). Они содержали чёрные символы на жёлтом фоне. Формат знаков был тот же, что и у прицепных для автомобилей (четыре цифры в верхнем ряду и две буквы кода региона или ведомства - в нижнем), но отличались по надписи мелким шрифтом внизу: "ТР-Р" - на номерных знаках для тракторов, "ПР-П" - на номерных знаках для тракторных прицепов. Позднее, в 1969 году часть серий номерных знаков для тракторов и тракторных прицепов была зарезервирована для министерств и ведомств (как для общесоюзных, так и для республиканских).
В 1965 году появились свои номерные знаки для мопедов. Они были аналогичны мотоциклетным, но отличались меньшими размерами.

Также в начале 60-х годов были введены номерные знаки следующих типов, не относящихся ко стандарту 1958 года:
1. Военные номерные знаки. Содержали четыре цифры и две буквы белого цвета на чёрном фоне; цифры разделялись дефисом по две.
2. Дипломатические номерные знаки. Содержали чёрные символы на белом фоне. Формат - буква "D", двузначный код диппредставительства (страны или международной организации) и три чередующиеся цифры.
3. Номерные знаки иностранных компаний. Содержали чёрные символы на белом фоне. Формат - буква "M" и пять цифр.
4. Номерные знаки иностранных корреспондентов. Содержали чёрные символы на белом фоне. Формат - буква "K" и пять цифр.

Несмотря на то, что номерные знаки прежнего стандарта подлежали обязательной замене, процесс замены знаков не был доведён до конца; некоторым любителям старины удалось сохранить знаки стандарта 1946 года и в наши дни. В некоторых регионах выдача жёлтых номерных знаков производилась до 1965 года. Мотоциклистов и мопедистов тоже обязали получать новые знаки. Но если первые более-менее исправно их получали, то вторые слишком халатно к этому относились. Поэтому через некоторое время ГАИ разрешила ездить на мопедах без номеров. Велосипедистам также постепенно перестали выдавать номерные знаки.
Некоторые владельцы мотоциклов перекрашивали номерные знаки наоборот (красили фон в белый цвет, а символы - в чёрный). Такие знаки стали называть "негативными".

В некоторых регионах (например, в Москве) автомобильные серии делились на личные, служебные и грузовые. Частным столичным автовладельцам досталась часть серий. Серия «МОС» принадлежала правительству и партийной верхушке, серии «ММА» и «ММН» - автобусам, серии «ММТ», «ММЛ» и «МММ» - такси.
При выдаче некоторых серий происходили курьёзы. Например, неблагозвучные серии Московской области "ЮБИ", "ЮБУ" и "ЮБЮ" было решено заменить вскоре после их выдачи.

Для выездов за границу выдавались номерные знаки серий с буквами, схожими с латинскими, причём при возвращении ТС из-за границы знаки сдавались назад в ГАИ.
Иностранным туристам, путешествовавшим по СССР, выдавались "негативные" номерные знаки серии "ТУР". Они содержали чёрные символы на белом фоне.

1.5. НОМЕРНЫЕ ЗНАКИ ЭПОХИ ПЕРЕМЕН: СТАНДАРТ 1977 Г

В 1977 году был разработан новый стандарт номерных знаков. Согласно стандарту, номерные знаки нового образца должны были содержать чёрные символы на белом фоне. Автомобильные знаки были разделены на два вида: государственные и частные. Формат государственных знаков остался тем же, что у знаков предыдущего стандарта (четыре цифры и три буквы), а формат знаков частных автомобилей приобрёл новый вид: чередующаяся буква, четыре цифры и две буквы кода региона.
Изменения коснулись вариантов исполнения передних и задних знаков: если передние знаки на всех легковых автомобилях были узкие и длинные в однорядном исполнении, то задние знаки на грузовиках были квадратными в двухрядном исполнении.

Первая партия номерных знаков нового образца для государственных автомобилей серии "ОЛМ" была выпущена в 1980 году специально для обслуживания Олимпийских Игр в Москве. После окончания Олимпийских Игр эти знаки были заменены обратно на прежние чёрные. Но тем не менее, весной 1981 года было официально объявлено о введении нового стандарта.
Мотоциклетные номерные знаки имели тот же формат символов, что и задние квадратные знаки для грузовых автомобилей, но отличались от них меньшими размерами.
Номерные знаки для прицепов и тракторов также стали выпускаться в двухрядном исполнении, с чёрными символами на белом фоне, но со срезанными углами. Прицепные и тракторные номерные знаки содержали в верхнем ряду цифры, в нижнем - буквы; нижние углы были срезаны. У номерных знаков тракторных прицепов было наоборот: вверху - буквы, внизу - цифры, срезаны верхние углы.
Изначально на всех государственных знаках третья буква чередовалась с "А", однако позднее порядок чередования третьей буквы был изменён: на знаках легковых автомобилей третья буква стала чередоваться от "А" до "К", а на знаках грузовых автомобилей - от "Л" до "Я". Однако в некоторых регионах, где было много грузовых автомобилей (г. Москва, Московская, Ростовская области и т.д.), отдельные коды на государственных номерных знаках резервировались для грузовых автомобилей целиком, т.е. им выделялись все серии с третьей буквой от "А" до "Я".

В конце 70-х гг. были введены новые дипломатические номерные знаки: они стали содержать белые символы на красном фоне. Поскольку число диппредставительств в СССР приблизилось к сотне, ресурс двузначных кодов диппредставительств оказался на грани исчерпания. По этой причине на новых дипломатических номераных знаках ввели трёхзначные коды диппредставительств: к ранее существовавшим двузначным кодам добавили слева цифру "0", а новым диппредставительствам стали присваивать коды второй сотни в порядке очереди.
Также были введены новые номерные знаки для иностранных компаний, СМИ, а также для иностранных граждан, временно проживавших в СССР и экспорта автомобилей (окончательного выезда) за пределы СССР. Они содержали чёрные символы на жёлтом фоне. Формат этих номерных знаков был тем же, что у дипломатических. но трёхзначная кодовая привязка различалась: номерные знаки иностранных компаний и СМИ имели кодовую привязку к странам (как на дипломатических номерных знаках), тогда как кодовая привязка номерных знаков иностранцев, временно проживавших в СССР и экспортных номерных знаков была региональной, по месту временного проживания.

В конце 80-х годов, когда в СССР начала развиваться кооперация, в некоторых регионах были введены так называемые "кооперативные" госсерии (например, "ВЛК" во Владимирской области).
В 1989 году стандарт претерпел изменения. Были введены так называемые специальные государственные номерные знаки (спецномера) для легковых автомобилей государственных предприятий, учреждений и общественных организаций (в частности, для скорой помощи и аварийных служб). Они отличались от обычных государственных знаков тем, что буквы следовали перед цифрами. В большинстве случаев третья чередующаяся буква была "С"; использовались также и другие буквы.
Автомобили с этими номерными знаками имели преимущество в движении.

В некоторых регионах вводили так называемые "пьяные" серии частных номерных знаков для тех автовладельцев, которых ловили пьяными за рулём (чаще это были серии с первой чередующейся буквой "п" (пьяный) или "я" (ядовитый)).

На Шпицбергене кустарным способом выпускались номерные знаки серий "АРБ" и "АРП", производные от знаков государственных автомобилей. Они содержали символы, выполненные нестандартным шрифтом.

1.6. КОНЕЦ ЭПОХИ

Эпоха советских номерных знаков завершилась с развалом СССР. Бывшие союзные республики, провозгласившие независимость, стали вводить свои номерные знаки. Первыми это сделали Казахстан, Узбекистан и Эстония в 1991 году. В связи с этим Эстония отдала невостребованные государственную серию "ЕАТ" Москве и "ЕАХ" - Московской области.
В Латвии и в Литве с 1991 по 1993 год выдавали так называемые "переходные" знаки советского формата, серий "LA", "LL" и "LT", содержавших латинские буквы. В связи с этим частная литовская серия ф....ЛК также оказалась невостребованной и была отдана Карелии.
Выдача советских номерных знаков в Российской Федерации производилась до конца 1993 года. В Республике Татарстан они выпускались в производном формате: слева на них наносился национальный флаг, а все символы были подвинуты вправо. Формат номерных знаков юридических лиц Татарстана был производным от формата государственных советских знаков, а формат знаков физических лиц Татарстана - от частных советских.
Знаки советского формата серий, использовавших буквы, схожие с латинскими, выдавались на Украине вместе с "независимыми сериями" советского формата до 1995 года.
В некоторых бывших союзных республиках советские автомобильные номерные знаки выдавались до середины 90-х годов (в Армении - до 1996 года). В самопровозглашённых республиках Абхазии и Южной Осетии выдача производилась до середины 2000-х годов, причём серии знаков были выбраны ими самовольно.

Однако советские номерные знаки оставили свой след в истории. В некоторых республиках для некоторых видов ТС знаки советского формата выпускаются до сих пор (прицепные знаки в Армении, Туркменистане и Казахстане).
Номерные знаки юридических и физических лиц Туркменистана также наследуют свой формат от советских номерных знаков стандарта 1977 г.
Дипломатические номерные знаки и номерные знаки иностранцев во многих странах СНГ также унаследовали цвет фона и символов, а в некоторых республиках - также и формат (например, номерные знаки для иностранных граждан и предприятий в Азербайджане, Казахстане и в нынешнем стандарте в Узбекистане). Система трёхзначных кодов диппредставительств стран и международных организаций на дипломатических номерных знаках Российской Федерации также унаследована от советской.

В некоторых государствах СНГ (России, Беларуси, Украине) можно до сих пор встретить советские номерные знаки стандарта 1977 г., реже - стандарта 1958 г., а если повезёт, то и стандарта 1946 г. (чаще всего в Харькове).

источник
http://avto-nomer.ru...?showtopic=4120
оДна жизнь-оДна команДа

#2 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 12:33

Людвиг Аристархович, это фото раздел. Пожалуйста, добавьте фотографии к сообщению.

#3 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 12:34

о3798ме


з8196мк


ф0689мж


з3779ме




ц1110мк


х8873ме

оДна жизнь-оДна команДа

#4 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 14:55

военные номера 60-90х
8318яю,0824ен

Прикрепленное изображение: q.jpg
оДна жизнь-оДна команДа

#5 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 22:10

Прикрепленное изображение: q.jpg
Прикрепленное изображение: w.jpg
оДна жизнь-оДна команДа

#6 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 22:25

в правом ряду-мопедные Советские
Прикрепленное изображение: s.jpg
оДна жизнь-оДна команДа

#7 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 14 September 2010 - 22:27

c тракторов и тракторных телег/прицепов

Прикрепленное изображение: 2.jpg

Прикрепленное изображение: 1.jpg
оДна жизнь-оДна команДа

#8 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 16 September 2010 - 08:11

5370мнэ

оДна жизнь-оДна команДа

#9 villis

villis

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 669 сообщений

Отправлено 16 September 2010 - 16:56

В некоторых государствах СНГ (России, Беларуси, Украине) можно до сих пор встретить советские номерные знаки стандарта 1977 г., реже - стандарта 1958 г., а если повезёт, то и стандарта 1946 г. (чаще всего в Харькове).



Если не возражаете, то добавлю своё фото.

Прикрепленное изображение: 091.jpg

Прикрепленное изображение: 092.jpg

#10 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 17 September 2010 - 07:33

villis,
отлично,спасибо!помогайте по мере возможности
оДна жизнь-оДна команДа

#11 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 17 September 2010 - 08:16

Пожалуй и я внесу свою лепту в данную тему smile

Прикрепленное изображение: 1.jpg

Прикрепленное изображение: 2.jpg

Прикрепленное изображение: 3.jpg

#12 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 17 September 2010 - 09:03

супер! тоже коллекционируете ГРЗ?



вот очень интересный экземпляр. машина из 2000х,номер из 80х.....

оДна жизнь-оДна команДа

#13 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 17 September 2010 - 09:43

супер! тоже коллекционируете ГРЗ?


Нет, просто однажды нашёл эти три номерные знака.

#14 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 17 September 2010 - 10:06

ф8198мн

оДна жизнь-оДна команДа

#15 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 18 September 2010 - 18:01

Сфотографировал сегодня:

Прикрепленное изображение: DSC04892.JPG

Прикрепленное изображение: DSC04893.JPG

0417МТБ

#16 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 18 September 2010 - 23:20

копье дряхлого вида,можно было бы и не тока сфотать.....
оДна жизнь-оДна команДа

#17 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 26 September 2010 - 12:11

Москвич 406 во всей красе, только зеркала не "родные"

Прикрепленное изображение: IMG_8683.JPG

Прикрепленное изображение: IMG_8686.JPG

гос номер Ц8667МО

#18 Людвиг Аристархович

Людвиг Аристархович

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 85 сообщений

Отправлено 26 September 2010 - 12:28

ф1843мн


оДна жизнь-оДна команДа

#19 Mek

Mek

    Ветеран

  • Администраторы
  • 1972 сообщений

Отправлено 10 October 2010 - 12:20

"Шестёрочка"

Прикрепленное изображение: IMG_9072.JPG

Гос номер Р 85 13 ММ

#20 villis

villis

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 669 сообщений

Отправлено 10 October 2010 - 12:52

Поддерживаю. Волга, 24-ка.

Прикрепленное изображение: 9.jpg