IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


- - - - -

Ауровиль - опыт "коммунизма" в миниатюре


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 3

#1 iOne

iOne

    Заслуженный

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 808 сообщений

Отправлено 07 September 2010 - 13:09

Хочу вам поведать о расположенной на территории Индии общине, по своим характеристикам напоминающую (напоминавшей) коммунистическое общество.
_____________________
Ауровиль

В штате Тамилнад на юге Индии, в трех часах езды от столицы штата – города Мадрас расположено одно из старейших в мире альтернативных поселений – Ауровиль. В российской прессе конца восьмидисятых – начала девяностых годов промелькнуло несколько статей об этом городе-общине, статей в меру восторженных (тогда, на излете “перестройки”, было модно писать о различных моделях социализма) и в меру далеких от истины. Автор этих строк, разумеется, не притендует на абсолютную объктивность. Но он жил в Ауровиле несколько недель, общался со множеством местных жителей – как со сторожилами, так и с людьми поселившимися в городе сравнительно недавно. Из всего услышанного и увиденного складывается определенная картина, которую автор и собирается предложить вниманию читателей.

Ауровиль был создан в 1968 году и созданием своим он в очень большой степени обязан Мирре Альфассе, ближайшей сподвижнице известного в Индии (да и у нас в стране) индийского мыслителя Шри Ауробиндо. Тогда, в шесдесят восьмом, сотни молодых людей, без сомнения альтруистов, мечтавших о преодолении трудностей, о коммунитарной жизни, основанной на равенстве и самоуправлении, об обществе обеспечивающем максимально свободное и гармоничное развитие личности, отправились на юг Индии. Мирра Альфасса – основоположница этого проекта, пользовалась огромным влиянием (основанном на уважении и симпатии) со стороны других участников проекта и была безусловным авторитетом в вопросах этических, имено она разработала “хартию Ауровиля” и основные принципы его существования, но она в целом не вмешивалась в процесс принятия конкретных решений. С самого же начала система принятия решений по текущим вопросам строилась на основе базисной демократии. Об этих принципах и о различных направлениях деятельности Ауровиля и ауровильцев следует поговорить подробнее.

В систему общественных отношений Ауровиля было заложенно несколько очень мощных идей. Во-первых, в отличии от многих коммунарских проектов, Ауровиль изначально рассматривался его участниками как эмбрион будущей свободной цивилизации, как коммунна коммун. Т.е. он представлял из себя не одну отдельно взятую общину, а несколько десятков взаимодействующих между собой общин, разбросанных на территории в несколько квадратных километров. Решения касающиеся строительства жилья, развития инфраструктуры (коммунальных служб, центров образования и т.д.) принимались в комуннах путем коллективных обсуждений, а в тех случаях, когда решения того или иного вопроса касались нескольких коммун, они принимались ими сообща.

Во-вторых Ауровиль включал в себя несколько десятков производственных кооперативов сфера деятельности которых была многообразна: от текстильных предприятий и объединений строителей, до резьбы по камню или дереву. Эти предприятия принадлежали не их участникам и даже не коммуннам, на территории которых они были расположены, а всему Ауровилю. Решения, касающиеся организации производства принимались работниками кооперативов путем коллективных обсуждений, на которых эти люди выступали не как владельцы производства, и не как представители своих коммун, а как граждане Ауровиля. Такая система припятствовала развитию групового эгоизма, способствовала гибкому взаимодействию кооперативов между собой, обеспечивала работникам возможность легко перейти с одного предприятия на другое. Следует отметить, что большое внимание уделялось самообеспечению города всем необходимым для него. Но, поскольку Ауровиль находился в “капиталистическом окружении” и не был в состоянии создать полностью самообеспечивающуюся экономику, то кооперативы вынуждены были, по крайней мере отчасти, работать вовне, т.е. продавать вовне ту часть своей продукции, которая не предназначалась для нужд самого Ауровиля. Тем не менее, действовал избранный снизу “Центральный фонд” – комитет перераспределявший средства от наиболее преуспевающих производств (последние отдавали до 50% прибыли) в пользу наименне преуспевающих проектов. Следует отметить также, что внутри Ауровиля деньги играли небольшую роль, в перспективе же планировалось отменить их совсем, полностью перейдя к системе: работа в обмен на бесплатное жилье, питание, образование и т.д.

В-третьих, Ауровидь не рассматривался его участниками как самодостаточный, замкнутый проект, а напротив, был с самого начала направлен вовне. Поэтому особое значение имела схема отношений поселенцев (в основном – выходцев из стран Западной Европы) и местных жителей – тамилов. Участниками проекта была усвоена следующая точка зрения: мы здесь – гости, тамилы, напротив, живут здесь уже несколько тысячилетий – они хозяева этой земли. Следовательно, нужно с уважением относиться к их культуре, обычаям, изучать их язык, прислушиваться к их мнению. Необходимо также по мере сил, оказывать им безвозмездную помощь (провести электричество в тамильские деревни, лечить тамилов бесплатно в медицинском центре Ауровиля, обучать в школах Ауровиля их детей). Одновременно следует пропагандировать среди тамилов коммунитарную культуру, следует помогать им создавать кооперативы, следует принимать в Ауровиль тех, кто этого желает. В перспективе планировалось включить в Ауровиль всех жителей окрестных деревень (около 50 тыс. человек), а затем продолжать расширять границы влияния.

В-четвертых, Ауровиль изначально не имел никаких центральных органов управления. Были избираемые снизу комитеты, курировавшие конкретные вопросы. Например, упомянутый выше центральный фонд, комитет по озеленению, комитет по приему в Ауровиль новых членов, генеральная ассамблея производителей, социальный комитет по оказанию помощи местным жителям, комитиет по образованию и другие. В тех случаях, когда направления деятельности комитетов пересекались, они решали вопросы путем совместных обсуждений, принимая решения сообща. Не реже чем раз в в год могло собираться общее собрание ауровильцев. Таким образом, структура общественных отношений Ауровиля была достаточно близка к анархическому (либертарному) коммунизму.

В-пятых, особое место в деятельности ауровильцев играла экология. В качестве источников энергии использовались ветряки и солнечные батареи. На предприятиях использовались лишь безопасные для окружающей среды технологии. На территории Ауровиля запрещалось использование иных механических средств передвижения, кроме велосипедов. Асфальтовые дороги не строились. А главное, проводилось озеленение территории, которая вначале была пустыней, а спустя некоторое время превратилась в цветущий сад.

В-шестых, большое значение придавалось досугу. Обязательный рабочий день в Ауровиле составлял 4-5 часов, затем человек волен был делать все, что его душе угодно. Можно было вернуться на свое рабочее место или принять участие в тех или иных общественных работах, если того требовали обстоятельства (иногда так и поступали), кроме того было созданно множество спортивных, культурных и даже научных проектов (музыка, живопись, обучение различным ремеслам, занятия историей и т.д.)

Но читатель уже, вероятно, заметил, что мы ведем этот разговор, в основном, в прошедшем времени. В первые годы своего существования Ауровиль действительно добился больших успехов, которые были закреплены в последующие годы. Развивались производства, росли и множились коммунны, несколько сотен тамилов вступило в общину Ауровиля, став самой крупной этнической группой в его составе. К сожалению, в 80е годы ситуация начала меняться. Постепенно перестали переизбираться ауровильские комитеты. Во многих коммунах появились неформальные лидеры, по сути дела, сосредоточившие в своих руках всю полноту власти. В кооперативах – менеджеры, осуществляющие управление производствами и распределяющие прибыль. Многие старые ауровильцы покинули город, на смену им приехали другие люди: менее альтруистичные, но зато более предприимчивые. Менеджерская система позволяла им открывать здесь свои, уже по сути частные предприятия, наживаясь на дешевом труде местного населения (теперь отчисления в Центральный Фонд для многих производственных проектов составляют всего лишь 5-10% от прибыли). Почти прекратилась помощь местным жителям. Она теперь выражалась только в том, что ауровильский комитет по социальным проблемам предоставлял им информацию об имеющихся в городе вакансиях на рабочие места, но разумеется только потому, что это, прежде всего, было выгодно самим ауровильским предпринимателям. Правда, местные жители снова добились права лечиться в медицинском центре Ауровиля, но только после того, как работники центра – тамилы пригрозили забастовкой.

Комерциализация Ауровиля продолжилась и в 90е годы. Теперь вы не можете просто так, бесплатно, вступить в общину (еше десять лет назад это было возможно), вы обязаны выплатить кругленькую сумму в несколько тысяч долларов и при этом в течении пятнадцати месяцев работать на предприятиях Ауровиля бесплатно. Понятно, что это по карману лишь обеспеченным европейцам и американцам. Бедным больше нет места в Ауровиле. Как следствие – ухудшились отношения между тамилами и переселенцами из Европы, ведь сегодня большинство менеджеров – европейцы, тогда как большинство рабочих – тамилы (прежде всего жители окрестных деревень, не являющиеся членами общины): отсюда неизбежный антогонизм между работниками и работодателями, между бедными и богатыми, который в местных условиях приобретает еще и рассовый оттенок. Но почему же все это произошло?

Думается, причин несколько. Во-первых, возможно сказался уход центральной фигуры: Мирра Альфасса умерла в 1973 году. Слишком многое зависело лично от нее. Во-вторых, мне несколько раз приходилось слышать, что пока Ауровиль жил бедно, были и взаимопомощь и братство и настоящее самоуправление, а вот сейчас жизнь наладилась, люди стали богаче, и их теперь больше всего волнует собственное благосостояние, а там – гори все синим пламенем. Теперь многие стали смотреть на малообеспеченных местных жителей как на потенциальную угрозу своему благосостоянию. Кажется, что ауровильцы с честью прошли испытания трудными жизненными условиями, бедностью, тяжелой работой, а вот испытания богатством не выдержали. Как бы то ни было, Ауровиль перестал быть коммунной и превратился в обыкновенный буржуазный город, весьма привлекательный для туристов и обеспечивающий свое благосостояние за счет эксплуатации дешевого труда местного населения. Эксперемент завершился неудачей. И все же: на протяжении двух десятилетий сотни людей жили в условиях равенства и самоуправления, и могли успешно решать многие задачи. Почему бы не предположить, что в несколько иных условиях подобным образом не могли бы жить сотни тысяч, и даже милионы людей? Думается, изучая опыт различных коммунитарных проектов, можно найти ответы на многие вопросы, с которыми нам приходиться сталкиваться в повседневной жизни.

Михаил Магид

http://miresperanto....j/auroville.htm

#2 СКИФ

СКИФ

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1709 сообщений

Отправлено 07 September 2010 - 13:37

Здесь первая часть фильма: "Ауровиль - город радости", его показывали по ТВ. Я смотрел, давно правда.(Всего 4-е части)



А это, дополнительнно, под Imagine Джона Ленона:


Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно!

#3 W.Leonard

W.Leonard

    Бывалый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 47 сообщений

Отправлено 08 September 2010 - 11:47

Нужно ,учесть их ошибки и идти дальше,не опускать руки.
Слишком много внимания они уделяют идее строительства города и мало Человеку,идеология у них так же не от Человека а от чего-то "Высшего".Все это напоминает луна-парк или пионерлагерь ,это не город в котором ЖИВУТ люди ,это какой-то "проект".Все у них как-то неестественно ,ненастояще.

Методы избавления от денег странноватые. Если после смерти гуру или вождя все "идет не туда",значит 90% идеи и составлял этот гуру или вождь.Отгрохали этот шар здоровый ,лучше бы дома для людей или школу,или велосипедную фабрику.Говорят что там нет религий,на самом деле все пропитано религией,граничащей с сектанством

По моему все это только отвлекает , запутывает людей.Или даже запугивает."Мол свобода,равенство,братство -это так сложно,так ответственно,не каждый сможет , не пытайтесь повторять дома,приедьте к нам туристом на 3 недели ,потом если выдержите ,приезжайте жить,мы вас примем ,может быть.

А вообще подозрительный проект.Я не удивлюсь если через пару лет по ящику скажут что идея достигла своего финала(абсурда) и социализм не возможен,а "человек человеку волк"-основа всех основ.И будет это какой-нибудь культурный центр,для туристов

Но в начале было слово:


“Где-нибудь на Земле должно быть место которое ни одна страна не могла бы считать своей собственностью, где все люди доброй воли, искренние в своем устремлении, могли жить свободно, как граждане мира, повинуясь только одному авторитету — высшей Истине. Там должны царить мир, согласие и гармония, а все боевые инстинкты человека использоваться исключительно для уничтожения причин его страданий и бедствий, преодоления человеческих слабостей и невежества, для победы над его ограниченностью, несостоятельностью; место, в котором потребности духа и стремление к прогрессу получили бы предпочтение над удовлетворением желаний и страстей в поисках удовольствий и материального достатка. В таком месте дети могли бы расти и развиваться, не теряя связи со своими душами; образование давалось бы не для сдач экзаменов и получения дипломов или должностей, а для обогащения и усиления уже имеющихся способностей и развития новых. Здесь титулы и социальное положение были бы заменены возможностями служить и организовывать; потребности тела были бы в равной степени удовлетворены, а интеллектуальное, моральное или духовное превосходство выражалось бы не в увеличении доступных удовольствий и материального достатка, но в увеличении обязанностей и ответственности. Красота во всех ее художественных формах — рисовании, скульптуре, музыке, литературе — была бы в равной мере доступна всем, и возможность наслаждаться ее плодами зависела бы только от духовных потребностей каждого, но не от социального или материального положения. Так как в этом идеальном месте деньги больше не были бы высшим мерилом личных достижений, индивидуальность ценилась бы намного больше, чем материальное благополучие и достижения в карьере; и работа больше не была бы средством к существованию, но стала бы способом самовыражения и создания возможностей служить обществу, которое, в свою очередь, обеспечивало бы каждого всем нужным для жизни.
Короче говоря, это должно быть место, где человеческие отношения, которые пока что основываются почти исключительно на соперничестве и борьбе, заменились бы на стремление превзойти другого в способности творить добро, на сотрудничество и истинное братство”.
Мирра Ришар . 1954 год
Не знаю как вам ,а мне этот текст навевает мысли о том что все с самого начала задумывалось как дискредитация идей свободы,равенства , общины.Хотя внешне вроде бы красиво.

#4 Flanker

Flanker

    Ушёл.

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 6705 сообщений

Отправлено 11 December 2011 - 17:02

Дания. Христиания

Прикрепленное изображение: 003.jpg

Всего в двадцати минутах ходьбы от Датского парламента находится одно из самых шокирующих мест Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. Обыватели этот район не любят и делают вид, что его попросту нет. Однако Христиания - сбывшаяся мечта хиппи - существует. Три десятилетия лет назад отцы - основатели Христиании, следуя, видимо, средневековой традиции, объявили ее "вольным городом". Действительно, все признаки вольного города налицо: в Христиании свои законы, свое управление, своя казна и своя полиция, вернее, полное отсутствие таковой. Даже имеется собственный флаг. Связь с сюзереном, то есть с Копенгагеном, в центре которого Христиания расположена, минимальна - от нее требуется только исправно платить налоги. Площадь этого анклава несколько десятков гектар, население около тысячи человек, но точно его никто не подсчитывал.

Формально жители Христиании - подданные Датской короны, но сами себя они считают гражданами мира. Ведь многие из них - бывшие хиппи, сохранившие верность идеалам этого мощного молодежного движения шестидесятых. Зародилось оно в Сан-Франциско. Война во Вьетнаме и значительные потери, которые несли в ней Соединенные Штаты, заставили выплеснуться наружу антибуржуазные настроения, давно зревшие в студенческой среде. Протест против бессмысленной бойни в Юго-Восточной Азии вылился в протест против всякого насилия. Вообще, против всякой несвободы. Семья, государство, труд ради приобретения материальных ценностей - все это хиппи считали формой порабощения человека. Они одевались в лохмотья, жили коммунами, питались чем бог пошлет и признавали только свободную любовь. В 1969 г. конфликт во Вьетнаме приобрели характер войны на уничтожение. Хиппи устраивали митинги протеста, жгли повестки в армию. 15 августа недалеко от маленького городка Вудсток штата Нью-Йорк они устроили фестиваль музыки, мира и любви, на котором выступили ведущие рок-музыканты. Это был звездный час движения - почти полмиллиона человек собралось на поле, арендованном у фермера Макса Ясгура. Молодые люди слушали своих кумиров, курили марихуану и пели "Fuck the war".

Левые настроения господствовали в среде не только американской, но и европейской молодежи. В 1971 г. в Копенгагене хиппи проводили нечто вроде выставки-продажи своих поделок. Ночевать им было негде и, сломав забор, окружавший заброшенные казармы короля Кристиана (отсюда и название Христиания), они заняли пустующие здания. Поначалу власти особо не протестовали: когда антисоциальные элементы сконцентрированы в одном месте, за ними легче присматривать. Вслед за хиппи в Христианию стали перебираться люди, которые по тем или иным причинам не вписывались в западное общество. Кто-то мечтал обрести здесь свободу, кого-то влекла сюда возможность безбоязненно употреблять наркотики.

Вообще-то в Дании наркотики, как легкие, так и тяжелые, запрещены. Но свою территорию христианцы объявили свободной только от тяжелых наркотиков. А вот гашиш и тем более марихуану здесь за наркотики не считают - это просто средства для расширения сознания. Запретить их - значит ограничить свободу личности. К тому же продавцы травки платят налог, пополняя таким образом местный бюджет. Торговля легкими наркотиками играет важную роль в экономике страны. Но большинство христианцев зарабатывают на жизнь не этим. Половина живет на пособия от соседней Дании. Некоторые граждане сколотили состояние еще до переселения в Христианию. Кто-то зарабатывает деньги, собирая велосипеды или продавая экологически чистые продукты. Художники живут за счет продажи собственных картин.

Художник Лаури Грундт родом из маленького норвежского городка. В Данию приехал в 60-х. Дома, обыватели показывали на него пальцем: "Бездельник, только и умеет, что махать кисточкой". Несколько лет Грундт прожил в Копенгагене, а когда стукнуло пятьдесят, взял, да и перебрался в Христианию. Сейчас художнику 80. Живет он на последнем этаже бывшей казармы. Единственная комната служат ему и супруге гостиной, спальней и мастерской. Пламенная революционерка Роза Люксембург и собственная жена - две главные музы художника. Помимо занятий живописью Лаури Грундт играет на скрипке, пишет стихи... Как всякий художник, он немного чокнутый, но политику властей оценивает здраво. Казармой, где обитает Лаури, управляет домовый комитет. Он нанимает мастеров, когда надо сделать ремонт, разбирает споры между членами комунны. Если, к примеру, кого-то раздражают рисунки на стенах, он тоже обращается в комитет. И тот собирает мнения жильцов: надо закрашивать графити или нет. В Христиании нет диктатуры большинства - решения принимаются не голосованием, а путем достижения консенсуса. Вот такая народная демократия.

Лаури вспоминает случай, как в Копенгагене несколько молодых людей самовольно заняли здание пустовавшей фабрики. Они организовали там ателье, художественную школу, ресторан. Через год полиция их выгнала, и все это досталось муниципалитету. Точно так же, считает художник, поступят и с Христианией. Тем более что за тридцать лет вольный город оброс кое-какой собственностью. Здесь появились электричество и водопровод, аптеки и детские сады, мастерские, госпиталь. Кстати, во всех этих учреждениях работают и обычные жители Копенгагена, ведь зарплаты в Христиании в среднем выше, чем в столице. Как вести бизнес, кого брать на работу, а кого нет - все это решается на общем собрании, которое проводится минимум раз в неделю. Местные рестораны, кафе и бары всегда полны. Большинство посетителей - туристы. Им показывают магазины, торгующие экологически чистыми продуктами, свечной заводик, фабрику косметики, общественную баню, типографию. Со всей Северной Европы в Христианию едут скейтбордисты, чтобы пообщаться и показать свое мастерство. Здесь одна из лучших в мире площадок для занятия этим видом спорта. За состоянием окружающей среды в "вольном городе" следят специальные "зеленые бригады". В восьмидесятых годах правительство Дании поручило частной фирме разработать план благоустройства территории бывших казарм. Была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что благоустраивать в Христиании нечего. Здесь есть все, что нужно для нормальной жизни.

Мелина (гражданка Христиании): "Дома у нас без номеров, только с вывесками. На конвертах пишут так: Ричарду из Дома на дереве, Матильде в Дом башмаков, в Школу факиров - чародею Касперу, Дом оперы - Францу. Почтальону этого достаточно". Землей и наркотическими казармами владеет Дания. Дома и жилые вагончики находятся в общественном пользовании. Если жилплощадь освобождается, то большое собрание решает, кто может занять освободившуюся квартиру. Менее важными вопросами занимается общественный совет, который состоит из представителей от 10 микрорайонов Христиании.

Регет живет в бывшем пороховом складе - самом старом доме "вольного города". Построен он в 1688 г. Мать Регеты и ее отчим переехали в Христианию, когда девочке было 7 лет. Сейчас у нее своя семья: муж и четверо детей. Младшему 6, старшему 14: "Дом - собственность министерства обороны. Мы оплачиваем коммунальные услуги - это 700 крон - и фиксированный налог - 880 крон в месяц с человека". Налоги поступают в местный бюджет. Несмотря на то что платят далеко не все, в год набирается около 10 млн. крон. Часть денег идет прямиком в Датскую казну, остальные тратятся на нужды города. Причем, если судить по чистоте, царящей в общественном туалете, весьма эффективно. Регет платит налог, еще и как бизнесмен. Она содержит конюшню и школу верховой езды. У Регет 16 лошадей, несколько жеребят и два пони. Целыми днями она возится со своими питомцами. Для нее это и страсть, и заработок - школа, естественно, платная. Часть денников занимают лошади, принадлежащие частным лицам. Семья Регет за ними ухаживает, за что получает определенную плату. Если власти ликвидируют Христианию, лошадей придется продать. Для Регет - это катастрофа.

Плохо придется в этом случае и молодым музыкантам Христиании. В местной студии "Вентура Рекордс" их записывают бесплатно. Хозяин Ричард берет деньги только с пришлых клиентов - за счет них студия и существует: "Если чиновники закроют мою студию, придется искать новое помещение, перевозить аппаратуру. Не знаю, хватит ли у меня на это средств. А что будут делать музыканты, вообще непонятно". В любом случае, Ричард не собирается просто так дать себя выставить на улицу. Оружие в "вольном городе" иметь запрещено, поэтому на случай, если к нему заявятся полицейские, хозяин студии завел бойцового пса Ивела. Но, может, зря беспокоятся обитатели Христиании? Насильно выселить тысячу человек сегодня практически невозможно - пресса и телевидение поднимут такой шум, что чиновникам не поздоровится. Да и раньше все попытки властей ликвидировать "вольный город" заканчивались ничем. Когда в последний раз полиция, вооруженная дубинками, вторглась в Христианию - жители преградили им путь баррикадами.

Нам предстояло встретиться с Пэром Далгаартом. Он возглавляет юридический отдел аппарата Народной партии, которая выступает за ликвидацию Христиании. Путь до загородного дома политика оказался неблизким. Датская Народная партия - организация правого толка. Она выступает за ужесточение законов, регулирующих иммиграцию. Народники предлагают выдворить из страны даже тех, кто приехал сюда 30-40 лет назад. В парламенте партия имеет всего 22 места из 179, но она входит в коалицию правых партий и потому достаточно влиятельна. Христиания для правых - бельмо на глазу. Господин Далгаард считает, что в "вольный город" нужно ввести полицейские части, под охраной которых рабочие снесут старые казармы и построят на их месте новые жилые дома. Обитателям Христиании будут выделены в них квартиры. Если же кто-то не сможет оплачивать новое жилье, что ж - пусть перебирается в район поскромнее. В апреле этого года фолькетинг потребовал от общины запретить торговлю наркотиками и допустить в Христианию полицию. Но вольный город эти требования отверг. В сознании простых обывателей Христиания продолжает оставаться самым большим злом в Северной Европе. Все 30 лет своего существования она была горячей политической точкой. Полицейские говорят, что уничтожить эту независимую территорию можно только точечными бомбовыми ударами. Однако, по мнению датских аналитиков, город хиппи и панков, город наркоманов и бездельников будет ликвидирован. Это лишь вопрос времени.

Если планы народной партии будут реализованы, дом Кати снесут. Тридцать лет назад восемнадцатилетней девушкой она пришла в Христианию, просто чтобы посмотреть, как здесь живут люди. И осталась. В Христиании родились трое ее детей: два мальчика и девочка. Младшему 14, старшему 22. Дети, как и мать, уезжать отсюда не хотят. Кати пригласила нас в мастерскую, где она работает. У нее необычная для женщины профессия - сварщик. Когда-то Кати работала педагогом и социальным работником, но подруги позвали ее в свою бригаду - пришлось осваивать новую специальность. В мастерской работают и мужчины, но у них своя отдельная бригада и в дела женщин они не лезут.

Все детские учреждения Христиании, а их три, содержатся на средства общины. Брит - воспитатель в Христиании. Она учит детей всяким поделкам. В ход идут только природные материалы. Воспитательница считает, что работа с ними развивает воображение. По средам группа Брит посещает бассейн. Вместе они ходят в музеи, гуляют по Копенгагену. С ликвидацией "вольного города" детские сады и группу продленного дня также придется закрыть.

Вечером мы отправились в самый популярный клуб Христиании, "Музиклопен". Он работает до шести утра. Здесь в свое время выступали Аланис Морисет, Блер, Боб Дилан, Грин Дэй, группы Рэйндж Эгейнст ве Машин, Портисхэд. Играть на такой сцене большая честь для молодых музыкантов. Посетители курят марихуану, гашиш, но атмосфера в клубе спокойная и дружелюбная. Наркотики, действительно, серьезная проблема. Но это не повод, чтобы ломать судьбы сотен людей, никакого отношения к зелью не имеющих. В 2005 г. состоятся выборы в Датский парламент. Не исключено, что на них победят социал-демократы, которые по отношению к "вольному городу" настроены более миролюбиво. Но Христиании до этого надо еще дожить.

Источник: http://www.vokrugsve...tv/vs/cast/362/